Стадии (этапы) процесса социализации

* Стадия адаптации (рождение – подростковый период): происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

* Идентификация: появление желания выделить себя среди других.

* Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества.

* Трудовая стадия: происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

* Послетрудовая стадия (пожилой возраст) характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Факторы, оказывающие влияние на процесс социализации: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации, возраст, пол, степень родства; биологическая наследственность; физическое окружение; культура, социальное окружение; групповой опыт; индивидуальный опыт.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией, а утрата личностью навыков социального поведения – десоциализацией. Отклонение в социализации принято называть девиацией. Американский социолог И. Гоффман (1922–1982) выделил следующие признаки ресоциализации в экстремальных условиях: изоляция от внешнего мира; постоянное общение с одними и теми же людьми; утрата прежней идентификации, которая происходит через ритуал переодевания; отвыкание от старых привычек, ценностей, обычаев и привыкание к новым.

Обучение – процесс целенаправленного формирования в человеке определенных умений: практических (одеваться, здороваться и т. п.) и мыслительных (думать, анализировать и т. п.). В нем формируется разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может и не осознавать. Обучение происходит преимущественно в семье.

Воспитание – процесс целенаправленного формирования в человеке мотивов, а также нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений, верований, определяющих его жизнедеятельность. Оно осуществляется в семье, школе, через телевидение, прессу и т. п.

Образование – процесс целенаправленного формирования в человеке знаний о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т. п., который может носить бытовой, технический, исторический и т. п. характер и происходит в школе и вузе.

Защита – психические и практические процессы, посредством которых люди преодолевают внутренние конфликты: между различными потребностями, интересами и ценностями и внутри их (по вертикали) в процессе социализации. Защита опирается на волю человека.

Адаптация – психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряженностью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются и другие люди. В рамках этого механизма человек преодолевает угрозу потерять предмет потребности, интереса, ориентации. Адаптация опирается на познание, память, волю человека.

Средствами социализации родившегося человека становятся:

1) подражание поведению взрослых; основано на генетически присущей человеку способности запоминать и воспроизводить различные типы поведения;

2) ролевые пробы и ошибки в процессе собственной деятельности; связано с обобщением полученного навыка и переносом его в новую ситуацию;

3) язык, речь, познание (чувственное и мыслительное); связано с развитием эмпирического, теоретического, философского познания.

Сторонники поведенческой психологии (бихевиоризма) считают, что процесс становления личности происходит на основе случайности, под влиянием тех или иных обстоятельств, целиком от них зависим и поэтому плохо управляем.

В рамках теории структурного функционализма социализация раскрывается через понятие «адаптация», так как американскими социологами (Т. Парсонс, Р. Мертон) социализация понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление.

И. П. Павлов и другие психологи признают упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею.

Процесс социализации включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:

– пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:

– активную форму, проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.

Одна из существенных проблем социализации – совместимость разных ценностей культуры, предлагаемых разными факторами – системами социализации (семьей, улицей, школой, тюрьмой и т. п.). Для социализации характерен компромисс между разными традициями, нормами, ценностями, идеалами и т. п. Подобный компромисс предполагает также компромисс индивида с другими людьми. В результате многообразия факторов социализации в рамках одного и того же типа общества возникают разные типы личностей: по мировоззрению, ментальности, характеру, образу жизни: конформисты (консерваторы); реформаторы; революционеры. Реформаторы и революционеры вступают в социальный и межличностный конфликты, которые служат источником развития обществ.

Осуществление процесса социализации происходит на основе четырех иерархически расположенных структур:

• микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, детский сад, школа, круг друзей. В качестве микрофакторов влияния на социализацию молодежи следует отнести факторы социально-психологического характера – физиологические, генетические и психологические особенности молодого человека, а также особенности той микросреды, в которой формируется личность.

• мезосистема – это отношения между элементами микросистемы, например, между семьей и школой, предполагают учет внешних характеристик субкультуры конкретной социальной общности (этнической, возрастной, половой, профессиональной, территориальной и др.), таких, как ценности, нормы, социальные практики, институциональные образцы, символы, языковая среда, утвердившиеся в пространстве данной субкультуры.

• экзосистема состоит из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но тем не менее участвуют в его социализации, иногда оказывая на него очень сильное влияние (работа родителей, их деловое окружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании у ребенка представлений о мире взрослых).

• макросистема, культурное окружение – социальные ценности и идеологии, не только прямо внушаемые ребенку, но и косвенно влияющие на функционирование первых трех структур.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: