Вопросы, изложенные в лекции, распечатайте и вложите в тетрадь. Сделайте необходимые записи в тетради вопросов, изучаемых по учебнику (составьте конспект). Приготовьтесь к устным ответам и к тестированию.
3. Ответьте на контрольные вопросы:
1.Метод в переводе с греческого?
2. Дать определение метода воспитания, приема воспитания и средства воспитания.
3.На что направлены все методы воспитания?
4.Какие группы методов выделяет в своей классификации Г.И.Щукина.
5.Перечислите методы, входящие в каждую из этих групп.
6. Когда необходимо использовать разъяснение?
7. Назовите условия эффективности метода разъяснения.
8. Перечислите требования к рассказу.
9.Назовите формы и виды этических бесед.
10. Перечислите этапы подготовки и проведения этической беседы.
11.Что говорили о значении примера Сенека, А.С.Макаренко и Я.А.Коменский
12.В чем сущность метода примера?
13. Что такое приучение?
14.Перечислите виды поручений.
15. Перечислите виды воспитывающих ситуаций.
16. Назовите условия обеспечивающие успешность воспитывающих ситуация.
|
|
17. Основное назначение метода требования?
18.Что такое поощрение?
19. В чем сущность метода наказания?
20. Функции поощрения и наказания.
.
Ответы на контрольные вопросы присылайте tatjana.teterina2018@yandex.ru
или на мой № WhatsApp Word DOCX
НАПОМИНАЮ!!!! От качества текущей подготовки зависит успех на экзамене!!!
ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!
ВВЕДЕНИЕ
Мы уже знаем, что категории цели, содержания и формы раскрывают сущность воспитательного процесса. Но есть еще одна очень важная категория, связанная с вопросом – как воспитывать. Это категория метода воспитания.
Понятие о методах, приемах, средствах воспитания.
Метод воспитания (от греческого «методос» - «путь») - это путь достижения заданной цели воспитания.
Методы воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств (И.П.Подласый).
Метод воспитания — способ взаимодействия воспитателя и воспитанника в процессе воспитания, направленный на достижение цели и задач воспитания (педагогический словарь).
Метод воспитания – это способ взаимодействия педагогов и воспитанников, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности (М. И. Рожков).
Метод воспитания - способ педагогического управления деятельностью воспитанников, в процессе которого осуществляется самореализация личности.
Прием воспитания — составная часть, деталь метода воспитания, конкретное действие педагога.
Прием воспитания – это часть общего метода, определенное действие (воздействие), конкретное улучшение.
|
|
Прием воспитания является частью метода воспитания. Он не имеет самостоятельной задачи, а выполняет ту же задачу, что и метод воспитания, к которому относится. Один метод воспитания может иметь разные приемы; один и тот же прием воспитания может входить в разные методы. Иногда метод воспитания определяют как систему приемов, используемых для достижения поставленных задач.
Выделяется понятие средства воспитания – это совокупность приемов. Средство – это уже не прием, но еще не метод.
Классификация методов воспитания.
Актуальной в современных условиях является проблема систематизации методов воспитания. К настоящему времени накоплено значительное количество разнообразных авторских подходов к классификации методов воспитания.
Классификация методов – это выстроенная по определенному признаку система методов.
В настоящее время наиболее объективной и удобной является классификация методов воспитания по направленности воспитательной деятельности (Г.И.Щукина). Все методы воспитания направлены на изменение личности в положительную сторону.
Выделяют три группы методов воспитания:
1.Методы формирования нравственного сознания личности.
Эта группа включает методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них взглядов и убеждений: рассказ, этическая беседа, разъяснение, пример.
II. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
Упражнение, приучение, поручение, воспитывающие ситуации.
III. Методы стимулирования поведения и деятельности.
( стимулировать – значит побуждать)
поощрение, наказание, требование, соревнование.
Характеристика методов воспитания
Характеристика методов формирования нравственного сознания личности.
Метод разъяснения. Разъяснение — это эмоционально словесное воздействие на воспитанников (И. П. Подласый).
Работа со статьей учебника стр. 92 (учебник и ссылка указаны выше.)
Рассказ как метод воспитания. Рассказ — яркое эмоциональное изложение конкретных фактов о каком-либо явлении, событий из жизни людей; это небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию либо анализ тех или иных нравственных понятий и оценок (педагогический словарь).
Существует ряд определенных требований к рассказу:
1) наличие темы;
2) логичность и последовательность изложения;
3) яркость и эмоциональность;
4) воздействие не только на ум, но и на душу воспитанников;
5) длительность, соответствующая возрасту.
Этическая беседа. Этическая беседа — это вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработке нравственных оценок и суждений (педагогический словарь).
Работа со статьей учебника стр. 93-94 (учебник и ссылка указаны выше.) Повторить методику этической беседы (записи лекции по МДК.02.01).
Пример как метод воспитания. Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности (педагогический словарь). Данный метод построен на склонности детей к подражанию. Пример — это своеобразный наглядный, впечатляющий об раз, способный оказать помощь в достижении педагогических целей. Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, поскольку не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое действие.
|
|
Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером».
Я.А. Коменский: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через пример».
А.С.Макаренко говорил: «Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом».
Рассматриваемый метод воспитания широко используется в начальных классах. Существуют следующие этапы приведения примера:
1) возникновение примера (образца) для подражания;
2) приравнивание школьником своих мыслей, действий к имеющемуся образцу путем проб и ошибок;
3) закрепление подражательных действий.
Примеры, достойные для подражания окружают ребенка и в школе и дома.
1).Родители. Повседневное поведение родителей А.С.Макаренко рассматривал, как решающее средство воспитания детей. Обращаясь к родителям он говорил: «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом – вот первый и самый важный метод воспитания».
2).Учитель (воспитатель). Своим примером учитель влияет на учеников независимо от его воли и желания. Никакие слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах поведения как его поступки и действия.
В.И.Даль говорил: «Воспитание учеников – это прежде всего поведение учителя… Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанников».
К.Д.Ушинский утверждал: «Учитель со слабым неустановившимся характером, с переменчивым образом мыслей и действий никогда не разовьет сильного характера в учениках. Чтобы вырастить детей мужественными, правдивыми и честными, учитель сам должен быть таким».
Дети постоянно наблюдают как учитель держит себя на уроке и в жизни, как обращается с окружающими его людьми, с детьми в классе.
|
|
3). Старшие братья, сестры, товарищи. В воспитании на примере сверстников важно учитывать следующие правила: не ставить в пример одних и тех же; видеть успехи каждого ученика; учитывать психологические и физические особенности школьников.
4). Художественный образ (литературный герой, герой кинофильма, мультфильма). Очень важно помнить, что пример оказывает не только положительное, но и отрицательное влияние.
Методы формирования сознания личности имеют принципиальное значение в практике организации воспитательной деятельности, так как они формируют мировоззрение индивида. Однако, данную группу методов необходимо сочетать с другими группами методов воспитания.