Характеристика методов формирования нравственного сознания личности

Вопросы, изложенные в лекции, распечатайте и вложите в тетрадь. Сделайте необходимые записи в тетради вопросов, изучаемых по учебнику (составьте конспект). Приготовьтесь к устным ответам и к тестированию.

3. Ответьте на контрольные вопросы:

1.Метод в переводе с греческого?

2. Дать определение метода воспитания, приема воспитания и средства воспитания.

3.На что направлены все методы воспитания?

4.Какие группы методов выделяет в своей классификации Г.И.Щукина.

5.Перечислите методы, входящие в каждую из этих групп.

6. Когда необходимо использовать разъяснение?

7. Назовите условия эффективности метода разъяснения.

8. Перечислите требования к рассказу.

9.Назовите формы и виды этических бесед.

10. Перечислите этапы  подготовки и проведения этической беседы.

11.Что говорили о значении примера Сенека, А.С.Макаренко и Я.А.Коменский

12.В чем сущность метода примера?

13. Что такое приучение?

14.Перечислите виды поручений.

15. Перечислите виды воспитывающих ситуаций.

16. Назовите условия обеспечивающие успешность воспитывающих ситуация.

17. Основное назначение метода требования?

18.Что такое поощрение?

19. В чем сущность метода наказания?

20. Функции поощрения и наказания.

.

Ответы на контрольные вопросы присылайте tatjana.teterina2018@yandex.ru

или  на мой №  WhatsApp Word DOCX

НАПОМИНАЮ!!!! От качества текущей подготовки зависит успех на экзамене!!!

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!

ВВЕДЕНИЕ

Мы уже знаем, что категории цели, содержания и формы раскрывают сущность воспитательного процесса. Но есть еще одна очень важная категория, связанная с вопросом – как воспитывать. Это категория метода воспитания.

Понятие о методах, приемах, средствах воспитания.

Метод воспитания (от греческого «методос» - «путь») - это путь достижения заданной цели воспитания.

Методы воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств (И.П.Подласый).

Метод воспитания — способ взаимодействия воспитателя и воспитанника в процессе воспитания, направленный на достиже­ние цели и задач воспитания (педагогический словарь).

Метод воспитания – это способ взаимодействия педагогов и воспитанников, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности (М. И. Рожков).

Метод воспитания - способ педагогического управления деятельностью воспитанников, в процессе которого осуществляется самореализа­ция личности.

Прием воспитания — составная часть, деталь метода воспита­ния, конкретное действие педагога.

Прием воспитания – это часть общего метода, определенное действие (воздействие), конкретное улучшение.

Прием воспитания является частью метода воспитания. Он не имеет самостоятельной задачи, а выполняет ту же задачу, что и метод воспитания, к которому относится. Один метод воспитания может иметь разные приемы; один и тот же прием воспитания мо­жет входить в разные методы. Иногда метод воспитания определяют как систему приемов, ис­пользуемых для достижения поставленных задач.

Выделяется понятие средства воспитания – это совокупность приемов. Средство – это уже не прием, но еще не метод.

Классификация методов воспитания.

Актуальной в современных условиях является проблема систе­матизации методов воспитания. К настоящему времени накопле­но значительное количество разнообразных авторских подходов к классификации методов воспитания.

Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов.

В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания по направленно­сти воспитатель­ной деятельности (Г.И.Щукина). Все методы воспитания направлены на изменение личности в положительную сторону.

Выделяют три группы методов воспитания:

1.Методы формирования нравственного сознания личности.

Эта группа включает методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них взглядов и убеждений: рассказ, этическая беседа, разъяснение, пример.

II. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

Упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации.

III. Методы стимулирования поведения и деятельности.

( стимулировать – значит побуждать)

поощрение, наказание, требование, соревнование.

Характеристика методов воспитания

Характеристика методов формирования нравственного сознания личности.

Метод разъяснения. Разъяснение — это эмоционально­ словесное воздействие на воспитанников (И. П. Подласый).

Работа со статьей учебника стр. 92 (учебник и ссылка указаны выше.)

Рассказ как метод воспитания. Рассказ — яркое эмоциональное изложение конкретных фактов  о каком-либо явлении, событий из жизни людей; это небольшое по объему связное изложение (в по­вествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию либо анализ тех или иных нравственных понятий и оценок (педагогический словарь).

Существует ряд определенных требований к рассказу:

 1) наличие темы;

2) логичность и последовательность изложения;

 3) яркость и эмоциональность;

4) воздействие не только на ум, но и на душу воспитанников;

5) длительность, соответствующая возрасту.

Этическая беседа. Этическая беседа — это вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу по­ступков и выработке нравственных оценок и суждений (педагогический словарь).

 Работа со статьей учебника стр. 93-94 (учебник и ссылка указаны выше.) Повторить методику этической беседы (записи лекции по МДК.02.01).

Пример как метод воспитания. Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных об­разцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить об­разец готовой программы поведения и деятельности (педагогиче­ский словарь). Данный метод построен на склонности детей к подражанию. Пример — это своеобразный наглядный, впечатляющий об­ раз, способный оказать помощь в достижении педагогических целей. Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, поскольку не требуют ни раскодирования, ни перекоди­рования, в котором нуждается любое речевое действие.

 Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером».

 Я.А. Коменский: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через пример».

А.С.Макаренко говорил: «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».

Рассматриваемый метод воспитания широко используется в на­чальных классах. Существуют следующие этапы приведения примера:

1) возникновение примера (образца) для подражания;

2) приравнивание школьником своих мыслей, действий к име­ющемуся образцу путем проб и ошибок;

3) закрепление подражательных действий.

 Примеры, достойные для подражания окружают ребенка и в школе и дома.

1).Родители.  Повседневное поведение родителей А.С.Макаренко рассматривал, как решающее средство воспитания детей. Обращаясь к родителям он говорил: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый важный метод воспитания».

2).Учитель (воспитатель). Своим примером учитель влияет на учеников независимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах поведения как его поступки и действия.

В.И.Даль говорил: «Воспитание учеников – это прежде всего поведение учителя… Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанников».

К.Д.Ушинский утверждал: «Учитель со слабым неустановившимся характером, с переменчивым образом мыслей и действий никогда не разовьет сильного характера в учениках. Чтобы вырастить детей мужественными, правдивыми и честными, учитель сам должен быть таким».

Дети постоянно наблюдают как учитель держит себя на уроке и в жизни, как обращается с окружающими его людьми, с детьми в классе.

 3). Старшие братья, сестры, товарищи. В воспитании на примере сверстников важно учитывать следующие правила: не ставить в пример одних и тех же; видеть успехи каждого ученика; учиты­вать психологические и физические особенности школьников.

 4). Художественный образ (литературный герой, герой кино­фильма, мультфильма). Очень важно помнить, что пример оказывает не только поло­жительное, но и отрицательное влияние.

Методы формирования сознания личности имеют принципи­альное значение в практике организации воспитательной деятель­ности, так как они формируют мировоззрение индивида. Однако, данную группу методов необходимо сочетать с другими группами методов воспитания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: