Согласны ли Вы с позицией автора? Не противоречит ли понимание любви как общей установки представлениям об избирательном характере романтической любви?

Любовь прекрасна, когда она взаимна и когда мы любим цельно, искренне и преданно. Это чувство выражается в глубоких и постоянных переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему. Любить – это и желание быть любимым. Я имею в виду получение душевной и эмоциональной стабильности от взаимного обладания и взаимной отдачи. Она проявляется также в самоотверженности, самоотдаче и возникающем на этой основе духовном объединении. Природные, духовные различия и даже противоположности образуют в любви единство. Нравственная природа любви выявляется в ее устремленности не просто на существо другого пола, а на личность с индивидуальной неповторимостью. Эстетическая сторона любви проявляется в том, что любимый человек вызывает удивительный подъем жизненных сил, чувство восхищения, длительной радости, муки страдания и сомнения, да вообще весь внутренне противоречивый, а в целом красочный букет эмоциональных переживаний. Настоящая взаимная любовь включает в себе: «он – ее, а она – его». Кто действительно любит, тот верит в исключительные достоинства, видит незаменимую ценность своего любимого человека. Поэтому я не могу сказать, что полностью согласна со словами Э.Фромма. Чувствуя любовь к человеку, возможно изменение к окружающему миру, как в положительную, так и в негативную сторону. При искренней любви, на мой взгляд, ты не останешься безразличным и равнодушным к остальному, а наоборот, твое сопереживание усилится и восприятие будет более острым. А симбиотическим союзом я бы назвала любовь неискреннюю, неплодотворную, где могут нарушиться чьи-то личные границы.



ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №31

Вопрос (20 баллов)

Социальная и этическая проблематика в творчестве представителей афинской школы

Афинская школа.

Под названием «афинская школа» в историю философии вошли учения великих мыслителей античности Сократа, Платона, Аристотеля.

Сократ: излагал свое учение только устно, в беседе или споре. Главным предметом его речей и бесед были вопросы этики – вопросы о том, как следует жить. Нравственными ценностями для Сократа выступали бескорыстие, следование своему долгу, служение добру. Даже перед лицом смерти его нравственная и гражданская позиция была непоколебимой. Сократ стремился найти и точно определить основные понятия нравственности, выявить их сущность. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове одного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ назвал майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины. Учение Сократа дошло до нас в изложениях его учеников – Ксенофонта, Платона.

Главная цель его философии – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной.

В понимании Сократа человек - его душа. А под душой Сократ понимает разум, способность к самосознанию и морально ориентированное поведение.

Сократ обосновывает наличие души следующим аргументом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает наличие того, кто им управляет. Отсюда, на вопрос о сути человека невозможен ответ: это тело; скорее это то, чему служит тело. А то, чему служит тело, есть душа. Сократ делает такой вывод: душа руководит в познании тем, кто следует призыву «познать самого себя». «Не познавая самих себя и не будучи рассудительными, можем ли мы понять, что в нас есть хорошего или плохого?».

Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия что увязывалось с его верой в Бога. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению!

Платон: Мир по природе двойственен: мир изменчивых предметов (они появляются и исчезают) и мир идей (которые остаются неизменными).

Идея – центральная категория в философии Платона. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные чувственно воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии. Идея вещи есть нечто идеальное. Идея – это смысл, сущность вещи. Идеи управляют Вселенной. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Высшая идея – это идея абсолютного добра – она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества.

Для философии природы Платона характерна его связь с математикой. Платон анализировал диалектику понятий. Он впервые выдвинул систему из пяти основных категорий: Сущее, движение, покой, тождество, различие (ранее в качестве философских категорий рассматривались стихии: земля, вода, огонь, воздух, эфир). Платон разрабатывал проект идеального государства, во главе которого должны стоять философы. Жизнь в таком государстве строго регламентирована, права и обязанности каждого гражданина и сословия определены законами, частное подчинено общественному. В государстве Платона высшей целью выступала забота о благе граждан, причем это благо понималось как воплощение идей справедливости и разума (это учение – утопия). Платон выделял:

а) «идеальное государство» ( или приближающееся к идеальному) – аристократия, в т.ч. аристократическая республика, и аристократическая монархия;

б) нисходящую иерархию государственных форм – тимократия (власть военного сословия, или честолюбцев); олигархия (власть богатых), демократия (власть толпы), тирания (власть тирана).

Этические взгляды: по Платону, чувственный мир несовершенен – он полон беспорядка. Задача же человека в том, чтобы возвыситься над ним и всеми силами души стремиться к уподоблению Богу, который не соприкасается ни с чем злым.

Аристотель (384-322 до н.э.). Ученик Платона, однако подверг критике теорию идей Платона – Платон совершил ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Аристотель первым стал отличать философское знание от конкретно-научного. Он выделяет:

- первую философию как науку о сущем, или о первых началах и причинах;

- вторую философию, предметом которой является природа.

Предмет первой философии («метафизики») – то, что существует сверх природы – сверхчувственные вечные сущности, постигаемые умозрением. В центре первой философии стояли проблемы бытия. Аристотель разработал учение о четырех первоначалах или первопричинах всего существующего:

1. Формальная причина (обуславливает «суть бытия» или ее первую сущность, то, без чего вещи нет).

2. Материальная причина (рассматривалась в двух планах: а) как первоматерия, неопределенная и бесформенная, но обладающая способностью воспринимать любые формы, стать всем; б) как то, из чего вещь состоит, или уже оформленный материал).

3. Движущая причина (является столь же необходимой для полного определения вещи, как материальная и формальная причины. Аристотель признавал наличие самодвижности, самопроизвольности или самодвижущей причины, которая определяет активность формы, ее способность воплотиться в материи).

4. Ни бытие вещи, ни ее движение немыслимы без целевой причины, направляющей движение к определенной цели.

 

В представлении Аристотеля все процессы обладают внутренней направленностью и обусловленностью через цель. Завершает аристотелевскую концепцию четырех первопричин учение об абсолютном Уме, под которым Аристотель понимал Бога, пребывающего в постоянной деятельности.

Этические взгляды: Настоящая цель человеческой жизни – не наслаждение, а блаженство, которое достигается в умозрительной деятельности души. Этическим идеалом для Аристотеля выступает мудрец, направивший свою жизнь к высшей цели – достижению блаженства путем созерцания истины.

Заслуга Аристотеля, кроме этого заключается еще и в том, что он заложил основы многих направлений научного знания: был первым античным ученым, создавшим систематическую науку о природе – физику, заложил основы формальной логики как науки о формах и законах правильного мышления.

Вопрос (20 баллов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: