Характеристика аналитической деятельности педагогов ДОО

Аналитические умения в структуре педагогической деятельности

Важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в педагогической деятельности профессиональных трудностей и основным стимулом самосовершенствования является анализ собственной деятельности, как процесс осмысления педагогического опыта. Поэтому, основным условием определения наилучших аспектов собственной профессиональной деятельности и затруднений в ней, является развитие способности педагога дошкольной образовательной организации к самоанализу. Главной целью анализа практической деятельности педагогических работников является умение выявить связь между деятельностью и результатами своего труда, которые выражаются в умственном развитии воспитанников, их культуре, умении применять теорию на практике, эрудиции.

Аналитическая деятельность – это такой вид деятельности, в основу которого входят мыслительные операции, иными словами, логическим приёмом познания является анализ. Анализ представляет собой мысленное разложение предмета, а также явления или процесса на части, элементы или признаки.

Аналитическая деятельность в педагогике – это анализ результатов педагогической деятельности, целью которого является прогнозирование и внесение изменений в образовательно-воспитательный процесс.

Кравчук М.М. в своей работе пишет о том, что сформированность аналитических способностей педагога является одним из критериев педагогического мастерства, так как с помощью него извлекаются знания из практической деятельности. Именно с помощью аналитических умений проявляются обобщённые умения мыслить педагогически. Такое умение включает в себя ряд частных умений, заключающихся в:

- умении анализировать педагогические явления;

- умении понимать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимосвязи с другими;

- умении объяснить то или иное педагогическое явление с теоретической точки зрения;

- умении диагностировать педагогические явления;

- умении разрешать разнообразные педагогические задачи.

 Ерофеева И.Ю. рассматривает умение анализировать педагогический процесс как простое исследовательское умение, включающие в себя: наблюдение и анализ педагогических явлений, формулировка гипотезы, разработка и проведение экспериментальной деятельности, обработка и систематизирование его результатов, обобщение материалов в виде доклада, изучение и анализ педагогического опыта.

П.Ф. Кравчук и Л.Г. Гондза считают работу по развитию исследовательских умений одним из значительных факторов формирования творческого мышления педагога. Т.Н. Лукьянченко писал, что аналитическая деятельность педагогического работника нацелена на:

1) анализ воспитательных мероприятий и образовательных занятий;

2) анализ итогов образовательно-воспитательного процесса;

3) анализ содержания документации ДОО;

4) анализ качества знаний, умений и навыков воспитанников;

5) анализ итоговой индивидуальной деятельности с воспитанниками;

6) анализ состояния образовательно-воспитательного процесса с необходимой точки зрения;

7) анализ результатов совместной деятельности ДОО, семьи и общественности.

Аналитическая деятельность играет в педагогической работе очень важную роль. Любой педагогический процесс не будет осуществляться эффективно без профессионального анализа и оценки конкретных условий его организации. Развитие аналитической деятельности педагога – это, прежде всего, повышение его профессиональных компетентностей.

 

 

Характеристика аналитической деятельности педагогов ДОО

Без анализа и оценки конкретных условий организации, педагогический процесс не может осуществляться эффективно, а также без качественного исследования особенностей поведения ребенка и развития детского коллектива в целом. Объективная оценка и анализ происходящей ситуации значительны на каждом из этапов педагогического процесса: целеопределение и постановка задач, планирование и выбор необходимых средств по их достижению, организация, подведение итогов и определение новых задач.

Педагогический анализ требует наличие профессиональной подготовленности, специфики разнообразных видов детской деятельности, знания методик дошкольного образования.

К исследовательским умениям педагога относятся:

ü  умение наблюдать, анализировать и давать оценку деятельности дошкольников и педагогического работника;

ü  умение диагностировать уровень развития, обучения и воспитания детей;

ü  умение давать оценку методической оснащенности педагогического процесса;

ü  формулировать выводы и вносить корректные предложения по его совершенствованию;

ü  умение осуществлять анализ своей педагогической деятельности, т.е. выполнять самоанализ.

По мнению С.Ю. Мещеряковой, формирование аналитической деятельности педагога происходит в образовательном пространстве, а именно в:

- умении анализировать и осмысливать то или иное педагогическое явление во взаимосвязи с каждым из компонентов педагогического процесса;

- умении расчленять педагогическое явление на составляющие его элементы (условия – причины, стимулы, мотивы, формы проявления, средства);

- умении находить в психолого-педагогической теории выводы, идеи, разнообразные закономерности, которые соответствуют логике рассматриваемого явления;

- умении верно диагностировать педагогическое явление;

- умении выявлять педагогическую проблему (задачу) и находить способы её оптимального решения.

М.М. Поташник в своих работах подробно раскрыл процессный подход в аналитической деятельности педагога. Аналитическая деятельность педагогического работника представляет собой исследование. Исследование любой проблемы (вопроса) необходимо начинать с постановки целей и задач, которые определят направление и методы анализа. Существенное значение имеет выдвижение гипотезы (обоснованное предположение относительно причин, связей, причинно-следственной зависимости изучаемого явления). Далее составляется план или программа направленная на решение обнаруженных проблем. Обязательно осуществляется контроль, вносятся нужные коррективы, изменения, анализируется результат, проектируются новые проблемы, для решения которых выдвигаются новые цели и задачи.

Таким образом, аналитическая деятельность предполагает развитие педагогической логики, оказывает помощь в осуществлении целенаправленного выбора варианта построения педагогического процесса, позволяющего максимально результативно влиять на личность ребенка. Усвоение навыков аналитической деятельности является стимулом педагогического работника к постоянному самообразованию и самопознанию, что естественным образом готовит его к успешной профессиональной деятельности и становится инструментом поступательного совершенствования педагогического процесса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: