При выборе из четырех

Дидактическая задача занятия прежняя — учить детей вы­бирать предметы двух заданных форм из четырех возможных, закреплять умение соотносить разнородные предметы по форме, а также формировать навык выполнения задания вместе с другим ребенком.

Раздайте детям по одному комплекту решеток с вкладыша­ми соответствующей формы. Комплекты включают следующие сочетания форм: круг — квадрат, круг — треугольник, круг — прямоугольник, квадрат — треугольник, квадрат — овал, тре­угольник— прямоугольник, треугольник — овал (рис. 34).

Покажите детям две решетки, сложенные вместе большими сторонами, обращая их внимание на разную форму отверстий. Затем покажите разные вкладыши, поясняя, что ими можно за­крыть все «окна». Фиксируя внимание детей на форме вкладыша, возьмите один из них и, отыскав необходимое гнездо, закрой­те его. Показывая предметы, пользуйтесь словами такой, разные.

После объяснения и показа пригласите к своему столу двух детей, дайте им по круглому вкладышу, предложите рассмотреть предметы, найти в решетке отверстия такой же формы и закрыть их. Аналогичная работа проводится с другой формой. Остальные дети также по двое выполняют задания на столе педагога.

Затем каждой паре детей раздается индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания: две решетки, со­ставленные большими сторонами, и соответствующее количество вкладышей 3—4 форм.

Размещаются дети за столом так же, как и на предыдущем занятии. Более умелого ребенка можно объединить с тем, кто испытывает затруднения. Следите за степенью проявления детьми активности и самостоятельности.

По мере выполнения парой детей задания воспитатель вы­нимает вкладыши, поворачивает по часовой стрелке решетки на 90° и предлагает выполнить задание снова с другим сочетанием форм. Так, если сначала один из детей размещал вкладыши круглой и квадратной формы, то при повороте решеток он вы­полняет задание с предметами круглой и треугольной формы; при очередном повороте этот ребенок оперирует с треугольниками и овальными предметами. И наконец, при последнем повороте ре­бенок может разместить овальные и квадратные вкладыши.

Второй ребенок размещает соответственно вначале овальные и треугольные вкладыши, затем овальные и квадратные, далее квадратные и круглые и, наконец, круглые и треугольные.

Дети могут выполнять задания в ходе занятия двумя спосо­бами. Первый, более простой способ заключается в отборе 5 предметов одной формы и размещении их в соответствующих отвер­стиях. Затем ребенок отбирает 5 предметов другой формы и раз­мещает их в соответствующих гнездах. В этом случае дети один раз соотносят форму объекта с отверстиями. Потом, как бы авто­матически, без постоянного сопоставления каждого вкладыша с соответствующим гнездом по принципу группировки отбирают остальные вкладыши этой же формы и, уже в большей степени ориентируясь на место, размещают их в соответствующих от­верстиях.

Более сложный способ — это полное обследование сенсорных свойств и кзчеств предметов при размещении их в соответствую­щих гнездах. Второй способ более трудный, с ним справляются не все дети. Он свидетельствует об умении более продолжитель­но и качественно совершать, умственные операции, в основе ко­торых лежат сенсорные действия.

Занятие длится 10—12 минут и проводится один раз.

 

Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы

Цель занятия — закреплять у детей умение группировать од­нородные объекты по цвету.

Дидактическим материалом послужат палочки восьми цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого. Каждый ребенок получает десять палочек (5 од­ного и 5 другого цвета) (рис. 35).

Покажите детям 5 палочек синего и 5 палочек красного цве­та, перемешанных произвольно. Внимание детей фиксируется на том, что палочки разные. Пока­зывая детям палочку красного цвета, объясните, что у вас еще есть палочки такого же цвета. Продемонстрировав палочку си­него цвета, скажите, что и та­кие игрушки тоже есть. Затем сгруппируйте предметы, откла­дывая палочки одного цвета в одну, а другого в другую сторо­ну. Показывая каждый предмет, сопровождайте, его словами та­кой, цвет, разные. Приложив одну палочку красного цвета к другой такой же, поясните, что предметы одинакового цвета, и положите их вместе.

Таким же образом детям по­казывается подбор палочек дру­гого цвета.

После общего объяснения и показа выясните, как каждый ре­бенок понял задание. Подзовите к столу кого-либо из детей и предложите взять любую палочку, рассмотреть ее и две группы предметов, уже рассортированных, определить, куда надо поло­жить данный предмет. Когда ребенок найдет одинаковую по цве­ту группу и присоединит к ней свою палочку, ему можно предло­жить взять палочку другого щвета и выполнить задание еще раз.

Затем воспитатель приглашает к своему столу остальных детей и предлагает им по очереди выполнить задание таким же обра­зом, как это делал первый ребенок. Затрудняющимся ребятам он помогает словом.

Дальше в ходе занятия воспитатель раздает малышам инди­видуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Дети оперируют с предметами следующих цветовых сочетаний: красный — синий, желтый — зеленый, черный — белый, оран­жевый — фиолетовый.

После того как дети рассортируют палочки предложенного цвета, им дается возможность выполнить задание еще 1—2 раза, но уже с новыми сочетаниями более близких цветовых тонов: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, зеленый — синий, синий — фиолетовый и т. д.

Если кто-либо из детей будет употреблять названия цветов неправильно, поправьте ребенка, но не требуйте от него обяза­тельного их запоминания и употребления. Так, если ребенок оран­жевый цвет называет красным, скажите: «Нет, это не красный, это оранжевый. Такого цвета бывают морковка и апельсин». Пояснение должно быть кратким, не отвлекающим от выполнения задания ни данного ребенка, ни остальных детей.

Занятие длится 10—12 минут и проводится один раз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: