Ил. 1. Смотр служилых людей. Худ. С.В.Иванов
П. 1. На государевой службе.
Цель обращения к репродукции: конкретизация представлений учащихся о социальном положении «служилых людей» в сословном обществе России ХVI века.
Беседа по картине, вопросы и задания:
· Краткая информация о художнике и времени создания картины (знаменитый русский художник, живописец ХIХ– начала ХХ века. В 14 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Затем проходил обучение в Петербургской Академии Художеств. Был членом товарищества передвижников. Реалист, живописец картин на исторические темы. Картина «Смотр служилых людей» - одна из них. Написана в начале ХХ века, не позднее 1907 г.)
- Внимательно рассмотрите картину и опишите все, что вы на ней видите:
- Кого вы видите на первом плане? Что происходит? (смотр служилых людей)
- кто такие служилые люди? (это дворяне-помещики из уездных городов, которые находились на самой низшей ступени лестницы «служилых чинов». Дворяне одного уезда служили государю вместе. Они обязаны были, участвовать в военных походах и в установленное время являться на смотры)
|
|
- Где проходит изображенный на картине смотр служилых людей? (в уездном городе, куда съезжалось дворянство всех окрестных волостей)
- Кто проводит смотр? (Назначенное доверенное лицо удельного князя. Обычно таковым являлся полковой воевода, который зорко следил за исправностью воинов, их вооружения. Ему помогали подъячии.)
- Как вы думаете, что написано на длинных списках, лежащих на столе перед воеводой? (Это список прошлого смотра — десятня. Новая десятня, которую пишет тут же подьячий, тщательно сверяется со старой: кто-то из дворян умер, кто-то получил новый оклад и должен привести с собой больше людей, кто-то верстается на службу впервые, кто-то “устарел” и просит отставки “по болезни старых многих ран”)
- Рассмотрите фигуры людей, пришедших на смотр. Как они одеты, чем вооружены? Чем можно объяснить заметную разницу в военном оснащении прибывших на смотр служилых людей?
- Как вы думаете, почему, даже те, кто плохо вооружен, явились на смотр? (З а неявку на смотр дворян могли наказать: могли отобрать поместье, а самого выпороть кнутом)
- Как вы думаете, насколько боеспособным было такое войско? В чем были его слабые стороны?
- Как вы считаете, изображенный на картине исторический сюжет – это вымысел художника или художественное изображение реальной жизни поместных дворян в России в ХVI веке? Если да, то на какие источники мог опираться живописец?
- Известны ли вам другие картины этого художника? («Баскаки», «Приезд воеводы», «На сторожевой московской границе» и др.)
|
|
П.2. Крестьянский мир.
Ил. «Избы русских крестьян»
Иллюстрация дополняет содержание пункта параграфа, создавая представление у учащихся о многообразии типов крестьянских жилищ и факторах влиявших на культурные различия жилищного строительства на Руси.
Возможные вопросы и задания:
· Рассмотрите изображения крестьянских изб в той последовательности, как предложено авторами учебника – слева направо и определите, к какому району страны относится каждый тип крестьянской избы. Найдите и покажите на исторической карте эти районы (можно заготовить аппликации-иллюстрации с изображениями типов изб и предложить учениками прикрепить их на карте)
· Опишите особенности той крестьянской избы, которая вам больше понравилась.
· Чем вам понравилась эта изба?
· Как думаете, почему в разных районах страны строили различные по конструкции избы?
· В какой избе, по вашему мнению, жилось наиболее удобно
· Как вы считаете, у всех ли крестьян были такие красивые и добротные избы, какие изображенные на рисунке? Поясните свой ответ.
· Как думаете, какой тип избы был распространен на территории нашего края в ХVI веке? Были ли особенности жилищного строительства на территории нашего края? (у поморов терского берега был распространен тип избы центральных районов России, а у саамов – лопарей – свой тип – вежа, кувакса)
· Кто может объяснить происхождение слова «изба», почему так называли жилище русских крестьян? (Главное место в жилище занимала печь и от слова «истьба» - истопа, теплое место пошло название жилища – изба).
· (задание на дом) Найдите дополнительную информацию и составьте описание внутреннего убранства крестьянской избы ХVI века, подготовьте презентацию.
Жилища саамов
Кувакса
Вежа
Проверочное задание:
Определите, в каком районе Руси ХVI века могли быть построены эти жилища:
(центральный район)
(северная изба)
Рисунок ХVII века. Поимка и привод беглых крестьян. (С. 73)
Вопросы и задания:
- Рассмотрите внимательно рисунок ХVII века на с. 73 и скажите, какое понятие: «заповедные лета» или «урочные лета» иллюстрирует этот рисунок?
- Какими деталями этого рисунка вы можете подтвердить свой вывод?
- Можно ли считать рисунок ХVII века документальным историческим источником? Почему?