Классификация видов групп

По уровню развития межличностных отношений:

1) Формальная (официальная) группа – реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующей их труд (рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда);

2) Неформальная (неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий

3) Условная группа – объединенная по определенному признаку (характер деятельности, пол, возраст и т.д.);

4) Реальная группа – это объединение, где люди связаны реальными контактами (например, группа однокурсников);

5) Референтная группа – реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и те нормы, мнения, ценности и оценки на которые он ориентируется в своем поведении и самооценке;

6) Нереферентная группа – это группа, психология и поведение которой чужды или безразличны для человека;

7) Антиреферентная группа – это группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет, осуждает и отвергает;

8) Диффузная группа – это общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместной деятельности, способной опосредовать отношения ее участников;

9) Ассоциация – группа, в которой отсутствуют объединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

10) Корпорация просоциальная – это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальной централизацией (промышленные корпорации).

 11) Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующийся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством, коллективистической идентификацией.

По размеру:

  • большие – общности людей, существующие в масштабах общества, страны (этносы, нации, политические организации, возрастные группы);
  • средние – предприятия, местные организации, территориальные общности (жители одного района, города);
  • малые – небольшие контактные общности, члены которых имеют контакты, связанные с реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними;
  • микрогруппы – это группы, возникающие внутри малых групп и отличающиеся своей близостью отношений между их членами.

 По организованности:

  • организованные – группы, имеющие четкую организационную структуру и существующие устойчиво длительное время;
  • неорганизованные – не имеют налаженных отношений, являются только что созданными и существуют непродолжительное время.

По общественному статусу:

  • формальные – официальные группы, функционируют в соответствии с заранее установленными, фиксируемыми целями; создаются на основе штатного расписания, устава, положения, инструкции или другого официального документа;
  • неформальные – неофициальные складываются на основе личных симпатий и антипатий, возникают сами по себе, их никто специально не создает и не фиксирует их состав, объединение происходит на основе общих интересов.

По уровню развития:

  • слаборазвитые – это группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, их часто называют диффузными (ассоциации, корпорации);
  • высокоразвитые - это группы давно созданные, отличающиеся наличием единства целей и общих интересов, устойчивой системой отношений, сплоченностью (коллективы).

По значимости:

  • референтные – эталонные группы, существующие или воображаемые, на которые люди ориентируются в своих симпатиях и антипатиях, взгляды которых служат образцом для личности;
  • нереферентные – группы, в которых люди реально состоят и трудятся.

По непосредственности отношений:

  • реальные (контактные) – это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности; это объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями, с целями и задачами;
  • условные – общность людей, составленная номинально; группы выделяют на основе какого-либо общего признака (например по возрасту, полу, профессии и т.д.).

Величина, структура и состав групп определяются целями и задачами деятельности, в которую группа включена или ради которой создана. Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффективность групповой деятельности. Группы традиционно выступает предметом социально-психологических исследований. При этом изучаются как процессы, развивающиеся внутри группы, так и она сама как целостный субъект деятельности, включенный в процессе взаимодействия с другими группами в систему общественных отношений.

К психологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели.

При анализе развития групп и их роли в истории человеческого общества, было установлено, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства». Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования «мы» в отличие от другого образования — «они». «Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, т.е. социальной идентичности. Констатация принадлежности личности к группе представляет для социальной психологии значительный интерес, позволяя рассмотреть психологическую общность как своеобразный психологический «срез» реальной социальной группы. Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и проявляется: рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, но в них, далее, определяются те их черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью, т.е. позволяют каждому ее члену идентифицировать себя с группой.

Организованные группы (группа техникума, спортивная команда, рабочие завода) создаются специально на основе официальных документов, штатного расписания. Они образуются для осуществления определенных общественных целей. Неорганизованные группы (дружеские компании, товарищи по играм, толпа, очередь) возникают стихийно, как бы сами собой. Их никто специально не создает, никто не руководит ими. Причиной их появления служат общие потребности, интересы, взгляды, симпатии, а нередко и просто случайно возникшие условия встречи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: