Работа с картой: Учитель демонстрирует на слайде карту первой-турецкой войны

Урок начинается с краткой сводки периода, правления Екатерины II и постепенно направляя к основной теме, до которой ученики должны дойти самостоятельно.

НАЧАЛО:

множество интересных фактов. Что же давай потихоньку приступать.

 

Во второй половине восемнадцатого века, Россия участвовала во множестве конфликтах с разными странами, примечательно, что практически каждый военный конфликт оборачивался для противника России поражением и с чем может быть связано данное явление? Неужели для России так удачно складывались обстоятельства, что они каждый раз оставались в выйгрышном положении? Или же в данном случае тут сыграло огромное упорство русских солдат и грамотное командование полководцев? Однозначно можно сказать, что не о какой удачи, не может быть и речи, на войне удача играет последнюю роль, а на первом месте стоит упорство и отвага, грамотное ведение боя и обдуманные решения полководцев. Один из таких полководцев 18 века является А.В. Суворов, который принимал активное участие в конфликтах которые происходили в период правления Екатерины II.

Полководец чувствовал себя на войне “Как рыба в воде”, он мог за несколько часов определить расстановку сил, разработать стратегию и как её правильно применить на практике.

Он написал не мало книг, ключевой из которых можно смело назвать книгу “Наука побеждать” в которой он описал все методы ведения боя, а также  оставил после себя множество писем и автобиографию.

Екатерининская эпоха подарила нам выдающегося полководца, вышедшего из среды русского народа.

Первоначально я бы конечно хотел затронуть юность А.В Суворова, т.к. она сформирует у нас некий образ того, как зарождалась его страсть к военному делу.

 

Начало материала:

Слайд

Первый блок о котором мы будем говорить раскрывает детство и начало становления карьеры А.В. Суворова.

   А. В. Суворов родился 13 ноября 1729 года в Москве в дворянской семье. Он появился на свет полуживым: не дышал, не открывал глаз, не кричал.

После того, как младенца нашлёпали, он «ожил», открыл глаза и громко закричал. И мальчика решили назвать Александром, в честь Александра Невского.  От природы он был наделён пытливым умом. С раннего возраста проявлял любовь к знаниям. Увлечение военной историей во многом определило будущую профессию Суворова: он решил стать военным.

Однако он был слабым и болезненным мальчиком. "Ну где же тебе быть военным! - смеялся над ним отец. - Ты и ружьё не подымешь!" Слова отца огорчили Суворова. Он решил закаляться. Наступят, бывало, зимние холода, все оденутся в тёплые шубы, а маленький Суворов накинет лёгкую куртку и целый день проводит на улице. Мальчик много ходил, хорошо научился ездить верхом. Да, стать военным Суворов мечтал, когда был маленьким. Но отец на сына говорил с подозрением: тонок, худ, хил – неудачник! А мама нежно, но твёрдо приобщала к языкам, музыке и изящной словесности.

Слайд

Так бы и вырос Саша благовоспитанным дворянином, если бы не заехал к отцу генерал Абрам Ганнибал друг семьи Суворовых.

Ганнибал поговорил с юным Суворовым и генерал расплылся в улыбке. Сказав отцу мальчика, что Петр I восхитился бы таким парнем и непременно определил в военное дело. Так часто бывает: родители мечтают из сына музыканта вырастить, а он хочет играть в войну.

Правда, не из всех мальчиков получаются потом великие полководцы

Но Суворов добился своего. Он окреп и вскоре поступил на военную службу.

Слайд

Суворов был хорошим и старательным солдатом. Службу начал солдатом гвардейского Семеновского полка. Относился он к службе ответственно и оружие у него всегда начищено и блестело.

И сейчас я хочу вам рассказать один интересный эпизод из жизни Суворова во времена его службы в Семеновском полку.

Суворову везло со знаменательными «караульными» случаями. Еще солдатом, стоя в карауле в Петергофе, он повстречал гулявшую по саду императрицу Елизавету Петровну, да так лихо отдал ей честь, что обратил на себя внимание императрицы. «Кто такой, как зовут?» - спросила она. Узнав, что ее чествовал сын петровского крестника, Елизавета удивилась и протянула ему серебряный рубль. «Государыня! Не могу взять, ибо на часах стою», - почтительно произнес караульный. «Молодец! Возьмешь, когда сменишься», - сказала царица, потрепав молодого Суворова по щеке. Эту монету полководец берег всю жизнь.
Вот такой вот небольшой и забавный отрывок мы можете услышать из службы Суворова.

Но давайте вернемся к теме.


Слайд 5

Формирование Суворова как полководца выпало на век, Екатерины Великой. 26 августа 1762 года Суворов произведён в чин полковника и назначен командиром Астраханского пехотного полка, на который возлагалась задача содержания городских караулов в Петербурге во время коронации в Москве Екатерины II. По прибытии в Москву Суворов был принят императрицей и она подарила ему свой портрет. Позже Суворов напишет на портрете:

«Это первое свидание проложило мне путь к славе…».

Учитель демонстрирует на слайде рисунок данного портрета.

Слайд 6

Плавно переходя ко второму блоку,стоит сказать что, более ярко Суворов отличился во времена Русско-турецких войн. В войне с турками 1768 – 1774 годов участвовал на ее заключительном этапе, командуя отдельным отрядом. В 1773 году добился назначения в Первую армию фельдмаршала Петра Александровича Румянцева, что сыграло значительную роль в развитии его военных талантов. 

Русско-турецкие войны второй половины XVIII в. Объяснялись, как стремлением России выйти к Чёрному морю, так и желанием Турции расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России. И уже в 1768 году, вспыхнула Русско-турецкая война, которая разожгла Турция. 

Слайд 7

С 1770 по 1774 года происходили ожесточенные столкновения.

В июле 1770 г. турецкая армия была разгромлена войсками Румянцева у реки Ларги. В том же году, Балтийский флот под командованием А.Г. Орлова и Г.А. Спиридова обогнула Европу и 7 июля 1770 г. в Чесменской бухте полностью уничтожила турецкую эскадру.

Следом 1772 год обозначился тем, что в Дунайскую армию был переведён Александр Васильевич Суворов. Возглавляемые им войска в 1773 г. стремительным ударом заняли крепость Туртукай и форсировали Дунай.

Слайд 8

Картина полководцев

Слайд 9

В 1772 г. дипломаты Османской и Турецкой империй сели за стол переговоров, которые, впрочем, ни к чему не привели. Русские требовали независимости Крымскому ханству, что означало на деле скорую ликвидацию независимости Крыма и переход его к России. Турки не соглашались, и военные действия были продолжены.

Новое крупное поражение османов в битве при Козлудже произошло 20 июня 1774, которое нанесла им армия, возглавляемая А.В.Суворовым.

Слайд 10

Работа с картой: Учитель демонстрирует на слайде карту первой-турецкой войны.

Слайд 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: