Старая (Ф, Тейлор, А. Файопь, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.) | Новая (Р. Уотерман, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др.) |
1. Предприятие - это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны | 1. Предприятие - это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды |
2. Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности. | 2. Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребителей |
3. Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента | 3. Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования фирмы, при которых рационализация производства становится задачей второго плана |
4. Главный источник прибавочной стоимости - производственный рабочий и производительность его труда | 4. Главный источник прибавочной стоимости - люди, обладающие знаниями (когнитариат), и условия для реализации их потенциала |
5. Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы | 5. Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию работников и стиль руководства |
Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательских структур, В 90-е годы главное внимание в принципах обращается на человеческий или социальный аспект управления:
|
|
- менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными;
- менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям;
- менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат;
- этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.
1. Лояльность к работающим.
2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.
3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.
5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.
6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.
|
|
8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы.
9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.
10. Этика бизнеса.
11. Честность и доверие к людям.
12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.
13. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть.
14. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование.
Тема 3.8. Виды социокультурного менеджмента.
1.Субъекты социокультурной деятельности.
2. Арт-менеджмент. С. Дягилев-образец «топ-менеджера» русской культуры
Субъекты социокультурной деятельности.
Социально-культурную деятельность характеризуют многообразие субъектов и специфика мотивов и проявлений их межсубъектных общественных отношений – политических, экономических, социальных, культурных.
Понятие «субъекты социально-культурной деятельности» отличается многозначностью.
Обобщенным субъектом социально-культурной деятельности является все сообщество многочисленных социально-культурных институтов и отдельных лиц (рядовых граждан, в том числе специалистов, ученых, управленцев, воспитателей и т.д.), которые в индивидуальном и групповом порядке, на профессиональной и непрофессиональной основе участвуют в производстве, распространении и освоении культурных ценностей – культурных продуктов, благ и услуг. Классификация субъектов производится по целому ряду типологических признаков – территориальному, отраслевому, по виду принадлежности (собственности), характеру и содержанию деятельности. Например, классификация субъектов по форме принадлежности (собственности) выделяет государственные учреждения, акционерные общества, частные организации, частные лица.
Прежде всего, к субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых прямо или косвенно осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний, рекреационная деятельность (дворцы культуры, музеи, библиотеки и т.д.). К субъектами социально-культурной деятельности относятся в том числе учреждения, функционирование которых в той или иной степени связано с организацией свободного времени населения, например: санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные центры и др., которые способствуют интеграции отдыха, укреплению здоровья, духовному обогащению и развитию личности.
С точки зрения влияния на характер и содержание социально-культурной деятельности наиболее значимы субъекты в виде социальных и культурных общностей, а именно: семья, трудовой коллектив, группы совместного проведения досуга, а также различные социально-территориальные общности (поселок, небольшой город, крупные города, регион и т.д.).