Тема: «Суверенная Россия 1991-1993г. Рыночные реформы Гайдара, Приватизация Чубайса. Конституционная реформа»

В октябре 1991 г. Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин выступил с программным заявлением, где изложил суть намеченных экономических преобразований: либерализация цен; приватизация и акционирование в промышленности и сельском хозяйстве; антимонопольная и разумная налоговая политика; адресная система социальной помощи; снятие ограничений на внешнеторговые операции.

В январе 1992 г. был сделан решительный шаг на пути к рыночной экономике — цены на большинство товаров и услуг стали свободными, (либеризация цен) была упразднена централизованно-фондовая система распределения ресурсов. В результате за короткий срок исчез печально знаменитый советский дефицит товаров и услуг. Начался переход к конвертируемости рубля: устанавливался свободный курс рубля по отношению к иностранной валюте на основе спроса и предложения.

Реформаторское правительство Егора Тимуровича Гайдара предполагало, что освобождение цен и запуск рыночных механизмов сами по себе отрегулируют производство, создадут конкуренцию, сократят избыточную денежную массу и приведут к оживлению, а затем и к быстрому росту экономики. Правительство отказалось от всех предложений по удержанию в той или иной мере регулирующей роли государства в экономике.

В условиях сохранявшейся монополизации производства это привело к взлёту цен во многие десятки раз к концу 1992 г. В условиях галопирующей инфляции денежные сбережения десятков миллионов граждан в Госбанке оказались фактически изъятыми государством.

С конца 1992 г. началась приватизация госсобственности. Проводил её Анатолий Борисович Чубайс.  Первый её этап проводился на основе ваучеров (неименных приватизационных чеков), бесплатно выданных всем гражданам России. Их можно было вкладывать в акции приватизируемых объектов. «Цель приватизации, —заявлял А. Б. Чубайс, — построение капитализма в России, причём в несколько ударных лет.»

Структурные изменения происходили также в аграрной сфере. Ещё в годы перестройки стали возникать первые самостоятельные крестьянские (фермерские) хозяйства. В 1992 г. началась реорганизация колхозов и совхозов. Они преобразовывались в акционерные предприятия разных типов, где роль акций играли земельные паи крестьян — правда, роль номинальную, ибо отсутствовал закон о частной собственности на землю.

Тем временем экономический кризис, отчасти неизбежный при структурной перестройке народного хозяйства, углублялся. Одновременно нарастало социальное расслоение российского общества. Ниже черты прожиточного минимума оказалось более трети жителей страны. Появились и первые сотни тысяч безработных.

В декабре 1992 г. VII Съезд народных депутатов Российской Федерации оценил работу правительства Е. Т. Гайдара как неудовлетворительную. Главой правительства стал Виктор Степанович Черномырдин.

Заслугой нового правительства стала борьба с гиперинфляцией. В 1996 г. оно провело денежную реформу, изъяв из обращения казначейские билеты образца 1961—1992 гг., деноминация их в расчете 1000/ 1. Это повлекло за собой введение национальных валют в странах, вошедших в состав СНГ. С осени 1994 г. начался второй этап приватизации: через свободную куплю-продажу на биржах и торгах акций частных и акционированных предприятий. Созданный усилиями реформаторов рынок товаров дополнился рынком капиталов.

Становление президентской республики. Вторая приоритетная задача в области внутренней политики — оформление суверенной российской государственности.

В 1992—1993 гг. в России существовало три ветви власти: законодательная (Съезд народных депутатов России и избираемый им Верховный Совет), исполнительная (Президент и назначаемое им правительство) и судебная во главе с Конституционным судом.

Переходный характер российской государственности обусловил противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти, у каждой из которых сложилось своё представление о стратегии экономических реформ, формах и методах разгосударствления собственности. Верховный Совет настаивал на более плавном и сбалансированном переходе к рынку при доминирующей роли государственного регулирования.

21 сентября Б. Н. Ельцин издал указ, в котором объявил о роспуске Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета, проведении в декабре выборов нового органа законодательной власти - Федерального собрания и референдума по проекту новой Конституции России.

Резко против президентского указа выступили Верховный Совет во главе с Р.И. Хасбулатовым и большинство членов Конституционного суда, квалифицировавших действия Б. Н. Ельцина как неконституционные. Вице-президент А. В. Руцкой, следуя нормам действующей Конституции, возложил на себя обязанности Президента и начал формировать новое правительство. 2 октября1993  в Москве прошли организованные оппозицией массовые демонстрации. На следующий день активные сторонники Верховного Совета предприняли неудачную попытку взять штурмом Останкинский телецентрвночь с 3 на 4 октября. В ответ Президент РФ Б. Н. Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, в город были введены войска. Утром 4 октября начался обстрел здания Верховного Совета, где укрепились силы оппозиции. Через несколько часов оно было занято отрядами спецвойск, а руководители выступления арестованы.

Вслед за этим начался процесс упразднения местных органов советской власти. Их полномочия переходили к представителям Президента, назначенным или выбранным главам администраций краёв и областей. Позже там приступили к формированию новых органов представительной власти.

В числе крупных политических объединений, активно включившихся в избирательную кампанию, были: пропрезидентский блок «Выбор России» (лидер К Т. Гайдар); умеренно-оппозиционные Партия российского единства и согласия (лидер С. М. Шахрай); блок «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский); популистская Либерально-демократическая партия России (лидер В. В. Жириновский); радикально-оппозиционные Аграрная партия России (лидер М. И. Лапшин) и Коммунистическая партия РФ (лидер Г. А. Зюганов).

КПРФ оформилась в феврале 1993 г. после решения Конституционного суда, подтвердившего право граждан России — приверженцев коммунистической идеологии — на объединение по территориальному принципу.

Выборы в Федеральное собрание состоялись 12 декабря 1993 г. На первое место вышли представители ЛДПР. Значительное число избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ.

Референдум по проекту Конституции, подготовленному под руководством Б. Н. Ельцина, завершился его одобрением 12 декабря 1993 г. Основной закон провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа) не обладают правом на свободный выход, но в рамках Федерации получают высокую степень независимости. Конституция признаёт в качестве высшей ценности человека, его права и свободы; идеологическое и политическое многообразие; равноправие государственной и частной собственности, включая собственность на землю.

В соответствии с Конституцией Российская Федерация строится как президентская республика. Президент, избираемый всенародным голосованием на четыре года, наделяется широкими полномочиями.

В последующие годы общественно-политическая жизнь была насыщена новыми важными событиями. В декабре 1995 г. завершилась очередная кампания по выборам в Государственную думу. Они принципиально не изменили её партийный состав, лишь место «Выбора России» занял новый проправительственный блок «Наш дом — Россия» (лидер В. С. Черномырдин).

В мае 1996 г. началась ещё одна политическая кампания — выборы Президента Российской Федерации. Основная предвыборная борьба развернулась между Б. Н. Ельциным и лидером КПРФ Г. А. Зюгановым. Президент отстаивал верность стратегического курса реформ, обещая в большей степени, чем раньше, развернуть их «лицом к народу». Его оппонент, напротив, резко критиковал реформы и их результаты. Сторонники Зюганова призывали к восстановлению советской власти и СССР.

Выборы прошли в два тура (16 июня и 3 июля). Победу одержал Б. Н. Ельцин, получивший 53,8 % голосов граждан. Большинство избирателей сделало выбор в пользу продолжения реформ. Несмотря на все трудности, граждане России не захотели возврата в прошлое.

Сохранение территориальной целостности России и строительство обновлённой Федерации. Решение этой проблемы стало третьей приоритетной задачей руководства страны.

Сложные процессы, проходившие в России, не могли не затронуть отношений центра с автономными республиками, областями, национальными округами, входившими в её состав.

В результате все республики, входившие в Российскую Федерацию, заявили о своём суверенитете и об отказе от статуса автономий, автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными республиками. Некоторые из них попытались взять курс на постепенный выход из Российской Федерации (Татарстан, Башкортостан, Якутия), а руководство Чеченской Республики прервало все связи с федеральными властями и заявило о готовности защищать независимость Чечни с помощью оружия. Часть республик России прекратила перечисление налогов в федеральный бюджет.

Тем временем межнациональные конфликты привели к столкновениям североосетин с ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось использовать армию для разведения противостоящих сторон. Через два года возник вооружённый конфликт между военными формированиями президента Чечни генерала Д. Дудаева и силами местной оппозиции, поддерживаемыми федеральным правительством. 11 декабря 1994 г. на территорию этого субъекта РФ вошли федеральные войска для восстановления там конституционной законности и правопорядка.

Войска столкнулись с ожесточённым сопротивлением. К исходу лета 1996 г. в Чечне погибло около 5,5 тыс. военнослужащих, 2,7 тыс. вооружённых сепаратистов и от 30 до 35 тыс. мирных жителей, свыше 240 тыс. человек получили ранения и контузии. События в Чечне серьёзно обострили политическую ситуацию в России. 31 августа 1996 г. в Хасавюрте представители федеральной стороны и сепаратистов подписали соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении там выборов президента и парламента. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на пять лет.

Политические деятели:

Б.Н. Ельцин       Е.Т. Гайдар               А.Б Чубайс       В.С. Черномырдин А.В. Руцкой

 

Вопросы и задания:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: