Личность – это человек как носитель сознания

 

Личность – это конкретный человек как субъект переживания, познания и преобразования мира. Но переживания, познание и активность (элементарной формой которой является отношение, а наиболее сложной – творчество) являются атрибутами сознания. Поэтому можно сказать короче: личность – это человек как носитель сознания. Личность – носитель правовых, нравственных и эстетических норм своего общества, класса и более узкой группы. Она эти нормы выполняет и борется за них или, напротив, нарушает и несет за них ответственность. Личность может быть передовой и отсталой, прогрессивной и реакционной.

Правильное понимание сущности личности обеспечивается опорой на ряд принципов ее изучения. Эти принципы, как и любые другие принципы любой другой науки или изучения любой другой проблемы, не определяют сущности личности, а напротив, вытекают из ее сущности и потому помогают лучше и полнее понять в каждой личности ее общее, особенное и единичное.

Принцип единства личности и сознания исходит из того, что личностью является человек как носитель сознания. Поэтому, говоря о конкретном сознании, мы всегда подразумеваем сознание конкретной личности, а говоря о личности, не должны забывать все известное нам о сознании. Любое нарушение сознания одновременно является изменением (временным или стойким) личности, а любые изменения личности в соответствующей степени изменяют сознание.

Принцип единства личности и деятельности гласит, что личность и формируется, и проявляется в деятельности. Он представляет преломление в личности разобранного выше общепсихологического принципа единства сознания и деятельности.

Принцип структурности личности гласит, что личность структурное, а не аморфное образование, что отдельные свойства (черты) личности не рядоположны, как их обычно располагают в учебниках, а у каждой личности связаны в индивидуальную и неповторимую тонкую структуру, а все без исключения личности имеют единую, всеобщую, но грубую структуру, в которую могут быть уложены любые индивидуальные и типовые структуры.

 

Есть все основания считать, что необходимыми и достаточными являются четыре следующие подструктуры личности, каждая из которых также имеет свою, более тонкую структуру.

Эти четыре основные подструктуры личности, являющиеся одновременно и ее уровнями, выделяются исходя из следующих критериев:

— из учета уже общепринятых и практически оправдавших себя классификаций свойств личности и психологических понятий;

— из учета возрастания социализации как отдельных свойств личности, так и объединяющих их от четвертой до первой подструктур;

— из учета специфических видов формирования, свойственных каждой подструктуре.

Первая подструктура, наиболее существенная для личности в целом, не имеет непосредственных природных задатков и отражает индивидуально преломленное классовое общественное сознание. Эта наиболее социально обусловленная подструктура формируется путем воспитания. Ее можно коротко называть подструктурой направленности личности. Взятая в качестве целого, она в свою очередь включает в себя следующую иерархию подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности. В направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность.

Вторая подструктура объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, уже с заметным влиянием биологической обусловленности входящих в нее свойств личности.

Третья подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций как форм отражения. Свойства этой подструктуры личности, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируются путем упражнения. Коротко ее можно называть подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура, низшая в их иерархии, объединяет свойства темперамента. К этой же структуре относятся и половые особенности, и возрастные изменения личности, и ее патологические, "органические" изменения. Нужные черты, входящие в эту подструктуру, формируются с большим трудом, но достаточно для этого только повторения, тренировки.

Способности, характер являются не рядоположенными с этими основными, а наложенными на них подструктурами личности, так как они не имеют своих элементов. Любая черта характера является чертой личности, входящей в ту или иную из ее подструктур или лежащей на их пересечении, хотя не каждая черта личности является чертой характера. Чтобы черта личности могла рассматриваться как черта характера, она должна быть не только достаточно отчетливо выражена, но и четко связана с рядом других черт характера и в силу этого закономерно и систематически проявляться не в одной, а в различных видах деятельности данной личности. Характер – это каркас личности.

Способности – это структура тех свойств личности, входящих в ее четыре основные подструктуры, которые нужны для освоения какой-либо деятельности, выполнения ее и совершенствования в ней. Способности – это степень соответствия данной личности требованиям определенной деятельности, раскрытия через структуру данной личности и структуру требования к личности данного вида деятельности. С.Л. Рубинштейн достаточно четко выделял и способности и характер из остальных свойств личности. "Сложные психические свойства человека образуют две основные группы – характерологические свойства и способности", – писал он.

Такова, кратко говоря, концепция динамической функциональной структуры личности. Эта концепция может быть кратко представлена в виде схемы, в которой отчетливо проявляется принцип иерархии личности.

Схема иерархии основных рядоположенных подструктур как уровней личности,
на которые накладываются подструктуры ее характера и способностей

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: