На занятии закрепляется умение детей группировать и соотносить по цвету разнообразные предметы.
Используйте 8—10 двухцветных столиков с грибочками, резко различающихся цветовых сочетаний: красный — синий, желтый — зеленый, черный — белый, оранжевый — фиолетовый, а также и более близкие: красный — оранжевый, оранжевый — желтый, желтый — белый, фиолетовый — синий и т. д. (рис. 36).
Воспитатель демонстрирует столик, выкрашенный красным и синим цветом, и поясняет, что часть столика одного цвета, а другая часть другого цвета. Затем показывает грибки красного и синего цвета и объясняет, что часть столика и некоторые грибки одинакового цвета. Так, «посадив» красный грибок, воспитатель подчеркивает, что грибок «спрятался», его почти не видно. Далее размещает синий грибок на части столика, окрашенной в синий цвет.
Педагог приглашает по очереди к столу детей и предлагает каждому разместить два грибка разного цвета на части столика такого же цвета.
После объяснения и показа раздайте детям индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. Вначале дети размещают грибки резко различных цветовых сочетаний: красный — синий, черный — белый, оранжевый — фиолетовый и т. д.
|
|
По мере выполнения первого задания дайте ребенку возможность выполнить задание повторно, но уже с более близкими цветовыми сочетаниями: желтый — оранжевый, красный — оранжевый, синий — фиолетовый и т. д. (рис. 37).
Занятие проводится один раз в течение 12—15 минут.
Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех
На данном занятии дети учатся выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных, закрепляют умение соотносить разнообразные предметы по цвету.
Вам понадобятся четырехцветные столики с грибочками. Для этого два двухцветных столика составляют вместе большими сторонами. 20 грибков четырех цветов перемешиваются произвольно (рис. 38).
Для выполнения задания дети объединяются по двое. Воспитатель предлагает каждому ребенку «посадить» грибочки двух цветов. Дети по 3—4 раза выполняют задание с разными сочетаниями цветов. Одни и те же столики поворачиваются различными сторонами. Так, составив столик красного и синего цвета со столиком желтого и зеленого цвета, одному ребенку предлагают разместить красные и синие грибки. После того как он разместит материал в соответствии с заданным цветом, воспитатель поворачивает столики на 90° и дает задание отобрать и разместить красные и зеленые грибки. После очередного поворота столиков еще на 90° перед ребенком ставится задача отобрать грибки желтого и зеленого цвета, и, наконец, последний поворот дает ребенку возможность упражняться в группировке и размещении грибков желтого и синего цвета. Второй ребенок в это время выполняет задание с предметами зеленого и желтого, затем желтого и синего, синего и красного, красного и зеленого цвета.
|
|
При выполнении детьми задания вы можете вопросами, указаниями помочь им самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все грибки правильно посажены? Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»
Особое внимание необходимо обратить на способ выполнения задания. Некоторые дети берут по одному предмету в том порядке, в котором они предложены, и размещают их в соответствии с цветом. Этот способ более перспективный, но и более сложный, так как в этом случае дети производят многочисленные сопоставления предметов. Другие дети отбирают грибочки одного цвета, размещают их на соответствующей части столика, затем эту же операцию производят с грибочками другого цвета.
Часть детей может выполнять задание как путем отбора всех предметов одного цвета и их размещения, так и путем последовательного сопоставления цвета каждого грибочка с поверхностью столика. Воспитатель должен следить, чтобы дети не мешали друг другу при пользовании общим материалом.
Занятие продолжается 10—12 минут и проводится один раз.
Выкладывание цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята»
Цель занятия — фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Для занятия приготовьте коробки с восьмиугольной мозаикой, в каждой из которых содержится один элемент белой и шесть элементов желтой мозаики, панель с отверстиями для размещения мозаики (рис. 39). Начните занятие с исполнения песенки «Цыплята» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной):
Вышла курочка гулять.
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки —
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы —
Полное корытце.
Воспитатель показывает детям белую мозаику и говорит: «Такого цвета у нас будет курочка». Демонстрируя желтую мозаику, поясняет: «Такого цвета у нас будут цыплятки». Воспитатель размещает в отверстии панели один элемент белой мозаики и еще раз объясняет, что курочка будет такого цвета. Затем размещает рядом с курочкой один элемент желтой мозаики — цыпленка.
Предложите кому-либо из детей подойти к столу и найти одного цыпленка, взять его и разместить на панели позади курочки. Если ребенок выполняет задание неуверенно, помогите ему и попросите найти других цыплят.
После того как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом» за курочкой, детям можно раздать индивидуальный материал для самостоятельного выполнения задания. В течение занятия это задание они могут выполнить дважды.
Если кто-либо из детей допускает ошибки при выполнении индивидуального задания, то воспитатель может подсказать: «У тебя все цыплятки одинаковые? Разве такого цвета бывает цыпленок?»
Занятие длится 8—10 минут и проводится один раз.