С. Дягилев образец «топ-менеджера» русской культуры

Ярким примером разностороннего "топ-менеджера" русской культуры предстает Сергей Дягилев, благодаря которому в свое время мир познакомился с русским искусством. С. Дягилева можно назвать гениаль­ным импресарио, гением с уни­кальным творческим видением, а на современный манер - топ-менеджером в сфере высокого искусства.

Дягилев обладал звучным баритоном, мечтал стать профессио­нальным певцом. Он закончил юридический факультет Петербургско­го университета и одновременно обучался в Петербургской консерва­тории. Молодой Дягилев боготворил Глинку, оперы которого в доме Дягилевых распевали наизусть. Но ни юристом, ни певцом Дягилев не стал. Его друг, соратник и "интеллектуальный опекун" Александр Бенуа главной "специальностью" Дягилева считал волю, энергию и упорство, а также изумительное понимание человеческой психологии. "Он, которому было лень прочесть роман, и который зевал, слушая и очень занимательный доклад, способен был внимательно изучать ав­тора романа или докладчика. Приговор его был затем разительно то­чен, он всегда отвечал правде, не каждому доступной", писал о Дяги­леве Бенуа.

Сам Сергей Павлович начинает осознавать свое предназначение, судя по всему, к 1895 г. тогда в письме к любимой мачехе он пишет: "Я, кажется, нашел мое настоящее назначение - меценатство. Все да­ется, кроме денег, но это придет".

Действительно, Дягилев, всегда державшийся как "человек с большими деньгами", (хотя на самом деле их не имевший), через не­сколько лет сумел найти средства на организацию нескольких выста­вок. Причем добытые деньги позволили открывать выставки с помпой - играл оркестр, в выставочном зале было растворено множество оранжерейных растений и цветов.

"Выставка русских и финляндских художников" в январе 1898 г. в Музее барона Штиглица стала первой презентацией будущих ху­дожников "Мира искусства". А после участия в Осеннем салоне (Па­риж, 1906 г.), где были представлены свыше 1000 работ, Европа от­крыла для себя около двух десятков русских художников - они были приняты в члены Парижского Осеннего салона.

Дягилев и Бенуа в 1898 г. начали издавать художественный жур­нал "Мир искусства", в котором представляют революционную для России концепцию модерна. На самом деле этот журнал был самым тесным образом связан с российской жизнью - с развитием промыш­ленности, с начинавшими набирать силу отечественными ткацкими, ситценабивными, фарфорофаянсовыми, стекольными производствами.

Бенуа тогда говорил о том, что "в сущности, так называемая "художественная промышленность" и так называемое "чистое искус­ство" - сестры-близнецы одной матери - красоты".

Показателен тот факт, что журнал финансировали княгиня Ма­рия Тенишева, чей муж построил первый в Петербурге автомобиль­ный завод, и Савва Морозов, разбогатевший на строительстве желез­ных дорог. Со страниц журнала "Мир искусства" ведется неустанная пропаганда новых для России имен, направлений, художественных и культурных концепций.

Влияние журнала молодых модернистов оказалось революцион­ным во всех сферах русской культурной жизни, в том числе во многих прикладных ее областях, а энергия Дягилева могла заменить любой отдел продвижения современных средств массовой информации. Многогранная личность Дягилева вызывала неоднозначную оценку даже ближайших, любивших его друзей. Бенуа говорил: "Сережа был фатом - обхаживая великих людей, ублажал свое тщеславие. Большой очарователь, настоящий "шарме", но при всем своем поклонении дру­гу я не прощал ему монденности, этой склонности жить одним днем, а также снобизма, в чем я видел что-то ужасно недостойное и подчас даже просто жалкое".

Манифестом молодого Дягилева можно считать его знаменитые слова: "Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить ее на Западе". И он сделал это не только с живописью.

В 1901 г. Дягилев был уволен с должности чиновника особых поручений императорских театров с запрещением поступать когда-либо на государственную службу. Ему повредило отсутствие бюро­кратической цепкости и наличие слишком смелой эстетической про­граммы. И с этого момента по-наполеоновски амбициозный Дягилев сосредоточил свои усилия на пропаганде отечественной культуры за рубежом, подальше от Дворца и русской бюрократии.

В первое время ему удавалось "выбивать" царскую поддержку своим начинаниям на Западе, он настойчиво и виртуозно проводил идею о "государственной важности" экспорта русской культуры в Ев­ропу. Но уже в 1907 г. Дягилев жалуется Римскому-Корсакову: "...великого князя Владимира я должен убедить, что наше предпри­ятие полезно с национальной точки зрения; министра финансов, что оно выгодно с экономической стороны; и даже директора театров, что оно принесет пользу для императорской сцены. И сколько еще!!! И как это трудно!"

На самом деле кто сегодня помнит имя министра финансов тех времен, но имя Дягилева знает любой культурный европеец. Кроме выставок, Дягилев устраивает в Париже цикл исторических концертов русской музыки, на которых дирижирует Римский-Корсаков, Глазу­нов, Рахманинов.

С этих концертов начинается мировая слава Шаляпина. 1908 г. "Борис Годунов с Шаляпиным в главной роли был показан в "Гранд-Опера", а в 1909 г. Дягилев открывает свой первый оперно-балетный сезон "Шопенианой" Фокина, переименованной Дягилевым в "Силь­фиды".

Дягилев создает труппу "Русские балеты" как первую альтерна­тиву государственному (тогда императорскому) русскому балету. Бе­нуа, Бакст, Фокин, Стравинский становятся ведущими сотрудниками антрепризы. Балет, по представлению Дягилева, - один из самых синтетических видов искусства, в котором должны органично слиться де­корации, музыка, танец. Между тем, сам Дягилев владел редкой по тем временам профессией - он был прекрасным осветителем и на всех представлениях свет всегда ставил сам.

Символом новаторских устремлений Дягилева и легендарными для западной аудитории стали имена Анны Павловой, Вацлава Не­жинского, Тамары Карсавиной. А вершиной дягилевских "Русских се­зонов" считается балет "Петрушка" Стравинского - Бенуа - Фокина - Дягилева, впервые показанный в Париже в 1911 г.

После премьеры "Петрушки" в Лондоне "Тайме" писала: "Вся вещь освежающе русская, самая русская из всех виденных нами бале­тов". Балет Дягилева гастролировал во многих странах, но в России ему побывать было не суждено.

Жизнь Дягилева безраздельно отдана искусству, которое опере­дило свое время и - что почти невероятно - продолжает влиять на культуру и сегодня.

Сергей Дягилев умер в Венеции, не дожив до 60 лет, в тоже лето 1929 г. русская культура потеряла мецената, театрального деятеля, создателя частного литературно-театрального музея Алексея Бахру­шина, живописца-передвижника, коллекционера Илью Остроухова (на базе его коллекции российской иконописи и новейшей живописи в Москве создан Музей иконописи и живописи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: