Подросток Миша подолгу изучал себя перед зеркалом. С чем связан повышенный интерес подростка к cвоей внешности?

В подростковый период особое значение приобретает изменяющееся лицо: волосы, нос, глаза, губы, подбородок — все подвергается ревизии. Интерес подростка к своей внешности связан:

  • с физиологическими изменениями, половым созреванием;
  • с влиянием социальной среды;
  • с познанием действительности, направленной на самого себя.

Процесс идентификации для подростка очень труден. Сможет ли подросток принять себя таким, какой он есть? Нужна помощь референтного для него лица. Возможны психическая травма и неуверенность в себе.

Для подростков свойственна «реакция группирования». Всех ли подростков принимает группа? Всегда ли подростки удовлетворяются той группой, которая его приняла?

Подросткам свойственно почти инстинктивное тяготение к сплочению, к группированию со сверстниками. Действительно, в своей группе подросток удовлетворяет потребность коммуникации.

В этот возрастной период детей так тянет друг к другу,их общение настолько интенсивно, что говорят типично подростковой «реакции группирования». Несмотря на эту общую тенденцию, психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Входить в любую группу, готовую его принять, недостаточно.

Для развития личности подростка большое значение имеет общение и со сверстниками, и с родителями. На какие ценности ориентируются подростки в общении со сверстниками и со взрослыми?

Отношения с окружающими — наиболее важная сторона жизни подростков. В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — с взрослыми, другая — со сверстниками.

Подростки, в большинстве случаев, стремятся к доверчивого, нерегламентированному типа взаимоотношений со взрослыми. Это создает благоприятные возможности для реализации такой потребности общения как решение характерной для этого периода проблемы познания самого себя, своих возможностей и своего места в жизни. Преобладание в реальности регламентированного типа отношений препятствует развитию потребности в общении со взрослыми, что побуждает подростков к поиску ответов на возникающие вопросы в кругу сверстников. Последние, обладая достаточным социальным опытом и необходимыми знаниями, дают противоречивую или неадекватную информацию и по своему усмотрению интерпретируют любые факты.

 

Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводит к заметному сдвигу в самосознании подростка. В связи с чем это возможно?

Это происходит потому что подросток в этом возрасте очень критично относится к совей внешности. Им нужно полное одобрение окружающих его людей, иначе он станет замкнутым и закрытым от сверстников и взрослых

Если подросток не может сам увидеть подтверждение того, что говорит взрослый, то последний может потерять авторитет. Какими новообразованиями личности подростка можно объяснить данное явление?

Чувство взрослости как специфическое новообразование самосознания старшего подростка является структурным стержнем личности, так как выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру, определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний. Потребность в авторитете особенно велика у детей подросткового возраста. Как известно, в этом возрасте на нравственное развитие человека заметно оказывают влияние авторитеты, мнения и оценки сверстников. Но в решении жизненно важных вопросов подростки и юноши чаще ориентируются на мнение родителей. Но некоторые из них недооценивают своего влияния на детей. Это подтверждают результаты некоторых исследований, установивших тенденцию снижения престижа родителей в семейном воспитании. В результате дети подвергаются влиянию «авторитетов со стороны», с улицы. И нередко нормы морали, жизненные принципы, усвоенные на улице, оказываются сильнее семейных принципов и норм.

Саша (13 лет) имел очень высокий уровень притязаний и плохо осознавал свои возможности. Его идеальное «Я» слишком сильно отличалось от реального «Я». К чему может привести такая ситуация? Начнет ли Саша заниматься самовоспитанием?

Переживание разрыва между идеальным образом и действительным своим положением, как правило, приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обид­чивости, упрямстве, агрессивности.

Саша начнет заниматься самовоспитанием, если его иде­альный образ представится достижимым. Тогда мальчик не только будет мечтать о том, каким может стать в будущем, но и начнет развивать в себе желаемые качества.

Обычно мотивами самовоспитания подростков могут быть:

Ø равнение на героев кинофильмов, воплощающих в себе мужественность (женственность);

Ø желание развить свои возможности;

Ø желание быть принятым и признанным товарищами;

Ø желание иметь успех во взаимоотношениях с представи­телями другого пола.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: