Подростку свойственно демонстративно-вызывающее поведение, переплетающееся с упрямством. Он не прячется, а афиширует свои недостатки. Почему? Лучше быть грешным, чем слыть им

Задание по возрастной психологии

Пантеевой Алины Дмитриевны

Конспект:

Подростковый кризис

В 12-14 лет в психологическом развитии многих людей наступает переломный момент, известный под названием «подросткового кризиса». Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступать наперекор желанию и требованию взрослых, в игнорировании замечаний, замкнутости.

Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости.

Подростковый кризис отличается от всех других кризисов большей продолжительностью. Л.И. Божович указывала на его неоднородность: он характеризуется в первой фазе (12-14 лет) возникновением способности ориентироваться на цели, выходящие за пределы сегодняшнего дня («Способность к целеполаганию»), а на второй фазе (15-17 лет) – осознанием своего места в будущем.

По мнению Л.И. Божович, кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острой, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста.

К позитивным сдвигам автор относит новый уровень самосознания (центральное новообразование), который связан со способностью подростка познать самого себя как личность, с присущими именно ей качествами. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми.

По мысли Л.С. Выготского, ключом к пониманию психологии подростка является проблема интересов. Автор отмечает, что подростничество распадается на две фазы – негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. Л.С. Выготский полагает, что первая, длящаяся около двух лет, связана со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов и с процессами вызревания и появления первых органических влечений. Следующая фаза – фаза интересов – характеризуется вызреванием нового ядра интересов.

Давая характеристику симптомам негативной фазы подросткового возраста, Выготский отмечает: а) их крайнюю вариативность; б) ситуационную зависимость (например, негативизм проявляется в семье и отсутствует в школе и наоборот); в) неоднородность и сложность поведения.

Наиболее популярным среди отечественных исследователей подросткового кризиса является клиническое описание младших подростков, данное в большой работе под редакцией Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков».

Главный тезис авторов состоит в том, что у детей этого возраста формируется «чувство взрослости» - стремление быть, казаться и действовать как взрослый. Если ребенок, испытывающий уже «чувство взрослости», сталкивается с отношением к нему как к маленькому, то возникает конфликт, взаимное непонимание.

Этот тезис, весьма схож с позицией Л.И. Божович. Депривация стремления к взрослости приводит к внешней конфликтности поведения и именно в этом случае квалифицируется как кризис.

 

Ответы на вопросы:

1. Охарактеризуйте особенности социальной ситуации развития подростков.

  • 1. Технологические и социальные изменения в обществе. Технологический прогресс меняет характер социальной жизни. Важно, что происходящие технологические изменения часто являются незапланированными и неуправляемыми. Автор выделяет пять сфер влияния таких изменений. Во-первых, увеличивается разрыв в содержании и образе жизни между старшим и младшим поколениями. Возникают сложности в поиске стандартов и образцов поведения молодым поколением, нередко усиливается отрицание всего "старого". Во-вторых, ориентация в будущем становится менее определенной в связи с возможными будущими неконтролируемыми техногенными и социальными изменениями. Это приводит к росту тревожности подростков, снижению чувства безопасности и стабильности окружающего мира. В-третьих, снижается роль семьи как образца стабильности, центра эмоциональной безопасности и привязанности. В-четвертых, изменение стандартов, идеалов и убеждений в обществе на протяжении подросткового возраста повышает конфликтность и воздействие стрессов на подрастающее поколение. И наконец, в-пятых, в связи с удлинением периода приобретения экономической и финансовой самостоятельности из-за необходимости более длительного профессионального обучения объективно возрастает период зависимости детей от родителей - финансовая, территориальная, психологическая зависимости становятся более продолжительными.
  • 2. Процесс урбанизации — рост городского населения и снижение удельного веса сельского населения создает как минимум две опасности: во-первых, рост разобщенности семьи и, во-вторых, риски перенаселенности, возрастания уровня бедности, повышения преступности.
  • 3. Меркантильность и бедность. Рост дифференциации населения по уровню социально-экономического благополучия и, как следствие, разрыв в возможностях самореализации, характере досуговой и спортивной деятельности и т.д. Подростки составляют значительную часть потребителей, которые хотят покупать, но не всегда могут себе это позволить. На первый план в системе ценностей выходят прагматические ценности и ориентация подростков на неограниченное потребление. Деньги воспринимаются как одно из главных благ жизни.
  • 4. Средства массовой информации. Например, просмотр телевизионных передач является одним из популярных способов проведения досуга подростков. Средства массовой информации транслируют подросткам часто не соответствующие реальной жизни образцы и модели поведения, суть которых заключается в поощрении интересов потребления и гедонистических установок.
  • 5. Социальная и эмоциональная напряженность в обществе. Происходящие в мире жестокие и негативные события: войны, насилие, социальная несправедливость и пр. — создают атмосферу бессилия и тревоги за собственное будущее, а также оказывают влияние на формирующуюся в подростковом возрасте систему ценностей.
  • 6. Психологическое неблагополучие в семьях подростков, а именно: большое количество неблагополучных семей, сложности детско-родительских отношений, низкий уровень вовлеченности в детско-родительские отношения в связи с высокой занятостью родителей, рост разводов и неполных семей.

 

2. В связи с какими особенностями подростка интимно-личностное общение становится ведущим видом деятельности для данного возрастного периода?

Отличительной особенностью детей этого возраста является наступающее половое созревание. Дети становятся нервными и неуступчивыми, зачастую ярко выраженными максималистами, что выражается в критичности, негативной оценке того, что делают другие. ("Что за лажа, я в этом участвовать не буду!"). В этот момент важно помнить, что негативная реакция очень часто скрывает под собой неуверенность в собственных силах. Поэтому не старайтесь следовать лозунгу: "Критикуешь - сделай лучше!", ставя подростка зачастую в безвыходное положение, а вызывайте у него желание активно сотрудничать с вожатым и другими ребятами. Не скупитесь на положительную оценку его действий.

3. Сравните различающиеся точки зрения на проблему ведущей деятельности в подростковом возрасте.

Ребёнок в связи с переходным возрастом становится очень нервным и раздражительным. его очень легко сломать в смысле психики. но в этом периоде он становится более разумным, послушным и правильным. он переходит во взрослую жизнь и этому ребёнку более проще что-то объяснить.

4. Каковы причины возникновения и пути развития чувства взрослости у подростков? От чего оно зависит?

Становление взрослости происходит по-разному. Первые ее признаки могут очень отличаться от развитых форм, проявляться внезапно. Если не знать и не учитывать новых тенденций развития в подростковом периоде, то процесс воспитания может быть неэффективным, а становление личности - происходить стихийно.

Наблюдая значительные сдвиги в своем физическом и половом развитии, чувствуя свои возможности выполнять общественно важные дела в семье и школе, подросток начинает осознавать, что он уже не ребенок. У него возникает специфическое отношение к себе, он отрицает свою принадлежность к детям, стремится быть и считаться взрослым.

Исследователи считают, что причины развития внутриличностных конфликтов подросткового возраста и, как следствие, внешних конфликтов следует искать вокруг личностных новообразований этого периода. Одним из таких главных личностных новообразований, направляющих развитие личности подростка, является развитие «чувства взрослости».

5. Раскройте особенности интеллектуального развития школьников в подростковом возрасте?

В подростковом возрасте особенно важно интеллектуального развитие подростков.

Под сферой понимается область действия, пределы распространения чего-либо. В педагогическом смысле - область психики с определенными свойствами: когнитивными, мотивационными, аффективными и пр.

Интеллектуальная сфера - это область психики, характеризующаяся видами мышления (творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, саногенное, патогенное и др.), стилем мышления (аналитический склад ума, образное мышление, наглядно-образное), качествами ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, критичность, способность действовать в уме и др.), познавательными процессами (внимание, воображение, память, восприятие), мыслительными операциями (вычленение, сличение, анализ, синтез, систематизация, абстрагирование, формализация, конкретизация, интерпретация и др.), познавательными умениями (умение поставить вопрос, вычленить и сформулировать проблему, выдвинуть гипотезу, доказать ее, сделать выводы, применить знания), умениями учиться (планировать, ставить цели, читать и писать в должном темпе, конспектировать и пр.), внепредметными знаниями и умениями, предметными знаниями, умениями и навыками, целостной системой общеобразовательных и специальных знаний.

Каждый возрастной период связан со степенью созревания высших психических функций и накоплением опыта в типичных для каждого возраста видах деятельности. Особенности развития интеллектуальной сферы школьников характеризуются тем, что психические процессы у них развиваются интенсивно, но неравномерно. Восприятие является свежим, широким и острым, но мало дифференцированным. Дети младшего подросткового возраста не умеют проводить целенаправленный анализ наблюдаемого, выделять главное, существенное в воспринятом. Однако постепенно восприятие становится управляемым, оно освобождается от влияния непосредственной деятельности, с которой раньше было неразрывно связано, увеличивается место организованного наблюдения. Характерной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Лучше развито непроизвольное внимание, направленное на все новое, неожиданное, яркое, наглядное. Внимание неустойчиво, что объясняется слабостью тормозных процессов.

Память развивается в направлении усиления произвольности, сознательного управления ею и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти.

 

6. Какие изменения интересов можно наблюдать у подростков?

Интересы подростка отличаются большей активностью, действенностью, чем интересы младшего школьника. Подросток не просто чем-то интересуется, к чему-то неравнодушен; он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности. Не просто интересоваться техникой, а сооружать модели, приборы, конструировать, не просто интересоваться, агротехникой, а работать на опытном участке, выращивать растения, не просто быть футбольным «болельщиком», а самому играть в футбол.

Важнейшее значение имеют познавательные интересы подростка, направленные на познание явлений природы и общественной жизни. Они развиваются в процессе изучения основ наук.

Значительно развиваются в подростковом возрасте читательские интересы. Содержательная сторона читательских интересов подростка определяется в какой-то мере, его возрастными особенностями. В книгах особенно интересует подростка яркий, занимательный сюжет, напряженное, динамически развертывающееся действие

Наряду с этим в старшем подростковом возрасте появляются и более серьезные киноинтересы:. «Больше всего люблю фильмы, которые заставляют думать о жизни, размышлять»; «Люблю фильмы о наших сверстниках. Но хороших таких картин мало. У нас в классе большинство ребят гораздо умнее и интереснее, чем герои в кино»,—говорят восьмиклассники.

Необходимо упомянуть и об общественно-политических интересах, которые в подростковом возрасте достигают заметного развития, хотя в основном характеризуют более старший возраст. Развитие общественно-политических интересов связано не только с повышением общего кругозора подростка, но прежде всего с более активным участием его в общественно-политической жизни. Подросток начинает активно интересоваться событиями общественной жизни, внешней и внутренней политикой, международным положением.

Интерес к технике отличается ярко выраженной действенностью. Подростки охотно занимаются в кружках авиамодельных, электротехнических, радио, стремятся строить довольно сложные механизмы и действующие модели машин, участвуют в работах по радиофикации школы, по оснащению физического кабинета.

Интерес к спорту также принадлежит к числу интересов, характерных для подростка. В этом возрасте большим уважением пользуется сила, ловкость, а следовательно, и спорт как средство приобретения этих качеств. Подросток любит спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол), которые привлекают его яркими проявлениями силы, ловкости, находчивости, смелости. Он знает фамилии многих десятков спортсменов, составы команд, результаты многих спортивных встреч. Почти у каждого подростка есть свои любимые команды, успехи и неудачи которых он глубоко переживает. Интерес к спорту также носит действенный характер. Подростки охотно занимаются лыжным и конькобежным спортом, шахматами.

Задачи:

Подростку свойственно демонстративно-вызывающее поведение, переплетающееся с упрямством. Он не прячется, а афиширует свои недостатки. Почему? Лучше быть грешным, чем слыть им.

При пониженной самооценке подросток уверен, что все обращают на него внимание, осуждают его, смеются над ним. Если так, думает он, то лучше я сам буду вызывать негодование всех. И начинает вызывать у окружающих отрицательные эмоции. Так он ограждает себя от психической травмы. Что делать в данной ситуации?

· Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений

· Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю».

· Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: