Образ Катерины Кабановой, героини драмы «Гроза»

Н.А. Добролюбов Д.И. Писарев
1. Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе 1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление
2. Решительный, цельный русский характер 2. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…
3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный 3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?
4. У Катерины все делается по влечению натуры 4. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве
5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца… 5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…
6 Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера. 6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
7 Нам отрадно видеть избавление Катерины. 7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

Задание 21. Прочитайте словарную статью «Гроза» из Толкового словаря Ушакова:

ГРОЗА, мн. грозы, ж. 1. Бурное ненастье с громом и молнией. Гроза застала нас в поле. || перен., чего. Разрушительная сила чего-н. (книжн. поэт.). Гроза войны. 2. Существо, или предмет, внушающие страх, ужас. Учитель математики был грозой всей гимназии. 3. только ед. Суровое, устрашающее обращение, острастка (разг.). Лаской с детьми большего добьешься, чем грозой. Он никогда не знал грозы над собой.

Выявите смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза», письменно ответив на вопросы:

1. В каком значении слово «гроза» появляется в пьесе?

2. С какими образами связана метафора грозы в экспозиции [1]?

3. Для калиновцев гроза проявляется «сверху» и «снизу». Сверху – наказание божье, снизу – власть и деньги имущего. В чем гроза Дикого? В чем гроза Кабановой?

4. Для чего им нужен страх в обществе? Только ли Дикой и Кабанова испытывают упоение властью? Проанализируйте монолог Кулигина в 1-м действии.

5. Когда появляется гроза как явление природы? Для чего ввел Островский полусумасшедшую барыню? К кому она обращается? Что пророчит? На чем основано ее пророчество? Какова реакция Варвары на ее кликушество? Какова реакция Катерины? Чем можно подтвердить, что данную сцену автор определил как завязку?

6. Какое потрясение испытала Катерина в сцене прощания Тихона перед отъездом в Москву? Докажите текстом (см. действие 2, явл. 3,4). Обратите внимание на ремарки.

7. Как метафора грозы врывается в монолог Катерины после сцены прощания? Проанализируйте монолог Катерины (действие 2, явл.4).

8. Способен ли Борис защитить Катерину? Кто пытается защитить героиню? Каким образом? Как вы думаете, почему так рассердился Дикой в разговоре с Кулигиным о громоотводе?

9. Когда второй раз гроза как явление природы врывается в пьесу? Проанализируйте эту сцену. Найдите устрашающие, предупреждающие фразы присутствующих.

10. Почему Катерина при появлении барыни с криком прячется? К кому обращается сумасшедшая барыня? Найдите устрашающие, ключевые фразы в речи барыни.

11. В ком из героев под воздействием смерти Катерины просыпается личность?

 

 

ГОНЧАРО́В Ива́н Алекса́ндрович(1812 – 1891) – русский писатель, русский писатель; член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник.

 

Задание 22. Прочитайте эпизод «Сон Обломова» из романа И.А. Гончарова «Обломов». Письменно ответьте на вопросы:

1) Как композиционно построен эпизод? Из скольких частей он состоит? Озаглавьте каждую часть.

2) Какую функцию выполняет идиллический пейзаж?

3) Расскажите о времени и пространстве в эпизоде. Соотнесите пространство Обломовки и г.Калинова: что общего различного?

4) С какой целью автор так подробно рассказывает об обычаях и обрядах Обломовки?

5) Почему описание детства Обломова дается в романе в восприятии самого Ильи Ильича?

6) Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его воспитанием, образованием?

7) Какова тематическая и композиционная роль эпизода в романе?

8) Каково значение эпизода «Сон Обломова» в романе И.А. Гончарова «Обломов»?

 

СОН ОБЛОМОВА

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!..

Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.

Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека; глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг... Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю…

Соловьев тоже не слыхать в том краю, может быть оттого, что не водилось там тенистых приютов и роз; но зато какое обилие перепелов! Летом, при уборке хлеба, мальчишки ловят их руками…

Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались…

Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности…

Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, гомозится на черной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.

Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их…

И какие бы страсти и предприятия могли волновать их? Всякий знал там самого себя. Обитатели этого края далеко жили от других людей. Ближайшие деревни и уездный город были верстах в двадцати пяти и тридцати. Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими.

И как уголок их был почти непроезжий, то и неоткуда было почерпать новейших известий о том, что делается на белом свете… Не с чем даже было сличить им своего житья-бытья; хорошо ли они живут, нет ли, богаты ли они, бедны ли; можно ли было чего еще пожелать, что есть у других.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что в все другие живут точно так же и что жить иначе – грех.

Сначала Илья Ильич увидел себя семилетним ребенком. Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней; у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две теплые слезы.

Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами; не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь, расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару? Потом взяла его за руку и подвела его к образу...

Потом пошли к отцу, потом к чаю...

Весь... штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев.

После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками. Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять...

Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей...

Главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке... И так до полудня все суетилось и заботилось, все жило такою полною, муравьиною, такою заметною жизнью...

А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом. Он увидел, как после полезно и хлопотливо проведенного утра наставал полдень и обед...» А затем наступал «час всеобщего послеобеденного сна... Это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти...

Он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь. Он был как будто один в целом мире...

В это время Илюша делал то, что ему запрещали заботливые взрослые.

Между тем жара начала понемногу спадать; в природе стало все живее; солнце уже подвинулось к лесу. И в доме мало-помалу нарушалась тишина...

Ребенок тут, подле маменьки: он вглядывается в странные окружающие его лица, вслушивается в их сонный и вялый разговор. Весело ему смотреть на них смотреть на них, любопытен кажется ему всякий сказанный ими вздор...

Но вот начинает смеркаться... Настали минуты всеобщей торжественной тишины природы, те минуты, когда, сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли, и когда... в Обломовке все почивают так крепко и покойно.

– Пойдем, мама, гулять, – говорит Илюша.

– Что ты, Бог с тобой! Теперь гулять, – отвечает она, – сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей.

– Куда он уносит? Какой он бывает? Где живет? – спрашивает ребенок.

И мать давала волю своей необузданной фантазии.

Ребенок слушал ее, открывая и закрывая глаза, пока, наконец, сон не сморит его совсем...

Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса...

Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, – но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка...

И старик Обломов, и дед выслушивали в детстве те же сказки, прошедшие в стереотипном изданий старины, в устах нянек и дядек, сквозь века и поколения.

Няня между тем уже рисует другую картину, воображению ребенка. Она повествует ему о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-Богатыре, о Калечище прохожем, о том, как они странствовали по Руси, побивали несметные полчища басурманов, как состязались в том, кто одним духом выпьет чару зелена вина и не крякнет; потом говорила о злых разбойниках, спящих царевнах, окаменелых городах и людях...

Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его того гляди запорет зверь, зарежет разбойник, отнимет у него все злой татарин, или про падет человек без вести, без всяких следов... Терялся слабый человек, с ужасом озираясь в жизни, и искал в воображении ключа к таинствам окружающей его и своей собственной природы... И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры... Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми и до конца жизни сохраняет свою власть...

Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати.

Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян.. У него был свой сын, Андрей, почти одних дет с Обломовым, да еще отдали ему одного мальчика... Кроме этих детей, других еще в пансионе пока не было.

Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли.

Немец был человек дельный и строгий, как почти все немцы. Может быть, у него Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлёва. А то как выучиться? Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек простиралось и на Верхлёво; ведь оно тоже было некогда Обломовкой; там, кроме дома Штольца, все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью...

Времена Простаковых и Скотининых миновали давно. Пословица «Ученье – свет, а неученье – тьма» бродила уже по селам и деревням вместе с книгами, развозимыми букинистами...

Обломовы смекали это и понимали выгоду образования, но только эту очевидную выгоду. О внутренней потребности ученья они имели еще смутное и отдаленное понятие, и оттого им хотелось уловить для своего Илюши пока некоторые блестящие преимущества.

Они мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями; обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды... учиться слегка... чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.

Вся эта обломовская система воспитания встретила сильную оппозицию в системе Штольца. Борьба была с обеих сторон упорная. Штольц прямо, открыто и настойчиво поражал соперников, а они уклонялись от ударов вышесказанными и другими хитростями. Победа не решалась никак... Дело в том, что сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы.

Илье Ильичу ясно видится и домашний быт его, и житье у Штольца.

Он только проснется у себя дома, как у постели его уже стоит Захарка, впоследствии знаменитый его камердинер Захар Трофимыч... Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание...

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя...

Подчас нежная заботливость родителей и надоедала ему... он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая.

А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь... Бесенок так и подмывает его; он крепится, крепится, наконец не вытерпит, и вдруг без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор... А в доме гвалт: Илюши нет! Крик, шум... все бегут, растерянные, по двору... Наконец набежали на мальчишек... Потом уже овладели барчонком, окутали его в захваченный тулуп, потом в отцову шубу, потом в два одеяла и торжественно принесли на руках домой.

Дома отчаялись уже видеть его, считая погибшим; но при виде его, живого и невредимого, радость родителей была неописана. Возблагодарили Господа Бога, потом напоили его мятой, потом бузиной, к вечеру еще малиной, и продержали дня три в постели, а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки...»

Задание 23. Изучите материалы статей Н.А. Добролюбова, А.В. Дружинина, Б. Бурсова, Я.И. Кулешова, посвященные роману «Обломов» и его героям и подготовьте ответ на указанные вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: