Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гуманитарным вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией, контакты между людьми) образуют отрасль международного гуманитарного права. Существует две основные подотрасли отрасли международного гуманитарного права: гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов.
Основными источниками международного гуманитарного права являются многочисленные многосторонние универсальные договоры - конвенции по правам человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными документами. Большинство из них создано в правовой среде, образующейся в рамках универсальной деятельности ООН.
Рекомендательный характер имеют резолюции международных организаций и, прежде всего - непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-политический авторитет многих из резолюций очень высок, и государства с ними считаются, хотя формально они не налагают на них юридических обязательств. Так, например, довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декларации прав человека превратились в международный обычай.
Другая часть документов в области прав человека - международные договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе - Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют стандарты в области прав человека.
Главные международно-правовые акты о правах человека (обязывающие и рекомендательные) делятся на три основные группы:
1. Универсальные документы в области прав человека:
- Всеобщая декларация прав человека 1948 г.
- Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. с Факультативным Протоколом 1986 г.
- Международный Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с Факультативными Протоколами 1976 и 1992 гг.
2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека:
- Конвенция относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.).
- Конвенция о принудительном или обязательном труде 1930 г.
- Конвенция о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него 1948 г.
- Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.
3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов:
- Конвенция о статусе апатридов 1954 г.
- Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.
- Декларация прав ребенка 1959 г.
- Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г.
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.
- Конвенция о правах ребенка 1989 г.
К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская конвенция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950 г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав государств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби. Как правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные конвенции. Так, например, Римская конвенция, касающаяся гражданских и политических прав, устанавливает больше оснований для ограничения прав человека, чем Международные пакты. Что касается американских конвенций, то они в общих чертах повторяют Римскую конвенцию.
2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве. В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признают в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества.
Подавляющее количество прав человека носят универсальный международный характер, однако существуют права человека, которые связаны с национальным гражданством (например, политические).
В международно-правовых документах традиционно сохраняется классификация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:
1. Гражданские права:
- право на жизнь;
- право на неприкосновенность личности;
- свобода личности;
- свобода передвижения;
- равенство перед судом;
- право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;
- право на безопасность личности;
- право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
- право на гласное с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
- право на свободу от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;
- право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания;
- право на свободу совести, мысли и религии и другие.
2. Политические права:
- право на участие в управлении своей страной;
- право на равный доступ к государственной службе в своей стране;
- право на свободу убеждений и свободное выражение их;
- право на свободу мирных ассоциаций и собраний и другие.
3. Экономические права:
- право на владение имуществом;
- право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и другие.
4. Социальные права:
- право на труд и свободный выбор профессии;
- право на равную оплату за равный труд;
- право свободно создавать профессиональные союзы;
- право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование;
- право на вступление в брак и создание семьи;
- право на защиту материнства и детства;
- право на отдых и досуг;
- право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);
- право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие.
5. Культурные права:
- право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора;
- право на образование;
- право на участие в культурной жизни;
- право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие.
Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека часто называют международными стандартами в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т.д.). Стандарты могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими, конкретными.
Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права, так и носящих морально-политический характер.
3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Международные механизмы и процедуры в области прав человека можно разделить на две группы:
- консенсусные - основанные на общем согласии участников, преимущественно договорные;
- неконсенсусные - созданные на основе резолюций международных организаций, которые не предполагают единогласия.
Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть коллективными органами (комитеты, группы, и т.д.) и единоличными (специальные докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо консенсусом, либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно они не носят обязательного характера, выражая мнение соответствующего органа по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, общие или конкретные). Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения Европейского суда по правам человека). В конечном итоге все зависит от мандата, которым наделен данный орган.
Международные контрольные механизмы в области прав человека бывают универсальными и региональными.
Центральное место в этой области занимает ООН в совокупности своих органов и организаций. В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всестороннее рассмотрение проблем в области прав человека.
Главная роль в этом деле принадлежит Генеральной Ассамблее ООН. Как устанавливает ст.13 Устава ООН, ГА организует исследования и делает рекомендации в целях содействия международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Большая часть вопросов по правам человека предварительно рассматривается Третьим комитетом Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы), который готовит по ним проекты резолюций, принимаемые ГА в конце ее очередной сессии. Она создает также вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области прав человека (например, Специальный комитет по деколонизации, Специальный комитет против апартеида и т.д.)
В рамках Секретариата ООН создан Центр ООН по правам человека (штаб-квартира - в Женеве). В его функции входит координирование деятельности специальных органов по защите прав человека в рамках всей системы ООН. Центр возглавляется заместителем Генерального секретаря ООН, который с 1993 г. получил официальный специальный статус Верховного Комиссара ООН по правам человека. Центр по правам человека - постоянно действующий орган, который в качестве одной из важнейших целей для себя поставил увеличение потока обмена информацией по проблемам прав человека.
Существует также ряд органов, юридически независимых от ООН и других международных организаций, которые созданы многосторонними конвенциями по правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их положений.
- Комитет по правам человека создан на основании ст.28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он рассматривает предоставляемые государствами-участниками Пакта доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в нем.
- Большую работу проводит Комитет по ликвидации расовой дискриминации, созданный на основании ст.8 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. Государства-участники Конвенции представляют на рассмотрение Комитета доклады о принятых законодательных, судебных, административных и других мерах, с помощью которых реализуются положения конвенции.
- Комитет против пыток предусмотрен Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.
- Комитет по правам ребенка предусмотрен Конвенцией о правах ребенка 1989 г.
Из региональных контрольных механизмов в области прав человека, прежде всего, необходимо отметить Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека, созданный в соответствии с положениями Европейской конвенции прав и основных свобод человека 1950 г. (ст.19).






