Монография
- моногра́фия (от греч. μόνος — «один, единый» и γράφειν — «писать») — научныйтруд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.
- научный труд, научная книга, посвященная изучению одной проблемы, одного вопроса
- монография – жанр многоплановый, структурно и содержательно сложный, рассчитанный на неоднократное прочтение, внимательное изучение специалистом, т.е. человеком, глубоко разбирающимся в той научной проблеме, которой посвящено монографическое исследование
- монографией является «научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам»
- объём монографии («классический») свыше 120 страниц А4 написанных 14 шрифта Times New Roman через полуторный интервал, что примерно равно пяти печатным листам
- перед изданием в виде книги рукопись монографии должна пройти рецензирование специалистами по профилю монографии, имеющими ученую степень. Сведения о рецензентах указываются в выходных данных монографии. Считается, что рецензентов должно быть не менее двух
|
|
- в библиотечной науке термин «монография» обозначает любую несерийную публикацию, состоящую из одного или нескольких томов (ограниченного их количества). Именно это отличает её от серийных публикаций, таких как газеты или журналы
- монография - жанр научной прозы
- в монографии обобщается и анализируется литература по исследуемым темам, и выдвигаются, как правило, новые гипотезы, теории, концепции, способствующие развитию науки
- она сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т. д.
- создателями монографии могут быть как один автор, так и целый коллектив, а само слово означает специфику рассматриваемой в ней проблематики, её относительно узкую направленность; «единость писания», но не писателя
Статья
- сочинение небольшого размера, в котором автор излагает результаты собственного исследования
- статья́ — это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе
- отличительный аспект статьи - её готовность
- цель любой статьи - распространение содержащейся в ней информации
Теоретико-пропагандистская статья
- на примерах конкретных ситуаций дается научно-теоретическое объяснение текущих событий
- в таких статьях анализируются теоретические аспекты экономики, политики, литературы и искусства
|
|
- жанру присущи практические обобщения, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность
- в статье автор рассматривает отдельные ситуации как часть более широкого явления. Автор аргументирует и выстраивает свою позицию через систему фактов
- в статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы
- в статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса)
Информационная статья
информационно - повествовательная — материал располагается в последовательности, которая соответствует их временному или пространственному развитию, свершению
· информационно - описательная — публикуются либо в связке с информационно - повествовательной либо отдельно от неё. В статье данного вида, информация излагается таким образом, чтобы у читателя составилось представление о предмете описания в целом, а также о его составных частях, отдельных свойствах и признаках
Практико-аналитическая статья
- обращена к актуальным практическим проблемам промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства, культуры, науки, образования, бизнеса, финансов и т. д.
- в этих статьях анализируются конкретные проблемы, события, действия, ситуации, связанные с практическими задачами, решаемыми в той или иной сфере деятельности, отрасли производства …
- автор ставит перед собой цель выявить причины ситуации, сложившейся в той или иной сфере производства, на ряде предприятий, в социальной сфере, оценить эти ситуации, определить тенденции их развития
Передовая статья
- выражает точку зрения редакции по актуальному вопросу в данный момент
- помогает правильно ориентироваться в проблемах общественной жизни, реагирует на актуальные вопросы
Основные требования: актуальность темы, глубокое раскрытие и обоснование выдвигаемых задач, конкретность и лаконичность обобщений, выводов, аргументов
Виды передовых статей:
· общеполитические — публикуются в связи со знаменательными датами, событиями;
· пропагандистские — раскрывают перспективы созидания, осуществление тех или иных идей;
· оперативные — отражают актуальные политические и хозяйственные задачи
Общеисследовательская статья
- это публикации - анализы общезначимых вопросов: автор статьи может вести речь о политическом или экономическом развитии страны или рассуждать об уровне нравственности, существующем в обществе, или о возможности союза церкви и государства, или о взаимоотношениях страны с зарубежными государствами
- в публикациях - высокий уровень обобщения, глобальность мышления авторов
- цель общеисследовательской статьи - изучение закономерностей, тенденций, перспектив развития общества
- общеисследовательская статья требует не просто знания какой-то конкретной проблемы, но предполагает теоретическое объяснение её существования
Доклад
- доклад — один из видов монологической речи,
публичное, развёрнутое, официальное сообщение по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных
- в военном деле короткий доклад - рапортом (от фр. rapport),
официальным устным или письменным докладом от нижестоящего к вышестоящему
- формат доклада может быть простым, с заголовками по темам, и сложным — в него могут включаться: диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии, рефераты, резюме, приложения, сноски, ссылки, гиперссылки
- в финале целесообразно высветить тенденцию, уточнить тактику и стратегию дальнейшего научного поиска, поблагодарить за содействие
|
|
- наглядность – важная часть доклада. Ее рассматривают как дидактический принцип. Сегодня это презентация
Общие жанрообразующие признаки:
1. коммуникативная задача – передать в устной форме ту или иную информацию, чтобы она была усвоена реципиентами (слушателями);
2. публичный характер высказывания, информатор (докладчик) имеет индивидуальный настрой на восприятие говорящего и на то, что он сообщит;
3. дробная, порционная подача информация, членение на порции, каждая из которых содержит новую информацию;
4. стилистический отбор, отбор четких, точных выражений, т.к. надо учитывать, что слушатели будут фиксировать значимую информацию;
5. подготовленный характер высказываний – это составление плана, а чаще пишется весь текст, но читать подготовленный текст не рекомендуется, т.к. адресант (докладчик) теряет контакт с аудиторией;
6. монологический характер с элементами диалогизации, при этом различают намеренно подготовленный текст в форме диалога (вопрос автора – и его же ответ) и диалогизированный монолог – взаимодействие с аудиторией (включение слушателей в монолог).
- синтаксическая структура должна быть простой и острой для восприятия (исключение составляют цитаты, если они дословны, но и обилия цитат быть не должно)
- научный доклад – это сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Это научное сообщение содержит объективно новые сведения.
- научный доклад – это правдивость изложения, четкость гипотезы, богатство интерпретации, ясность и изящество резюме, более яркое, чем в статьях, проявление личного отношения к проблеме, более открытое высказывание опасений.
- доклад требует особой подготовки
- используются языковые формулы:
Доклад строится так, чтобы легче воспринимался на слух. Используются языковые формулы: Вот проблема…; Мы решили проверить…; Эксперимент проводили …; Не все результаты поддаются объяснению….; Предварительные выводы таковы…
- в тесте доклада не должно быть чрезмерно усложненных, округленных, хорошо причесанных, навевающих скуку предложений, унизанных причастными оборотами
|
|
Курсовая работа
- задание, которое выполняется студентами высших и средне-специальных учебных заведений, обычно на втором—третьем курсах в виде рефератов, на старших — в виде исследовательской работы
- часто курсовые работы выполняют по предметам, которые являются основными по специальности