Ярким примером разностороннего "топ-менеджера" русской культуры предстает Сергей Дягилев, благодаря которому в свое время мир познакомился с русским искусством. С. Дягилева можно назвать гениальным импресарио, гением с уникальным творческим видением, а на современный манер - топ-менеджером в сфере высокого искусства.
Дягилев обладал звучным баритоном, мечтал стать профессиональным певцом. Он закончил юридический факультет Петербургского университета и одновременно обучался в Петербургской консерватории. Молодой Дягилев боготворил Глинку, оперы которого в доме Дягилевых распевали наизусть. Но ни юристом, ни певцом Дягилев не стал. Его друг, соратник и "интеллектуальный опекун" Александр Бенуа главной "специальностью" Дягилева считал волю, энергию и упорство, а также изумительное понимание человеческой психологии. "Он, которому было лень прочесть роман, и который зевал, слушая и очень занимательный доклад, способен был внимательно изучать автора романа или докладчика. Приговор его был затем разительно точен, он всегда отвечал правде, не каждому доступной", писал о Дягилеве Бенуа.
Сам Сергей Павлович начинает осознавать свое предназначение, судя по всему, к 1895 г. тогда в письме к любимой мачехе он пишет: "Я, кажется, нашел мое настоящее назначение - меценатство. Все дается, кроме денег, но это придет".
Действительно, Дягилев, всегда державшийся как "человек с большими деньгами", (хотя на самом деле их не имевший), через несколько лет сумел найти средства на организацию нескольких выставок. Причем добытые деньги позволили открывать выставки с помпой - играл оркестр, в выставочном зале было растворено множество оранжерейных растений и цветов.
"Выставка русских и финляндских художников" в январе 1898 г. в Музее барона Штиглица стала первой презентацией будущих художников "Мира искусства". А после участия в Осеннем салоне (Париж, 1906 г.), где были представлены свыше 1000 работ, Европа открыла для себя около двух десятков русских художников - они были приняты в члены Парижского Осеннего салона.
Дягилев и Бенуа в 1898 г. начали издавать художественный журнал "Мир искусства", в котором представляют революционную для России концепцию модерна. На самом деле этот журнал был самым тесным образом связан с российской жизнью - с развитием промышленности, с начинавшими набирать силу отечественными ткацкими, ситценабивными, фарфорофаянсовыми, стекольными производствами.
Бенуа тогда говорил о том, что "в сущности, так называемая "художественная промышленность" и так называемое "чистое искусство" - сестры-близнецы одной матери - красоты".
Показателен тот факт, что журнал финансировали княгиня Мария Тенишева, чей муж построил первый в Петербурге автомобильный завод, и Савва Морозов, разбогатевший на строительстве железных дорог. Со страниц журнала "Мир искусства" ведется неустанная пропаганда новых для России имен, направлений, художественных и культурных концепций.
Влияние журнала молодых модернистов оказалось революционным во всех сферах русской культурной жизни, в том числе во многих прикладных ее областях, а энергия Дягилева могла заменить любой отдел продвижения современных средств массовой информации. Многогранная личность Дягилева вызывала неоднозначную оценку даже ближайших, любивших его друзей. Бенуа говорил: "Сережа был фатом - обхаживая великих людей, ублажал свое тщеславие. Большой очарователь, настоящий "шарме", но при всем своем поклонении другу я не прощал ему монденности, этой склонности жить одним днем, а также снобизма, в чем я видел что-то ужасно недостойное и подчас даже просто жалкое".
Манифестом молодого Дягилева можно считать его знаменитые слова: "Я хочу выхолить русскую живопись, вычистить ее и, главное, поднести ее Западу, возвеличить ее на Западе". И он сделал это не только с живописью.
В 1901 г. Дягилев был уволен с должности чиновника особых поручений императорских театров с запрещением поступать когда-либо на государственную службу. Ему повредило отсутствие бюрократической цепкости и наличие слишком смелой эстетической программы. И с этого момента по-наполеоновски амбициозный Дягилев сосредоточил свои усилия на пропаганде отечественной культуры за рубежом, подальше от Дворца и русской бюрократии.
В первое время ему удавалось "выбивать" царскую поддержку своим начинаниям на Западе, он настойчиво и виртуозно проводил идею о "государственной важности" экспорта русской культуры в Европу. Но уже в 1907 г. Дягилев жалуется Римскому-Корсакову: "...великого князя Владимира я должен убедить, что наше предприятие полезно с национальной точки зрения; министра финансов, что оно выгодно с экономической стороны; и даже директора театров, что оно принесет пользу для императорской сцены. И сколько еще!!! И как это трудно!"
На самом деле кто сегодня помнит имя министра финансов тех времен, но имя Дягилева знает любой культурный европеец. Кроме выставок, Дягилев устраивает в Париже цикл исторических концертов русской музыки, на которых дирижирует Римский-Корсаков, Глазунов, Рахманинов.
С этих концертов начинается мировая слава Шаляпина. 1908 г. "Борис Годунов с Шаляпиным в главной роли был показан в "Гранд-Опера", а в 1909 г. Дягилев открывает свой первый оперно-балетный сезон "Шопенианой" Фокина, переименованной Дягилевым в "Сильфиды".
Дягилев создает труппу "Русские балеты" как первую альтернативу государственному (тогда императорскому) русскому балету. Бенуа, Бакст, Фокин, Стравинский становятся ведущими сотрудниками антрепризы. Балет, по представлению Дягилева, - один из самых синтетических видов искусства, в котором должны органично слиться декорации, музыка, танец. Между тем, сам Дягилев владел редкой по тем временам профессией - он был прекрасным осветителем и на всех представлениях свет всегда ставил сам.
Символом новаторских устремлений Дягилева и легендарными для западной аудитории стали имена Анны Павловой, Вацлава Нежинского, Тамары Карсавиной. А вершиной дягилевских "Русских сезонов" считается балет "Петрушка" Стравинского - Бенуа - Фокина - Дягилева, впервые показанный в Париже в 1911 г.
После премьеры "Петрушки" в Лондоне "Тайме" писала: "Вся вещь освежающе русская, самая русская из всех виденных нами балетов". Балет Дягилева гастролировал во многих странах, но в России ему побывать было не суждено.
Жизнь Дягилева безраздельно отдана искусству, которое опередило свое время и - что почти невероятно - продолжает влиять на культуру и сегодня.
Сергей Дягилев умер в Венеции, не дожив до 60 лет, в тоже лето 1929 г. русская культура потеряла мецената, театрального деятеля, создателя частного литературно-театрального музея Алексея Бахрушина, живописца-передвижника, коллекционера Илью Остроухова (на базе его коллекции российской иконописи и новейшей живописи в Москве создан Музей иконописи и живописи.