Формирование культурного пространства единого Российского государства

Все, приезжающие в Москву, стараются в первую очередь увидеть Кремль и сфотографироваться на Красной площади. Это место хранит память о многих событиях русской истории. Знаете ли вы, что на территории Кремля находится старейшее из сохранившихся зданий Москвы – Успенский собор. А до конца 15 века никакой площади возле Кремля не было. К нему вплотную примыкал посад. После пожара, уничтожившего посад, было принято решение не застраивать эту территорию. Так появилась Красная площадь.

В ходе урока вы узнаете об особенностях русской культуры, развитии общественной мысли, литературе, зодчестве и живописи 15-ого – начала 16 века.

В 15 веке изменилось мироощущение русских людей. Всё чаще жители Российского государства общались с иностранцами, знакомились с их культурой. Люди получили возможность сравнивать свой уклад жизни с другими.

После превращения Москвы в политический центр изменился образ князей. Они стали настоящими лидерами государства, которые боролись с Ордой.

В связи с падением Византийской империи и попытками проникновения католицизма в русские земли началось укрепление православной веры. Многие государственные деятели видели Русь последним оплотом православия.

В процессе формирования единого государства сгладились различия в культуре отдельных земель. Будущая единая русская культура впитала все лучшие достижения как народов России, так и соседних стран.

Основной темой произведений стало укрепление мощи Русского государства. Большой интерес деятели культуры проявляли к человеку и его внутреннему миру.

После освобождения от владычества Орды расширились контакты с европейскими государствами. Например, частыми гостями в России были итальянские зодчие, которые оставили глубокий след в культуре нашего государства.

Укрепление великокняжеской власти нашло своё обоснование в «Сказании о князьях Владимирских». В его основу легли две легенды. Согласно одной, московские государи происходят от римского императора Августа. По другой легенде император Византии Константин Мономах передал Владимиру Всеволодовичу царские регалии – предметы, которые символизируют монархическую власть. Из этого следовало, что Владимир Мономах и его преемники имели полное право на царский титул. Этим была обоснована самодержавная власть.

Была разработана теория «Москва – Третий Рим». Её автором стал псковский монах Филофей. Он доказывал, что после падения первого Рима, затем второго, которым был Константинополь, Москве суждено стать новой столицей мира, центром истинного христианства. В этой теории высказывалось враждебное отношение к иностранному влиянию и проповедовалась национальная исключительность русских людей.

В 15 веке возрождалось летописание. В Москве была составлена Троицкая летопись, которая подчёркивала идею единства Руси.

Московские летописцы обрабатывали материалы всех местных летописей. В 1418 году они начали составлять летопись, которая должна была обосновать необходимость союза князей и городского населения.

Все московские летописи начинались с «Повести временных лет». Этим демонстрировалось, что Москва – преемница Киева и Владимира.

Широкий отклик среди культурных деятелей нашла Куликовская битва. В литературе сложился Куликовский цикл, который описывал примеры мужества, верности православной вере и служения Отечеству.

Известна поэма «Задонщина», автором которой считается Софоний. Поэма – это большое стихотворное произведение на героическую, историческую или лирическую тему.

Главные герои «Задонщины» – Дмитрий Донской и его брат Владимир Храбрый. В поэме подчёркивается особая роль Москвы в Куликовской победе. А князь Дмитрий Донской предстаёт настоящим русским героем.

Ещё одно произведение из Куликовского цикла – «Сказание о Мамаевом побоище». Неизвестный автор восхваляет князя Дмитрия Донского, восхищается мужеством русских воинов. «Сказание о Мамаевом побоище» содержит фольклорные мотивы и подробности произошедшего события.

Особым литературным жанром стало похвальное слово князю. В нем, как правило, перечислялись заслуги правителя. Кроме того, много внимания уделялось личности героя, его политике и домашней жизни. Неизвестный автор вскоре после смерти Дмитрия Донского написал «Слово о житии великого князя Дмитрия Ивановича».

В 14–15 веках появились рассказы о путешествиях. Они получили название «хождения». Составляли их паломники или те, кто выполнял политические поручения, отправляясь в далёкие страны.

Известны «Хождение» Стефана Новгородца в Царьград и «Хождение» митрополита Пимена в Царьград.

Наиболее знаменитым стало «Хождение за три моря», написанное купцом Афанасием Никитиным, совершившим путешествие в Индию. Это было первое русское произведение, описывающее нерелигиозное путешествие. Афанасий Никитин много внимания уделил политической структуре Индии, её торговле, обычаям и традициям. В «Хождении» часто встречаются персидские, арабские и тюркские слова.

Москва была столицей Российского государства, поэтому ей было необходимо придать соответствующий облик. Для этого Иван III приглашал лучших итальянских архитекторов.

Аристотель Фиораванти возродил на Руси кирпичное строительство. Из этого материала были сложены башни и стены Московского кремля, построены Архангельский и Успенский соборы.

Успенский собор был самой величественной постройкой Кремля. Образцом для него послужил Владимирский Успенский собор. В 1479 году Фиорованти закончил работу над храмом. Его отличительной особенностью стали круглые колонны, вместо привычных на Руси массивных квадратных столбов.

В 1508 году был освящён Архангельский собор в Кремле, построенный под руководством итальянца Алевиза Нового. При обработке стен использовались мотивы архитектуры Возрождения – пилястры, раковины и карнизы.

Велось и каменное строительство. Архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари была построена Грановитая палата Кремля. Название ей дали гранёные белые камни, которыми палата была выложена снаружи.

В Новгороде также велось крупное строительство. Характерной особенностью местных храмов стала их наружная отделка. Стены делились на три части, которые назывались «прясла». Из кирпича выкладывались фигурные орнаменты – кресты, круги или треугольники. Над окнами делались полукруглые арки.

Наиболее известные храмы этого периода – церковь Спаса Преображения на Ильине улице и церковь Петра и Павла в Кожевниках.

В Пскове архитектура была схожа с новгородской. Отличием стал особый тип звонницы. Она делалась в виде каменной стены с арками для колоколов. Звонницы устанавливались на сводах храма или возле него.

В начале 15 века в Москве сложилась собственная школа живописи. Наиболее выдающимся её представителем был Андрей Рублёв.

Наиболее известным произведением Рублёва стала икона «Троица», написанная в память о Сергии Радонежском. Она даже была размещена возле могилы старца в Троицком соборе. На иконе изображены три ангела, сидящие за столом. Фигуры образуют замкнутый круг, который отражает представление о единстве трёх ипостасей Святой Троицы.

Андрей Рублёв автор «Звенигородского чина», трёх икон, изображающих Иисуса Христа, архангела Михаила и апостола Павла. Отличительной особенностью иконы Спасителя стал отход от культового образа Христа, автор его сделал более близким к простому человеку. Взгляд Иисуса направлен прямо на зрителя, он словно пытается проникнуть в душу.

Рублёв вместе с Даниилом Чёрным и другими мастерами занимался росписью Успенского собора во Владимире. Сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» - «Шествие праведных в рай» и «Лоно Авраамово».

В творчестве Рублёва заметен процесс разделения русской и византийской живописи. Художник отказался от аскетизма и суровости, характерных для живописи Византии. Рублёву удавалось создать образ живого человека, передать его внутренние переживания.

Ещё одним крупным представителем московской живописи был Дионисий. Самая ранняя из его работ – роспись собора в Пафнутьевом Боровском монастыре. Вскоре после её завершения Дионисий был приглашён Иваном Третьим в Москву для написания икон Успенского собора в Кремле.

К сожалению не все работы мастера сохранились до наших дней. В Третьяковской галерее находится икона «Одигитрия смоленская». В Русском музее – «Сошествие в ад». В Спасо-Прилуцком монастыре сохранилась икона Дмитрия Прилуцкого с житием.

Святые, написанные Дионисием, словно парят в воздухе. Цветовая гамма его работ наполнена светлыми и нежными тонами.

Давайте подведём итоги.

Основной темой произведений начала 15 века стало укрепление мощи Русского государства.

Задачей московских летописцев было обоснование того, что Москва преемница Киева и Владимира.

В литературе был создан цикл работ, посвящённых Куликовской битве.

Архитектура Москвы должна была отражать величие столицы Российского государства.

Крупнейшими живописцами 15 века были Андрей Рублёв и Дионисий.

Задание: прочитать п.27 и просмотреть видеоурок;

Какие изменения происходили в русском зодчестве и живописи XV в.? Расскажите об их достижениях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: