Библиографический список

Список использованной литературы отражает самостоятельное исследование диссертанта по имеющимся наработкам в рассматриваемой теме.

Каждый включённый в список литературный источник должен быть отражён в диссертации. Не рекомендуется включать в список энциклопедии, справочники,

научно-популярную литературу, жёлтую прессу. Стало возможным указывать онлайн - источники.

- диссертация принимается в ходе процедуры, называемой защитой диссертации. Для соискателей степени кандидата наук устанавливаются также дополнительные испытания в виде предшествующих защите кандидатских экзаменов:

· специальность,

· иностранный язык,

· история и философия науки

- иногда допускается диссертация в форме научного доклада, подготовленная на основе совокупности ранее опубликованных им научных и опытно - конструкторских работ.

В этом случае автореферат не подготавливается (вместо автореферата рассылается сам доклад)

- помимо диссертации, от соискателя требуется наличие официально опубликованных печатных работ по теме диссертации

- вместе с диссертацией соискатель должен подготовить автореферат диссертации (краткое изложение основных результатов диссертационной работы)

 

Приложения

Это необязательная часть. Сюда выносятся материалы, не являющиеся критичными для понимания сути диссертационной работы. Это могут быть листинги программ, громоздкие таблицы, графики, копии документов, отдельные положения из инструкций и правил …

Приложение - продолжение диссертации на последних страницах; если они объёмные, то возможно выделение в самостоятельный блок в специальной папке (или переплёте), на её лицевой стороне даётся заголовок «Приложения». Нумерация делается сквозной и продолжает нумерацию текста работы.

 

Научно - информативный стиль

 

Реферат

- реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные

 

- реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста

 

- содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

- содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

- имеет постоянные структуры:

* заголовочную часть с библиографическим описанием, * собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы

 

Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

- реферат - конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах их применения.

- реферат - резюме приводит основные положения, тесно связанные с темой текста.

 

продуктивные рефераты

представлены рефератом - обзором и рефератом - докладом:

- реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

- реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

- в структуре реферата выделяются три основных компонента:

• библиографическое описание,

• собственно реферативный текст,

• справочный аппарат.

 

Композиция реферата

1. Вступление.

Задачи вступления:

дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году),

сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание),

вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ важных вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя анализ, надо обосновать важность вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

- подготовка рефератов - приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию

- реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике

- реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника

- в реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

- Автор останавливается на вопросе…

- Он анализирует…

- Оценивая, он отмечает…

- Далее автор рассматривает…

- При этом он отмечает…

- Самым серьезным последствием этого является…

- Отсюда автор делает вывод, что…

- Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…

- Автор рассматривает…

 

Аннотация

- аннотация - сжатая, краткая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения

- её можно обнаружить в любой книге на обороте титульного листа

- основные требования аннотации - ее краткость и информативность

- в аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуются его структура, композиция

 

- аннотация состоит из простых предложений, две обязательные части:

1. содержательная характеристика первоисточника, цель автора.

2. адресат аннотируемого текста

- могут присутствовать и факультативные части:

1. композиция, структура первичного текста.

2. иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

- аннотация не должна содержать заимствований (цитат), общеизвестных фактов, подробностей, должна быть написана простым, понятным языком, короткими предложениями, в безличной форме (рассмотрены, раскрыты, измерены, установлено

- аннотация выполняет две основные задачи:

- она помогает читателю сориентироваться в информации, где далеко не все представляет для него интерес; на основе аннотации читатель решает, стоит ли читать саму статью;

- служит для поиска информации в автоматизированных поисковых системах.

Пример аннотации:

В статье раскрывается понятие политической социализации как процесса включения индивида в политическую культуру общества. Даются определения разновидностей политической социализации (прямая, косвенная, стихийная, латентная, партикулярная, прагматичная, унифицирующая, разобщающая и т. д.) Делается вывод, что политическая социализация как социокультурное явление может быть успешно проанализирована только с учетом ряда условий, включая динамический характер анализа и специфику базовых установок.

Аннотация

за заголовком следует аннотация — сжатая характеристика статьи. Аннотация должна быть краткой, содержательной. Рекомендуемый размер — не более 500 символов, 4 - 5 предложений. В аннотации дается информация об авторе/авторах статьи, кратко освещается научная проблема, цели и основные авторские выводы в сокращенной форме. В аннотации отражается научная новизна статьи.

Речевых клише смысловых частей:

1. Характеристика содержания текста:

- В книге рассматривается…

- В книге изложены…

- Статья посвящена…

- В статье даются…

- В основу работы положено…

- Автор останавливается на следующих вопросах…

- Автор затрагивает проблемы…

- Цель статьи - показать…

- Цель автора - объяснить (раскрыть)…

- Целью статьи является изучение…

- Автор ставит своей целью проанализировать…

2. Композиция работы:

- Книга состоит из… глав (…частей)…

- Статья делится на … части

- В книге выделяются … главы

3. Назначение текста:

- Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому)…

- Сборник рассчитан…

- Предназначается широкому кругу читателей…

- Для студентов, аспирантов…

- Книга заинтересует…

 

Конспект

- конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание, компрессия первичного текста. Результат- запись в виде конспекта

конспект - особый вид вторичного текста, в основе – аналитико - синтетическая переработка информации, содержащейся в исходном тексте

конспект- это краткое изложение прочитанного научного произведения

- самое важное в конспекте - найти верное соотношение между цитированием и передачей мысли автора своими словами.

- составитель конспекта должен уметь внимательно читать, выделять основное в тексте, к которому он обратился

- конспект как вторичный, но самостоятельный текст обладает собственной содержательной, смысловой и структурной целостностью

- при составлении конспекта происходит восприятие и осмысление исходного текста на уровне смысловых отрезков, отбор информации с точки зрения новизны и важности (сброс «лишней» и фиксация необходимой), переформулировка полученной информации с помощью опорных слов и словосочетаний

Этапы подготовки конспекта:

Этап 1. Выделяются смысловые части - вся информация, относящаяся к одной теме, группируется в один блок.

Этап 2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы.

Этап 3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация.

Этап 4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема).

Этап 5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

Правила работы над конспектом:

1. Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

3. Составить план - основу конспекта.

4. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

5. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

6. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

7. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

8. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы

Виды конспектов:

конспект-план,

конспект-схема,

текстуальный конспект

Конспект– это особый вид текста, в основе которого лежит аналитико - синтетическая переработка информации (исходного текста), т.е. систематизация и обобщение наиболее ценной информации.

- конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию.

- при конспектировании необходимо отбирать новый и важный материал, связывать его со старым, уже известным и выстраивать материал в соответствии с логикой изложения; конспект должен обладать содержательной, смысловой и структурной целостностью

- конспект может быть кратким, подробным или смешанным

- по степени соответствия первоисточнику - интегральным или выборочным

- по количеству перерабатываемых источников - монографическим или сводным (обзорным)

- с точки зрения предъявления информации конспект составляется на основе чтения или слушания

 

 

Тезисы

тезирование - вид извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения - тезисы

- тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи

В зависимости от стиля изложения существуют

два типа тезисов:

тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание;

тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации.

- В тезисах логично и кратко излагается данная тема

- каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему

- если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов

- тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту

- оригинальные тезисы - сжатое отражение собственного доклада, статьи автора

- вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору

 

Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается

формально или графически.

Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами:

- использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых, во-вторых);

- с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы - внутренние причины);

- использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения).

Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости.

Примеры тезисов.

1. Любой текст - это языковое выражение замысла автора.

2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственной деятельности при восприятии основных фрагментов текста.

3. Психологическая установка - это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.

4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.

5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются:

1. Преамбула.

2. Основное тезисное положение.

3. Заключительный тезис.

 

Тезисы могут начинаться следующими речевыми формами:

- Известно, что…

- Следует отметить, что…

- Однако…

- При этом важно, что…

- Предполагается, что…

- Специалисты ставят своей задачей…

 

Основная информация в тезисах может объединяться с помощью следующих соединительных лексических средств:

- Ставит вопрос…

- Считает…

- Сравнивает…

- Приводит пример…

- Перечисляет…

- Характеризует…

- Подчеркивает…

требования к тезисам

 

– стилистическая чистота и однородность речевой манеры

- недопустимость эмоционально - экспрессивных определений, метафор и прочих включений из других стилей

 

 

Патентное описание

- патент (от лат. patens — открытый, ясный, очевидный от полного наименования — litterae patentes — открытое письмо) — охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство изобретения,

приоритет полезной модели,

промышленного образца либо селекционного достижения

- патентное описание  - изложение технической сущности изобретения - имеет важное информационное и правовое значение

- патентное описание  состоит из следующих частей: паимсповапия описания, чертежей или химической фурмулы, если того требует характер изобретения и патентной формулы

- срок действия патента зависит от страны патентования, объекта патентования и составляет от 5 до 35 лет.

- автору или соавторам за использование патента выплачивается авторское вознаграждение (по договору с патентовладельцем)

- за предоставление лицензии на право производства продукта или использования способа, патентовладелец (лицензиар) получает (одноразовый) паушальный платёж или ежегодные отчисления от лицензиата, роялти

- патентное описание  является основным документом, по которому определяются пределы прав патентовладельца, и в этой связи особо важную роль играет точность установления границ изобретения.

- патентные описания   обязательно отражают конкретные технические решения, а в странах с проверочной системой и в странах, имеющих отсроченную (смешанную) систему экспертизы они не должны содержать непроверенных сведений

- основное требование, предъявляемое патентными ведомствами, - описание должно раскрывать изобретение настолько ясно и полно, чтобы любой специалист в той области, к которой оно относится, мог осуществить его на практике, не прибегая к дополнительным творческим усилиям

- патентное описание заканчивается патентной формулой (формулой изобретения, патентными притязаниями, предметом патента), а это - краткое изложение технической сущности изобретения с установлением границы патентной монополии

- хорошее патентное описание   не отличается от научной статьи, а нередко и превосходит ее в описании деталей экспериментальной части


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: