Проблема выбора пути развития

Конспект урока истории

 Дата 23.05.2020.

Группа № 3 специальность Механизация сельского хозяйства 1 курс

Тема: «Падение мировой колониальной системы»

Форма работы: индивидуальная, электронное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: определить причины и основные этапы падения мировой колониальной системы, проблемы выбора пути развития.

Используемая литература:

Учебник. История. Конец 19- начало 21 века: учебник для 11 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень./ Н.В.Загладин, Ю.А. Петров.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2018.

Интернет – ресурсы:

1.Конспект урока "Падение мировой колониальной системы" https://videouroki.net/video/ Дата обращения 22.05.2020

1.Видеурок. "Падение мировой колониальной системы" https://videouroki.net/video/ Дата обращения 22.05.2020

 

Презентация: «Деколонизация – распад колониальной системы»

Ход урока.

  Организационный этап
Мотивационный модуль.

 Формулируется тема урока.

 

  Цель нашего урока: определить причины и основные этапы падения мировой колониальной системы, проблемы выбора пути развития.

 

2. Объяснение нового материала.

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

План:

Распад колониальной системы: причины и основные этапы.

2. Проблема выбора пути развития.

Конфликты и кризисы в странах Юга.

 

Распад колониальной системы: причины и основные этапы.

Большое влияние на положение СССР на международной арене оказали перемены в мире, вызванные распадом колониальной системы. Советское руководство связывало с ним надежды на ослабление блока НАТО, в который входили ведущие колониальные державы. Поддержка борьбы народов колониальных и зависимых стран за полное освобождение стала одним из приоритетных направлений советской политики.

Развитие процесса деколонизации, распада колониальных империй европейских держав было обусловлено рядом причин.

• В годы войны территория многих колоний, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала ареной боевых действий или прифронтовой зоной. В колониях строились базы снабжения армии и флота, ремонтные мастерские, заводы по производству боеприпасов и лёгкого вооружения, аэродромы. Многие жители колоний были призваны на военную службу в армию метрополий. Ряд колоний — Индокитай, Бирму, Малайю, Филиппины, Индонезию — в период 1942-1944 гг. оккупировала Япония. На этих территориях сложилась система местного самоуправления. Все это подорвало веру во всесилие европейских колонизаторов, укрепило социально-экономические и политические предпосылки перехода к независимому развитию.

• С созданием ООН, признанием мировым сообществом прав народов на самостоятельный выбор своей судьбы (самоопределение), стремление народов колониальных и зависимых стран к освобождению получило международно-правовую базу.

• Немаловажную роль в развитии процесса деколонизации играло и то, что народы, борющиеся за свободу, могли опереться на политическую, а иногда и военную поддержку великих держав — СССР, а затем и Китая, не заинтересованных в сохранении колониальных империй европейцев.

Многие из бывших колоний приобрели независимость относительно мирным путём. Великобритания, столкнувшись с подъёмом освободительного движения в Индии, в 1947 г. предоставила ей независимость. Тогда же была признана независимость Бирмы, а в 1948 г. — Цейлона. США в 1946 г. передали власть на Филиппинах национальному правительству.

Ряд колониальных владений, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались сохранить силой оружия. Так, Голландия признала независимость Индонезии после 5 лет войны (1945-1949). А Малайя стала независимой от Великобритании лишь в 1957 г., после десятилетия партизанской войны.

С наибольшим упорством свою колониальную империю удерживала Франция. После поражения Японии государства Индокитая (Камбоджа, Лаос и Вьетнам) провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против этих стран. В 1949 г. Камбоджа и Лаос получили независимость. Однако во Вьетнаме боевые действия продолжались. Лишь в 1954 г. после крупного поражения под Дьенбьенфу Франция согласилась на переговоры и подписание соглашения в Женеве. Согласно его условиям Вьетнам был разделён по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам провозгласил курс на строительство социализма, Республика Южный Вьетнам вошла в систему союзов США в Азии. Камбоджа и Лаос признавались нейтральными, независимыми государствами.

В 1954 г. восстание против французских колонизаторов началось в Алжире. Лишь через 5 лет Франция признала его право на самоопределение. В 1962 г. Алжир стал независимым государством.

Большая часть колоний на Африканском континенте освободились в 1960-1961 гг., которые вошли в историю как «год Африки».

Последняя в истории колониальная империя, Португальская, рухнула после нескольких десятилетий освободительной борьбы. После революции в Португалии в 1974 г. её бывшие колонии Ангола, Мозамбик и Гвинея-Бисау стали независимыми государствами.

Советский Союз, а также дружественные ему страны оказывали значительную моральную и материальную поддержку освободительным движениям. Они содействовали защите их интересов в ООН, осуществляли подготовку кадров для повстанческих армий, снабжали современным оружием. Только в Анголу за период 1958-1974 гг. СССР поставил вооружения на сумму в 55 млн долларов.

Проблема выбора пути развития.

Политические лидеры, возглавившие борьбу за освобождение, стремились к скорейшему преодолению экономической отсталости. Однако большинство стран Азии и Африки сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Их экономика была развита односторонне, имела сырьевую ориентацию. Немногочисленные центры индустрии зависели от их технического обслуживания европейскими специалистами. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения. Большинство новых государств нуждались в привлечении капиталов и технологий из-за рубежа. Всё это оказывало большое влияние на выбор их пути развития.

Во многих выбиравших самостоятельный путь развития государствах, особенно Африки, ещё преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве. Производительность труда была крайне низкой, превалировало натуральное хозяйство. Большая и стремительно возраставшая численность населения, дешевизна рабочей силы, мало содействовали модернизации.

Ведущая колониальная держава, Англия, стремилась сохранить контроль над рынками своих бывших владений. В 1949 г. было решено, что, приобретая независимость, они смогут стать членами Британского Содружества. Все его участники получали такие же льготы в торгово-экономических связях с Англией, как и её «белые» доминионы (они также вошли в Содружество). Главой Содружества провозглашался монарх Великобритании. Предполагалось, что внешняя и оборонная политика Содружества будет определяться на ежегодных совещаниях.

Членами Содружества стали 50 государств с населением свыше 1,5 млрд человек. Большинство стран, входящих в Содружество, проводят самостоятельную политику, хотя и используют возможности экономического и научно-технического сотрудничества с Англией.

По примеру Великобритании Франция в 1958 г. объявила о создании Французского Сообщества, возглавляемого французским президентом. В состав Сообщества вошли Сенегал, Берег Слоновой Кости, Дагомея, Нигер, Мавритания, Верхняя Вольта, Конго, Габон, Чад, Мадагаскар и др. На их территории сохранялись военные базы и гарнизоны Франции.

Бывшие метрополии пытались контролировать политику молодых государств, сохраняя аграрно-сырьевую направленность развития их экономики. Это вызвало у ряда лидеров освободившихся стран стремление опереться на поддержку СССР. В 1960-1970-е гг. во многих государствах Азии и Африки приобрела популярность идея социалистической ориентации. Она предполагала введение централизованного управления обществом, национализацию собственности иностранных компаний и природных ресурсов для развития экономики и вооружённых сил. Кадры инженеров, техников, врачей, учителей и военных намечалось готовить с помощью СССР.

Советский Союз, рассчитывая на расширение своей системы союзов, с готовностью поддержал выбор пути социалистического строительства освободившимися странами. Интерес к социалистическим идеям в разное время выражался лидерами Египта (Объединённая Арабская Республика), Сирии, Ирака, Южного Йемена, Индонезии, Бирмы, Конго, Ганы, Гвинеи, Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Сомали, Алжира, Танзании, Мали и ряда других государств. Постепенно, однако, эти страны отошли от идей социализма. Причины этого были весьма многообразны.

Прежде всего СССР не располагал достаточными возможностями для создания в освободившихся странах современной индустрии. Это вызывало разочарование в советской политике у большинства лидеров молодых государств. Их попытки проводить преобразования социалистического типа завершались неудачей. Обобществление земли при отсутствии передовых технологий обработки земли (удобрений, тракторов и комбайнов) вели к падению урожайности. Основная масса населения — крестьянство — выступала против разрушения традиционного уклада жизни. Вводившееся централизованное распределение ресурсов вело к их расхищению верхушкой государственных чиновников. Таким образом, цели модернизации оказывались недостижимыми.

Большую роль в отходе освободившихся стран от социалистической ориентации сыграла политика США и союзных им стран. Они вели постоянную борьбу против дружественных СССР режимов. В ней использовались методы пропаганды, разжигания клановой и межнациональной розни. Щедрую поддержку получали оппозиционные силы, провоцировались военные конфликты, исключавшие решение каких-либо созидательных задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: