Шпоночные соединения - конструкция, типы, особенности применения; условие прочности, расчет

Шпонки предназначены для соединения вала со ступицами различных деталей (шкивов, зубчаых колес, Маховиков, муфт и т.п.) при передаче крутящего момента от вала к этим деталям и наоборот. в некоторых случаях шпонки используют в качестве направляющих для осевого перемещения ступицы по валу.

 

Шпонки можно подразделить на три вида: призматические, сегментные и клиновые

► Призматические шпонки по назначению подразделяют на:

 

• о6ыкновенные (ГОСТ 23360—78)» предназначенные для

неподвижных соединений ступиц с валами

• направляюще ГОСТ 8790—79), применяемые в тех случаях,

 когда ступицы должны иметь возможность перемещаться вдоль валов.

• скользящие (гост 12208766), перемещающиеся вдоль вала вместе

со ступицами и применяемые вместо направляющих шпонок в тех

случаях, когда требуются большие перемещения

 

► Сегментные шпонки (гост 2407140) наиболее технологичны в

изготовлении и монтажа. Их устанавливают обычно на концевых участках

валов диаметром до 58 мм, так как паз под шпонку довольно глубокий,

что приводит к ослаблению вала.

 

► Клиновые шпонки - (ГОСТ 24068780) представляют собой самотормозящийся

клин с уклоном 1:100. В отличие от призматических и сегментных шпонок

клиновые шпонки создают напряжённое соединение, препятствующее

относительному смещению деталей вдоль вала

Шпоночное соединение рассчитывают смятие, так как основные размеры стандартных шпонок подобраны по критерию среза. Условие прочности соединения имеет следующий вид:

где — нормальное напряжение смятия (Мпа),  — крутящий момент на валу (Н-мм). D —диаметр вала (мм), h— высота шпонки (мм), — высота утепленной части шпонки (мм),  —рабочая длина шпонки (мм),     —допускаемое нормальное напряжение смятия,  = 150 … 180 МПа для ступицы из стали = 80… 100 Мпа для ступицы из чугуна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: