Межнациональные конфликты в СССР конца 80-х - начале 90-х гг. Распад Советского Союза и возникновение СНГ

Слабость горбачевского правительства, его неспособность обеспечить интересы номенклатуры в целом и подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР. Весной – летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а затем Российская Федерация и другие союзные республики добились суверенитета. Страна вступила в полосу дезинтеграции. В некоторых регионах вспыхнули межнациональные конфликты: в Нагорном Карабахе (1988 – 1990), в Фергане (1989), в Ошской области Киргизии (1990). С весны 1990 г. горбачевская администрация заметно теряет инициативу и, вынужденная постфактум принимать происшедшие изменения, начинает их законодательное оформление. Вводится новая государственная должность – президент СССР. Съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал Президентом СССР М. С. Горбачева. Президент СССР вступает в прямые переговоры с руководством республик о заключении нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4% принявших в нем участие высказались за сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. В апреле 1991 г. начались переговоры Президента СССР с руководством республик в Ново-Огареве. Из 15 союзных республик только 9 согласились на участие в переговорах, но почти все они выступили против позиции М. С. Горбачева, стремившегося сохранить Многонациональное государство на основе реальной федерации субъектов. К августу 1991 г. удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, согласно которому республики получали значительно большую самостоятельность. В руках Центра оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел. Часть вопросов находилась в совместном ведении. Главы их правительств получили возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса. Русский язык, оставаясь «языком межнационального общения», утрачивал функцию государственного языка. Подписание договора было намечено на 22 августа. Но именно проект Союзного договора спровоцировал выступление так называемого ГКЧП с 18 на 19 августа 1991 г. 22 августа члены были арестованы, но подписание договора не состоялось. Распад СССР стал необратимым. Очередной съезд народных депутатов СССР (конец августа – начало сентября 1991 г.) объявил о своем самороспуске. Однако в сентябре по инициативе М. С. Горбачева предпринимается попытка вместо СССР сформировать Союз Суверенных Государств. Но эта попытка не удалась – 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Н. Ельцин, Л. М. Кравчук, С. С. Шушкевич) объявили о роспуске СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Этот акт, подготовленный в глубокой тайне от Президента СССР и народов страны, вошел в историю как «Беловежское соглашение». 21 декабря к СНГ присоединились поставленные перед свершившимся фактом руководители Азербайджана, Армении, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. 26 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Реформы 60-70-х гг. XIХ в. и их значение для развития России.

После отмены крепостного права возникла необходимость изменения местного управления. В 1864 г. Была проведена земская реформа. В губерниях и уездах создавались земства. Они были лишены каких-либо пол. Ф-ий. След. Шагом была городская реформа 1870 г. "Городовое положение" создало в городах всесословные органы - городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и мед. нужды. "Новые судебные уставы" 1864 г. Вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность. Вопрос о виновности решался присяжными заседателями. Но некоторые принципы лишь декларировались. Например, крестьяне подлежали своему сословному суду. Для пол. Процессов было создано особое присутствие Сената, заседания которого имели закрытый характер, что нарушало принцип гласности. Поражение в Крымской войне показало, что рос. Регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г. О всесословной воинской обязанности мужчин, достигших 20 лет. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, спец. Юнкерские училища и академии. Реформы управления, суда и армии логически потребовали изменения системы образования. В 1864 г. Были изданы "Устав гимназий" и " Положение о народных училищах". Наряду с гос. Возникли и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные. В 1863 г. Новый уста вернул автономию университетам. ликвидированную Николаем 1 в 1835 г. В 1865 г. Были введены временные правила" о печати. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: