Понятие и источники международного гуманитарного права

Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гума­нитарным вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией, кон­такты между людьми) образуют отрасль международного гуманитарного права. Существует две основные подотрасли отрасли международного гуманитарного права: гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период во­оруженных конфликтов.

Основными источниками международного гуманитарного права являются многочисленные многосторонние универсальные договоры - конвенции по правам человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными до­кументами. Большинство из них создано в правовой среде, образующейся в рамках универсальной деятельности ООН.

Рекомендательный характер имеют резолюции международных организа­ций и, прежде всего - непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеоб­щая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетер­пимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-политический авторитет многих из резолюций очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Так, напри­мер, довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декла­рации прав человека превратились в международный обычай.

Другая часть документов в области прав человека - международные дого­воры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека.

Главные международно-правовые акты о правах человека (обязывающие и рекомендательные) делятся на три основные группы:

1. Универсальные документы в об­ласти прав человека:

  • Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
  • Международный Пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах 1966 г. с Факультативным Протоколом 1986 г.
  • Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с Фа­культативными Протоколами 1976 и 1992 гг.

2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека:

  • Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.).
  • Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г.
  • Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.
  • Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.
  • Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискрими­на­ции 1965 г.

3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов:

  • Конвенция о статусе апатридов 1954 г.
  • Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.
  • Декларация прав ребенка 1959 г.
  • Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
  • Конвенция о правах ребенка 1989 г.

К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская кон­венция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950 г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав госу­дарств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби. Как правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные конвенции. Так, напри­мер, Римская конвенция, касающаяся гражданских и политических прав, устана­вливает больше оснований для ограничения прав человека, чем Международные пакты. Что касается американских конвенций, то они в общих чертах повторяют Римскую конвенцию.

2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве. В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признают в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.

Подавляющее количество прав человека носят универсальный международ­ный характер, однако существуют права человека, которые связаны с националь­ным гражданством (например, политические).

В международно-правовых документах традиционно сохраняется классифи­кация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:

1. Гражданские права:

  • право на жизнь;
  • право на неприкосновенность личности;
  • свобода личности;
  • свобода передвижения;
  • равенство перед судом;
  • право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;
  • право на безопасность личности;
  • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
  • право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмот­рение дела независимым и беспристрастным судом;
  • право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
  • право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
  • право на свободу совести, мысли и религии и другие.

2. Политические права:

  • право на участие в управлении своей страной;
  • право на равный доступ к государственной службе в своей стране;
  • право на свободу убеждений и свободное выражение их;
  • право на свободу мирных ассоциаций и собраний и другие.

3. Экономические права:

  • право на владение имуществом;
  • право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ре­сурсами и другие.

4. Социальные права:

  • право на труд и свободный выбор профессии;
  • право на равную оплату за равный труд;
  • право свободно создавать профессиональные союзы;
  • право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечи­вающее достойное человека существование;
  • право на вступление в брак и создание семьи;
  • право на защиту материнства и детства;
  • право на отдых и досуг;
  • право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);
  • право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инва­лидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к су­ществованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие.

5. Культурные права:

  • право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;
  • право на образование;
  • право на участие в культурной жизни;
  • право на пользование результатами научного прогресса и их практиче­ского применения и другие.

Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, нахо­дящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, националь­ной и другой дискриминации, применения пыток и т.д.). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Регио­нальные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широ­кими, конкретными.

Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права, так и носящих морально-политический характер.

3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Международные механизмы и процедуры в области прав человека можно разделить на две группы:

  • консенсусные - основанные на общем согласии участников, преимуще­ственно договорные;
  • неконсенсусные - созданные на основе резолюций международных органи­заций, которые не предполагают единогласия.

Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами (комитеты, группы, и т.д.) и единоличными (специальные докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая мнение соот­ветствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, об­щие или конкретные). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном итоге все зависит от мандата, которым наделен данный орган.

Международные контрольные механизмы в области прав человека бывают универсальными и региональными.

Центральное место в этой области занимает ООН в совокупности своих ор­ганов и организаций. В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всесторон­нее рассмотрение проблем в области прав человека.

Главная роль в этом деле принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Как устанавливает ст.13 Устава ООН, ГА организует исследования и делает рекомендации в целях содей­ствия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав чело­века и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Боль­шая часть вопросов по правам человека предварительно рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы), кото­рый готовит по ним проекты резолюций, принимаемые ГА в конце ее очередной сессии. Она создает также вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области прав человека (например, Специальный комитет по деколонизации, Спе­циальный комитет против апартеида и т.д.)

В рамках Секретариата ООН создан Центр ООН по пра­вам человека (штаб-квартира - в Женеве). В его функции входит координирование деятельности специальных органов по защите прав человека в рамках всей си­стемы ООН. Центр возглавляется заместителем Генерального секретаря ООН, ко­торый с 1993 г. получил официальный специальный статус Верховного Комиссара ООН по правам человека. Центр по правам человека - постоянно действующий орган, который в качестве одной из важнейших целей для себя поставил увеличение потока обмена информацией по проблемам прав человека.

Существует также ряд органов, юридически независимых от ООН и других международных организаций, которые созданы многосторонними конвенциями по правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их положе­ний.

  • Комитет по правам человека создан на основании ст.28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он рассматривает предоставляемые государствами-участниками Пакта доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в нем.
  • Большую работу проводит Комитет по ликвидации расовой дискримина­ции, созданный на основании ст.8 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Государства-участники Конвенции представляют на рассмотрение Комитета доклады о принятых законодательных, судебных, административных и других ме­рах, с помощью которых реализуются положения конвенции.
  • Комитет против пыток предусмотрен Конвен­цией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин­ство видов обращения и наказания 1984 г.
  • Комитет по правам ребенка предусмотрен Кон­венцией о правах ребенка 1989 г.

Из региональных контрольных механизмов в области прав человека, прежде всего, необходимо отметить Европейскую комиссию по правам человека и Евро­пейский суд по правам человека, созданный в соответствии с положениями Евро­пейской конвенции прав и основных свобод человека 1950 г. (ст.19).




double arrow
Сейчас читают про: