Социализация индивида

Социализация индивида – процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения. Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление личности человека.

Типы социализации:

А) первичная – усвоение норм и ценностей ребенком;

Б) вторичная – усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Уровни социализации

* Первичная (до 6 лет), происходящая преимущественно в семье, основана на предсознательных программах, которые у талантливого новорожденного более совершенны, чем у обычного человека. Восприятие предметного мира, языка и речи, участие в ролевой деятельности являются сигналами, развивающими механизмы предсознания в сознание, в способности к музыке, математике, физическому труду и соответствующим моделям ролей.

* Вторичная социализация (до 23–25 лет), происходящая в системе образования, направлена на совершенствование возникшего сознания, ценностных ориентаций, ролевых моделей в более сложные, профессиональные, взаимосвязанные ориентации действий, а также роли и действия: юноши и девушки, студента и спортсмена, любящего и любимого и т. п.

* Третичная социализация – это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируются ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа или жены, отца и матери, работника и гражданина, патриота и интернационалиста и т. п.

Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям.

Институты социализации – учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Агенты первичной социализации (непосредственное и ближайшее окружение человека) – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Первичными институтами социализации являются семья, школа, группы сверстников и т. д.

– Семья – важнейший агент социализации. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи.

– Спорт оказывает позитивное влияние на формирование физически и духовно здоровой личности, дисциплинирует личность, формирует силу воли, целенаправленность и целеустремленность, а также является залогом здоровой психической деятельности человека, бодрости и жизнерадостности.

– Школа как агент социализации отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, учится преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер – не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников между собой и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т. е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным.

– Интернет как агент социализации молодежи оказывает сильнейшее воздействие на личность и ее нравственное состояние. Интернет, усиливая процесс опосредованного общения, оказывает воздействие на психическое состояние личности в плане формирования интернет-зависимости.

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Вторичными институтами – государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: