Проблема самоидентификации как специфически человеческий феномен

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №30

Вопрос (20 баллов)

Гносеологическая проблематика философии Нового времени, эмпиризм и рационализм.

П риоритетной сферой интеллектуальной деятельности в Новое время является наука. Поэтому гносеологическая проблематика занимает центральное место в философских исканиях. Поиск обоснования научного знания шёл по двум направлениям: эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм - направление, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)», «знание — сила». Получил распространение в Англии XVII в.

Рационализм –направление, согласно которому основой как бытия, так и познания, поведения людей является разум. Имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.

Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основепознания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания Божественное откровение и отвергали разум.Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626): наука – не самоцель, она должна служить обществу и увеличивать власть человека над природой. Значительная книга Бэкона «О достоинстве и приумножении наук». Он сформулировал лозунг: «Знание – сила».

Основой научного знания, по Бэкону, выступает опыт, эксперимент, который должен быть подвергнут критическому анализу с помощью индуктивного метода. Бэкон ценил свой метод за то, что тот показывал, как классифицировать наблюдаемые факты.

Джон Локк (1632–1704) в работе «Опыт о человеческом разумении» он пытается доказать, что все наше знание происходит из впечатлений, получаемых от органов чувств, и что у нас нет врожденных идей. Все то множество вещей, о которых человек знает или думает, происходит из опыта, полученного либо при помощи органов чувств, либо в результате самонаблюдений над нашим умом. «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах», – утверждает английский эмпирик.

Как направление противоположное эмпиризму, рационализм считает разум основным источником научного познания. Французского мыслителя Рене Декарта (1596–1650) считают основателем. В поисках надежного фундамента для своей философии, он принимает решение усомниться во всём. Это радикальное сомнение должно расчистить поле для новой научной, рациональной культуры.

Положение «мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum) делает сознание более достоверным, чем материю. Мой ум, мое сознание (для меня) более достоверен, чем ум и сознание других людей.

По Декарту наука должна основываться на интуитивном постижении ясных и отчетливых истин, из которых с помощью дедукции выводится всё многообразие знаний.

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции. Декарт определяет субстанцию как то, что не нуждается для своего существования ни в чём, кроме самой себя. Сотворённый мир Декарт делит на два рода субстанций – духовные и материальные. Главное определение духовной субстанции – её неделимость. Атрибутами духовной субстанции выступают мышление, чувство, желание. Важнейший признак материальной субстанции – делимость до бесконечности; протяжённость – главный атрибут, а фигура, положение, движение – формы проявления протяжённости.

Духовная субстанция, согласно Декарту, имеет в себе идеи, которые присущи ей изначально, а не приобретены в опыте. Такие идеи в XVII в. называли врожденными ( идея Бога, идея числа и фигуры и др). Врождённые идеи рассматривались рационалистами в качестве условия возможности всеобщего и необходимого знания, т.е. науки и философии.

Б. Спиноза (1632–1677) определяет субстанцию как причину самой себя, т.е. как то, что существует через само себя и познаётся из самого себя. Такой характеристикой обладает только Бог, или природа. Представление о слиянии, единстве Бога и природы, лежащее в основе учения Спинозы, называется пантеизмом.

Г. В. Лейбниц (1646–1716) выдвинул учение о множественности субстанций, которые он назвал монадами. Деятельность - сущность каждой монады. Деятельность монад выражается в непрерывной смене внутренних состояний, которую мы можем наблюдать, созерцая жизнь собственной души. Монады, говорил Лейбниц, называются душами, когда у них есть чувство, и духами, когда они обладают разумом. Таким образом, все в мире оказывается живым и одушевленным. На формулировку Локка: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах», немецкий философ дает ответ: «В разуме нет ничего, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума».

В XVII в. проблемы теории познания были тесно связаны с онтологией (учение о сущем). Истинность мышления для философов этого времени определяется тем, о чем оно мыслит. Вопрос об истинном знании сводился к вопросу о бытии и его структуре.

 

 

Вопрос (20 баллов)

Проблема самоидентификации как специфически человеческий феномен

    1. Самоидентификация — процесс, являющийся составной частью самосознания. Самосознание- противоположное осознанию внешнего мира осознание всех особенностей и специфичности «Я», взятого во всей совокупности мыслей, желаний, чувств, способностей к действию.

    2. В целом, все многообразие путей, направлений и способов самоидентификации можно описать оппонирующей троицей понятий: конформизм — тоталитаризм — гуманизм. При конформизме Я абсолютно некритично встраивается в ценности, выработанные и отстаиваемые «иными», и даже искренне поддерживает их. При тоталитаризме Я вынуждено подчиняться враждебным для себя ценностям, но эти ценности глубоко чужды и враждебны самой сути личности. При гуманизме Я реализует себя как свободное существо, стремящееся приблизиться к систематическому единству автономных благих целей.

    3. Самоидентификация — процесс, с одной стороны, самоограничения, своеобразной «подгонки» личности под наличные бытийные стандарты. С другой стороны, самоидентификация тесно связана с самореализацией, которая предполагает наиболее полное выявление и осуществление личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

    4. Понятие «самоидентификация» изначально обладает внутренней противоречивостью. Индивид здесь, безусловно, проявляет инициативу, но реально ему приходится — порой неосознанно — выполнять и воплощать в своей жизни требования социума. Даже всесторонне развитый индивид в процессе самореализации вынужден согласовывать свое эго и смысложизненные ориентиры с интересами других людей и государства. Если при самоопределении речь, прежде всего, идет о жизни души и духа, идеальности и самости, то в процессе самоидентификации, по большей части, — о внешней, эмпирической жизни.

    Проблема самоидентификации человека особенно остро проявилась в конце XX века. Отметим, что впервые сам термин «самоидентичность» появляется в словаре социально-гуманитарных наук приблизительно во второй половине 70-х гг. Широкое распространение связано с именем Э. Эриксона.

    С древних времён человек задавался вопросом «кто я?», и именно этот вопрос порой определял внутреннюю сущность человека. У Гегеля есть мысль о том, что наивысшее, чем может обладать человек, — это осознание своей сущности.

    Изучение разнообразных аспектов самоидентификации позволит осмыслить онтологические основания человеческого бытия в социуме и выявить опасные тенденции общественного развития, приводящие к бездуховности и дегуманизации человека и общества.

    Философы о подлинно человеческом в нас часто употребляли выражение «второе рождение». Великий Платон называл это «второе плавание». Первое плавание — человек просто родился, он уже тем самым плавает в мире жизненных обстоятельств. А есть второе плавание, которое есть какой-то особый акт, второе рождение, акт собирания своей жизни в целое, собирание своего сознания в целое, целое как некоторое органическое единство, которое сложилось не само по себе, а является именно целым. Такой акт и есть самопознание. Феномен личности не рождается, он появляется лишь во втором рождении, во втором плавании.

    Философия есть профессиональное занятие всем тем, благодаря чему случается «второе плавание» и без чего это второе плавание произойти никак не может. Сам термин «самоидентификация» призван описывать разновидность, частный случай самопознания. Identity — «тождество» или «самотождество», когда человек сам выполняет перед собой те претензии и требования, которые он предъявляет самому себе, и тем самым находится в какой-то гармонии с самим собой.

 

+ больше можно прочитать в статье ниже:
https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-ponimanie-samoidentifikatsii-v-bytiynoy-strukture-lichnosti/viewer


Вопрос (20 баллов)

Э. Фромм утверждает: «Любовь – это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь, а симбиотический союз».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: