Экономическая сущность процесса франчайзинга

НАО «Университет Нархоз»

 

 

«Допущен к защите»

Директор НОД Школы

«Общество, технологии и экологии»

_________________Мейманкулова Ж.Ж.,  

«____»________ 2020 г., протокол № _____

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

На тему: «Оценка эффективности франчайзинговых брендов в малом и в среднем бизнесе»

 

По специальности «5В050600 - Экономика»

 

 

Выполнил:                                                                                                 

Студент II курса

(«5B050600 – Экономика»)                     ______________      И.А.Темирбаев                                                   

 

 

Научный руководитель:

к.э.н., ассоциированный

профессор                                         _______________             Ш.О.Момынкулова

 

 

 

 

Алматы

2020

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….......3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА …………………………………………………………………4

1.1 Экономическая сущность процесса франчайзинга……………………………4

1.2 Правовое регулирование отношений сторон во франчайзинге……………..10

1.3 Способы оценки эффективности франчайзинга.……..………………………14

 

2 АНАЛИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИМЕНЕНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА НА ФИРМЕ «SUBWAY»…………..…………………………………………………20

2.1 Общая характеристика производственной деятельности фирмы «Subway».……………………………………………………………………………20

2.2 Анализ финансово-экономической деятельности компании………………. 22

2.3Анализ франчайзинговых операций компании «Subway»………………............................................................................................30

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФРАНЧАЙЗИНГА В КОМПАНИИ «SUBWAY». ……………………………………………………………………………………..40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….47

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в условиях нестабильности глобальной экономики субъектам предпринимательства очень трудно выжить и добиться стабильного развития. Поэтому бизнес ищет любые пути, чтобы выжить и развиваться. В этом плане очень высока роль франчайзинга как средства ведения бизнеса. В зарубежных странах франчайзинг уже давно пользуется популярностью как одно из успешных форм ведения бизнеса. Поэтому данная тема дипломной работы всегда будет актуальной в наше нестабильное время.

Целью настоящей работы является анализ франчайзинга в деятельности предприятия питания на примере сети ресторанов быстрого питания «Subway».

В работе поставлены следующие задачи исследования:

- изучить экономическое содержание процесса франчайзинга, а также правовые взаимоотношения сторон во франчайзинге и методику эффективности франчайзинга;

- провести аналитическую оценку использования франчайзинга в деятельности компании «Subway».

- предложить перспективные направления совершенствования франчайзинговой деятельности в компании «Subway».

Объектом исследования выступает деятельность сети ресторанов быстрого питания «Subway».

Предметом исследования выступает организация франчайзинговой деятельности компании.

Структура дипломной работы обусловлена логикой поставленных в нем исследовательских задач и включает введение, три главы, заключение и список использованных источников.

Во введении обосновывается актуальность исследования, его цель, задачи, объект, предмет, а также краткая структура дипломной работы.

В первой главе представлены теоретические основы исследования франчайзинга, такие как экономическое содержание процесса франчайзинга, правовое регулирование взаимоотношений сторон во франчайзинге, методы оценки эффективности франчайзинга и проблемы развития франчайзинга в Казахстане.

Во второй главе приводится аналитическая оценка использования франчайзинга в компании «Subway», а именно: общая характеристика производственно-хозяйственной деятельности компании «Subway» и анализ франчайзинговой операции компании «Subway».

В третьей главе описаны перспективы совершенствования организации франчайзинга в компании «Subway», в частности предложения и рекомендации по совершенствованию франчайзинга в компании «Subway».

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГА

Экономическая сущность процесса франчайзинга

 

Для начала определимся с экономической сущностью процесса франчайзинга, изучив научные труды ученых-экономистов, описывавшие и дающих определение франчайзинга.

Абалкин Л., Нестеренко А. в своей книге «Экономика и институциональная теория» дают следующее определение франчайзинга: «Франчайзинг - коммерческая организация, в которым компания (франчайзер) даст право продажи продуктов и услуг этой компании независимому лицу или компании (франчайзи). Компания обязуется продавать этот продукт, услугу в соответствии с заранее определенными законами и бизнес-правилами, установленными франчайзером. В обмен на выполнение всех этих правил франчайзи предоставляется разрешение на использование названия компании, репутации, продуктов и услуг, маркетинговых технологий, опыта и механизмов поддержки. Чтобы получить некие права, компания делает первый взнос франчайзеру, а потом выплачивает ежемесячные взносы. Сумма взносов оговаривается в договоре франшизы (контракте) и подлежит обсуждению. Пакет франшиз (полная бизнес-система, которая передается франчайзи) позволяет заинтересованному предпринимателю успешно управлять своим бизнесом без предыдущих знаний, обучения, опыта в этой области [1, с. 43]

Белориха А.О. в своей диссертации «Установление франчайзинга как организационно-экономической формы управления бизнесом в сфере услуг»  пишет, что франчайзи - это частные лица или компании, которые покупают у франчайзера возможности обучения и поддержку для открытия бизнеса и платят плату за обслуживание (лицензионный сбор) за их использование. Франчайзи несет расходы по открытию бизнеса.

Франшиза - это бизнес-система, в котором франчайзер продает франчайзи. Иное название такой системы - пакет франшиз, в которым обычно содержится рабочие книги, важные материалы от франчайзера.

Франчайзинговые отношения могут быть взаимовыгодными. Франчайзи обязан соблюдать правила франчайзингового бизнеса, соучаствовать в рекламных, маркетинговых кампаниях франчайзера. Франчайзер усердно работает, чтобы возглавить конкуренцию, что будет очень сложно для франчайзи. Франчайзер предлагает необходимую поддержку, чтобы франчайзи мог посвятить все свое внимание своей повседневной работе [2, с.5].

Буряк А.Е. пишет, что каждый, кто заинтересован в приобретении франшизы, обязан решить, приемлемы ли данные отношения для них.

В американской доктрине франчайзинга франчайзинг определяется как «право использовать товарный знак и другие эмблемы и символы, включая дизайн, логотипы (от английского логотипа - эмблема организации, использованную на материалах, которые он демонстрирует) и другие идентификационные материалы таки как методы рекламы и завоевания; публичная известность, патенты и ноу-хау, коммерческие секреты, методы и стили дизайна интерьера, оборудования и устройств, а также установленные стандартные бизнес-процессы защищены и защищены авторским правом. или зарегистрировать товарный знак, дизайн, патент или иным образом [3, с.22]:

Франчайзинговая ассоциация Франции рассматривает франшизу как «взаимодействия между франчайзером и одним или несколькими франчайзи, посредством которого франчайзер использует марку, знак обслуживания, торговую марку и, в частности, ноу-хау, которое франчайзи должен использовать единообразно[4, с. 25].

Дельтей Ж. описывает в своей книге «Франчайзинг», что Британская ассоциация франчайзинга (BFA), основанная в 1977 году, определяет франшизу как контрольную лицензию [5, с.79]:

- предоставляет или уполномочивает франчайзи участвовать в конкретной сделке в течение периода франшизы, используя конкретное имя, принадлежащее или связанное с франчайзером;

- дает франчайзеру право осуществлять контроль над качеством бизнеса, являющегося предметом франшизы;

- обязывает франчайзера оказывать поддержку франчайзи в управлении бизнесом, являющимся предметом франшизы (поддержка в организации компании, обучении персонала, управлении продажами и т.д.);

- покупатель обязуется регулярно выплачивать покупателю определенные суммы денег, когда он платит за франшизу или за товары, которые франчайзер предоставляет франчайзи в течение всего периода франчайзинга.

Это не обычная сделка между холдинговой компанией и ее дочерними компаниями, между физическим лицом, контролируемой ими компанией.

Таким образом, франчайзи - это, прежде всего, договор, в котором даны условия ведения бизнеса с правом использовать торговую марку франчайзера и собственные технологии за плату.

По словам Демихова В.Ю. источниками дохода франчайзера являются [6, с. 98]:

- собственные торговые точки (компании);

- доплата за поставленный товар (материалы);

- скидки от оптовиков;

- лицензионные сборы;

- бонус за выбранные помещения и оборудования;

- лизинг франчайзи зданий, оборудования;

- проценты по кредиту, предоставленному участникам франчайзинговой системы;

- оплата управленческих и консультационных услуг;

- маркетинговые сборы для франчайзи.

Иногда франчайзер увеличивает сам филиал, проверяет прибыльность и предлагает франчайзи повысить привлекательность франшизы. Обратный вариант часто используется, когда франчайзер покупает часть франшизы после определенного роста, чтобы увеличить продажи или контролировать рынок. Эти характеристики свидетельствуют о большой гибкости стратегии франшизы.

Довгань В.В. считает, что франчайзинг особенно полезен, когда географически удаленные магазины обслуживают небольшие локальные рынки и предлагают продукты, которые требуют особого внимания во время транзакции [7, с. 43].

Чтобы начать франшизу вам необходимо  понимать все положительные и отрицательные стороны этого вида деятельности. Наиболее подробное изучение франчайзинга показало, что эта форма бизнеса имеет не только преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при разработке такого типа договорных отношений.

Сначала мы определяем, насколько франчайзинг может быть привлекательным для пользователя. Для пользователя франчайзинг означает наличие собственного бизнеса. Если франчайзи дает свое согласие инвестировать в франшизу, он останется независимым владельцем, но также получит профессиональную поддержку от пользователя. Система франшизы предоставляет информацию до и после открытия бизнеса, которая поможет покупателю найти правильное место для бизнеса, переосмыслить его дизайн, убедиться, что бизнес работает должным образом и т.д. Основываясь на опыте бизнеса. франчайзер. Эта поддержка поможет ему избежать ошибок, в которых обычно делают иные предприниматели, когда начинают свой бизнес.

У франчайзи всегда есть возможность стать специалистом для новой компании, не учась годами в бизнес-школе или просто работая в этой отрасли. Такие знания поступают непосредственно из специальных учебных программ и программ по разработке систем управления, в которым франчайзер будет передавать всем новым франчайзи и ключевым сотрудникам. Задолго до основания новой компании франчайзеры и франчайзи должны какое-то время работать вместе. Вместе они должны работать достаточно, чтобы развить навыки франчайзи, чтобы иметь все шансы на успешный бизнес.

Открыв франчайзинговый бизнес, франчайзи продолжают получать профессиональные ежедневные деловые и маркетинговые услуги от франчайзера. В случае возникновения проблем ваша первая задача - просмотреть все предоставленные материалы и руководства. Вероятно могут возникнуть конкретные проблемы. В таких случаях франчайзи может позвонить франчайзеру и попросить помощи. Когда предприниматель начинает строить свой собственный бизнес, он должен найти способ решения проблем и открыто изучить вероятность дорогостоящих ошибок.

Франчайзинг предлагает вам возможность использовать репутацию и марку франчайзера. Если договор франшизы выполнен, франчайзи получает право франчайзера на использование бренда франчайзера. Только франчайзи, работающие в этой франчайзинговой системе, имеют исключительное право на использование бренда франчайзера. Поэтому, если вы владеете франшизой McDonald's, вы пользуетесь правом иметь название компании, которая сразу же признает вас международной компанией с международным франчайзером на рынке. Ко времени открытия ресторана все в регионе уже знают, что будут предоставлять качественные услуги. В отличие от франчайзи, один предприниматель должен не только думать о продажах с самого начала, но, прежде всего, создать хорошую репутацию для неизвестной компании. Франчайзи имеет хорошую репутацию при покупке франшизы. У одного предпринимателя никогда не будет доступа к имени, известному во всем мире, и франчайзи немедленно использует имя своего франчайзера, который уже получил общее признание [8, с. 54].

Прежде всего, франчайзинг предлагает компетентный и быстрый подход для быстрого и эффективного создания компании. И у франчайзи есть дополнительные способы юридически минимизировать налоги.

В своей статье Круковский Ю.В., Ильченко С.М. «Применение метаболического подхода к саморегуляции системы франчайзинговых отношений субъектов потребительского рынка» пишет: приобретая развитие франчайзера, предприниматель снижает высокий риск, связанный с открытием нового бизнеса, благодаря договору франчайзинга. Кроме того, франчайзи обладает рядом других преимуществ [9, с.112]:

- отсутствие базовых и специальных знаний предпринимателя восполняется программой обучения, проводимой франчайзером. Кроме того, франчайзи приобретает навыки для работы в соответствии с высокими стандартами качества;

- использование бренда и репутации, которые уже были признаны потребителями;

- открытие бизнеса в франчайзинговой системе обходится дешевле, чем открытие независимого аналогичного бизнеса, поскольку опыт франчайзера устраняет ненужные затраты, и франчайзер может помочь вам получить доступ к кредитным ресурсам;

- умение использовать результаты научных разработок и исследования рынка, программы развития которых направлены на повышение и повышение конкурентоспособности компании;

- снижение налогов.

Потенциальный пользователь, который приобретает готовый бизнес-стандарт и имеет возможность работать под популярным брендом франчайзера (владельца авторских прав), снижает коммерческие риски, связанный с открытием бизнеса, и, следовательно, инвестиции по сравнению с открытием Вашей собственной компании.

Кроме того, франчайзи постоянно и всесторонне поддерживается франчайзерной компанией, например, в области закупок и доставки. Банки с большей вероятностью будут финансировать компании, которые занимаются франчайзингом: кредиты и их условия для франчайзи более доступны.

После этого компания доказала свою прибыльность своим успехом, у франчайзера может появиться желание развивать этот бизнес дальше. При выборе метода развития вашего франчайзингового бизнеса следует учитывать следующие аспекты коммерческой концессии пользователя. В первом случае франчайзинг приносит дополнительные финансы на развитие бизнеса. Если компания будет стремится к региональному, национальному или международному уровню, требуются дополнительные инвестиции. Эти средства могут быть созданы с помощью франчайзи. Франчайзи вносят предоплату, покупая полный пакет франшиз, и, как правило, также оплачивают консультации и другие услуги франчайзера для управления (менеджмента), специальную поддержку для консультирования и маркетинга и т.д., что соответственно будет служит дополнительным доходом для франчайзера.

Во втором случае франчайзинг дает возможность быстро расширить компанию на новом рынке и укрепить ее репутацию на существующем рынке. Каждый франчайзер получает огромные преимущества для бизнеса, потому что франчайзи, которые быстро выходят на новый рынок и вкладывают средства в развитие своего бизнеса в других городах, создают широкую деловую сеть, которую франчайзер, вероятно, потратил бы больше денег на развитие в другой ситуации.

В третьем, франчайзинг предлагает потребителям возможность узнать больше о продуктах и ​​услугах. Это важно чать, потому что новая франшиза будет узнаваться на рынке, когда вы предоставляете свои услуги. Многочисленные франчайзи рекламируют продукт, продаваемый под брендом франчайзера, в средствах массовой информации, делая бренд узнаваемым для большего количества потребителей. Использование рекламы приводит к увеличению продаж и прибыли в каждой компании франчайзинговой системы.

Во четвертом случае франчайзинг дает франчайзеру входить в другие районы, которые иначе не развивались бы.

Таким образом, вы можете представить преимущества ведения бизнеса в рамках системы франчайзинга для франчайзера в следующих разделах:

- отсутствие затрат на поддержание, то есть снижение затрат для персонала;

- снизить собственные инвестиции;

- государственная регистрация договоров франчайзинга;

- повышение репутации компании и ее бренда, узнаваемости клиентов, повышение уверенности в качестве и едином ассортименте продукции компании;

- доход от продажи лицензии;

- прибыль от возможного лизинга недвижимости и франчайзи;

- воспользуйтесь возможностью кредитования франчайзи и снижением требований к ставкам.

Когда предприниматели обращаются к франчайзингу, надо учитывать не только преимущества, но и недостатки этого вида деятельности.

Прежде всего, мы определим, какие недостатки в коммерческой деятельности в рамках системы франчайзинга могут возникнуть у франчайзера. Прежде всего, франчайзи - это не франчайзеры, а независимые владельцы бизнеса. Даже с договором франшизы может быть трудно контролировать сделки, которые франчайзи совершает в своем бизнесе.

Во-вторых, плохо функционирующие франчайзинговые компании могут оказать негативное влияние на деловую деятельность материнской компании и (например, ее репутацию и узнаваемость брендов). Многие потребители рассматривают каждую франшизу как часть единой сети, которая работает под одним брендом. Если франчайзи не удается вести свой бизнес, это бросает тень на систему франшизы.

В-третьих, это возможная недоплата или несвоевременная оплата. Франчайзеры, как правило, определяют структуру оплаты за предоставленную услугу на основе процента от общего объема продаж каждой компании. В соответствии с контрактом, франчайзи часто обязаны предоставлять франчайзеру полный отчет о продажах для определения суммы оплаты за услугу. Франчайзи могут попытаться скрыть продажи и представить неполный отчет, чтобы недооценить вклад своего франчайзера.

Франчайзер должен будет поддерживать постоянный контакт с пользователем и узнавать от него о новых его идеях и конечно же решениях существующих проблем. Работая с пользователем, франчайзеры могут избежать проблем, которые могут серьезно повредить всю систему.

Недостатки ведения такого бизнеса, как франчайзинг для франчайзи, могут заключаться в следующем.

Во-первых, рассмотрите  систему как ограничивающую инициативу для франчайзи. К соглашению о франшизе, франчайзи обязан придерживаться определенных правил для повседневного бизнеса и использования бренда франшизы. Таковы ограничения могут применяться к рабочему времени, территориальным границам и ассортименту товаров и услуг, предлагаемых потребителям. Франчайзи должен согласиться принять эти ограничения до начала действия договора франшизы.

Во-вторых, установление нужного сотрудничества между всеми франчайзи в системе. Однако франчайзи является независимым владельцем бизнеса, он является важным звеном в сети франчайзи. Каждый франчайзи будет являться деловым партнером. Франчайзи предлагают одни и те же товары и услуги на рынке, они не будут являться конкурентами.

В-третьих, может отсутствовать поддержка со стороны франчайзера. Потенциальный франчайзи должен тщательно изучить работу франчайзинговой системы, чтобы определить, обеспечивает ли франчайзер необходимое управление или поддержку работы. Поддержка франчайзеров является важным аспектом в отношениях франчайзинга.

Перед заключением договора франчайзинга потенциальный франчайзи должен внимательно изучить материалы, предоставленные франчайзером. Он должен встретиться с другими франчайзи в системе и посмотреть, как франчайзер выполняет свое обещание предоставлять услуги. Он также должен знать, будет ли франчайзер членом местной франчайзинговой ассоциации. В этом случае франчайзер обычно обязан соответствовать требованиям кодекса этики ассоциации из-за такого членства.

Чтобы суммировать аргументы, которые я привел в отношении отрицательности ведения бизнеса в форме франчайзинга, нам необходимо изложить основные моменты в следующих параграфах, хотя могут возникнуть проблемы, возникающие при ведении определенного вида бизнеса. может.

Недостатки для франчайзера:

- вероятность получения меньшего дохода от франшизы, чем от вашей собственной;

- низкая репутация одной из франчайзинговых компаний без надлежащего контроля качества может повлиять на репутацию самой компании.

- трудности проверки достоверности годовой отчетности франчайзи;

- трудности в выборе франчайзи, знакомого с основами бизнеса;

- обучая франчайзи, франчайзер готовит потенциального конкурента.

Недостатки для франчайзи:

- контроль со стороны франчайзера ведет к снижению самостоятельности в бизнесе.

- потеря репутации франчайзером приводит к тому, что франчайзи теряет свою репутацию.

- ухудшения риска ситуации на рынке, если франчайзер продаст свой бизнес;

Несмотря на все эти недостатки, франчайзинг давно оказался успешной, прибыльной и безопасной формой ведения бизнеса, которая взаимовыгодна как для пользователя, так и для франчайзи.

Плюсы и минусы ведения бизнеса в форме потребительского франчайзинга. И хотя потребитель не является участником договора франчайзинга, он играет важную роль в осуществлении любого вида предпринимательской деятельности.

Основным преимуществом для потребителей является то, что товары и услуги, продаваемые под одним брендом, в большинстве случаев имеют идентичное качество или инфраструктуру предоставляемых услуг. Если конкретная торговая точка закрывается, вы также можете связаться с материнской компанией. Благодаря контролю, франчайзи обычно предлагают более высокий уровень обслуживания, а франчайзи как владельцы предлагают услуги с более высоким уровнем личного участия потребителей.

Из недостатков, я выбрал только два. Первое и самое важное, что франчайзинг ограничивает конкуренцию и, следовательно, ограничивает выбор товаров и услуг и, следовательно, цены. Вторым негативным моментом является то, что франчайзи не может быть надлежащим образом обучен или может не полностью соблюдать условия соглашения о франшизе, что означает, что качество предлагаемых товаров и услуг снижается, а доверие потребителей к этому бренду подрывается.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: