Употребление Настоящего длительного (Present Continuous)

 

Present Continuous употребляется для незаконченных, длящихся действий в настоящем. Выделяются следующие основные случаи употребления:

 

1. Действие, протекающее в момент речи

 

I am reading now. We are learning grammar at the moment. Look! Your fatheris coming! Do you hear? Someone is playing the piano in the hall.   Я сейчас читаю. В данный момент мы учим грамматику. Смотри! Твой отец идет! Ты слышишь? Кто-то играет на пианино в зале.

 

2. Наблюдаемый тренд

 

Prices are rising. Students are becoming more and more independent.   Цены растут. Студенты становятся все более и более самостоятельными.

 

3. Временное, нетипичное действие

 

I am working as a sales manager now because Tom, our manager, is on a sick leave. When in Moscow, I usually stay at the Balchug, but this time I am staying at the Radisson. You ’re being impossible today.   Сейчас я работаю в качестве менеджера по продажам, поскольку Том, наш менеджер, находится на больничном. Когда я бываю в Москве, я обычно останавливаюсь в гостинице Балчуг, но в этот раз я остановился в Рэдиссон. Сегодня ты невыносим.

 

4. Постоянное действие, вызывающее раздражение

 

He ’s always arguing.   Он постоянно спорит.

 

Данное употребление обычно сопровождается словами always, constantly.

 

5. Запланированное действие в будущем

 

We’ re leaving on Friday. I’ m buying a car soon.   Мы уезжаем в пятницу. Я скоро покупаю машину.

 

Для Present Continuous характерны обстоятельственные слова now, at present, at the moment.

 

Употребление Прошедшего длительного (Past Continuous)

 

Past Continuous употребляется для обозначения длящихся действий в прошлом. Типичные случаи употребления:

 

1. Действие, протекающее в определенный момент в прошлом

 

a) I was watching TV at 7 o’clock yesterday. b) I was watching TV when Igor called.   Вчера в 7 часов вечера я смотрел телевизор. Я смотрел телевизор, когда позвонил Игорь.

 

Как видно из примеров, момент в прошлом может быть обозначен как непосредственно, через указание конкретного времени (at 7 o’clock yesterday), так и опосредованно, через другое действие в Past Simple (when Igor called).

 

2. Параллельно протекающие действия

 

I was surfing the Internet while (when) my sister was talking on the phone.   Я «сидел» в Интернете, пока (в то время, как) моя сестра разговаривала по телефону.

 

В данном случае важно, чтобы оба действия были примерно одинаковы по длительности, так как в случае, если одно действие «короткое», а другое – «длинное», используются Past Simple + Past Continuous. При этом «короткое» действие как бы прерывает «длинное» (см. пример ниже, а также пример «b» из пункта 1).

 

When my sister came, I wassurfing the Internet.   Когда пришла сестра, я «сидел» в Интернете.

 

 

Употребление Будущего длительного (Future Continuous)

Future Continuous служит для выражения действий, находящихся в развитии в определенный момент в будущем.

 

This time tomorrow I will be taking my exam in English. I will be studying when you come.   Завтра в это время я буду сдавать экзамен по английскому языку. Я буду заниматься, когда ты придешь.

 

Типичные слова, сопровождающие употребление Future Continuous: this time tomorrow (завтра в это время), at 6 o’clock tomorrow evening (завтра вечером в 6 часов), when you come (когда ты придешь).

 

Глаголы, не употребляющиеся в длительных временах

 

Глаголы можно разделить на те, что передают действия (go, come, write, read, ask, answer, do, dig, play, draw и т.п.), и те, что передают состояния. Глаголы-состояния не имеют форм длительного времени. К ним относятся глаголы следующих категорий:

1. Состояния ума

know (знать), understand (понимать), believe (верить, полагать), remember (помнить), forget (забывать), want (хотеть), need (нуждаться), prefer (предпочитать), mean (значить, иметь в виду), realize (понимать), suppose (полагать), doubt (сомневаться), imagine (воображать), think* (думать)

2. Эмоциональные состояния

like (нравиться), dislike (не нравиться), love (любить), hate (ненавидеть), fear (бояться), envy (завидовать), mind (возражать), care (любить, заботиться), appreciate (ценить)

3. Обладание

possess (владеть), have* (иметь), own (владеть), belong (принадлежать)

4. Чувственное восприятие

taste* (иметь вкус), smell* (пахнуть), hear (слышать), feel* (чувствовать), see* (видеть)

5. Прочие

seem (казаться), look* (выглядеть), appear* (oказаться), cost (стоить), owe (быть должным), weigh* (весить), be* (быть), exist (существовать), consist of (состоять из), contain (содержать), include (включать)

В приведенном списке звездочкой (*) помечены глаголы, имеющие двойную природу. В других своих значениях они обозначают действия и, следовательно, могут употребляться во временах группы Continuous.

 

Состояния I think you’re right. Я думаю, ты прав. I have a car. У меня есть машина. The soup tastes good. У супа хороший вкус. The coffee smells good. Кофе хорошо пахнет. I feel you’re right. Я думаю, что вы правы. I see a boat at a distance. Я вижу лодку вдалеке. You look wonderful. Ты прекрасно выглядишь. He appears to be smart. Кажется, он умный. I weigh 50 kilos. Я вешу 50 кг. You are 18 already. Тебе уже 18.   Действия I’ m thinking about my future. Я размышляю о будущем. I’ m having a bath. Я принимаю ванну. She ’s tasting the soup. Она пробует суп. He’ s smelling the coffee. Он нюхает кофе. Are you feeling well today? Вы сегодня хорошо себя чувствуете? He is seeing the patient. Он принимает пациента. What are you l ooking at? На что ты смотришь? She is appearing on the stage. Она выступает на сцене. I’ m weighing potatoes. Я взвешиваю картошку. You’ re being foolish. Ты глупо себя ведешь (в данный момент).

 

Вопросы для самопроверки

(Отвечая, приводите примеры)

 

1. Что характеризует времена группы Continuous в целом?

2. Из каких элементов строятся формы Continuous?

3. Какая часть формулы Continuous изменяется, а какая остается неизменной?

4. Перечислите случаи употребления Present Continuous/Past Continuous/Future Continuous. Какие слова и фразы сопровождают употребление этих времен?

5. Каково принципиальное различие между глаголами-действиями и глаголами-состояниями?

6. В какие смысловые группы можно объединить глаголы-состояния?

7. Какие глаголы имеют двойную природу?

 

Задания

 

I. Изучите неправильные глаголы с 52 по 64 в Приложении 1.

II. Заполните таблицу недостающими глагольными формами. Как эти формы называются? Объясните особенности написания ing -форм.

 

52. leave   left    
53.     lent   давать взаймы
54. let     letting позволять
55. lie   lain   лежать
56. lie lied   lying  
57.     lit   зажигать
58. lose lost   losing  
59. make     making делать
60.     meant   иметь в виду
61. meet   met   встречать
62. pay paid   paying  
63.     put putting класть
64.     read   читать

 

III. Образуйте формы с окончаниями - (e)s, - ed и - ing от следующих глаголов. Объясните особенности правописания.

deter (удерживать), repair, cook, pop, worry, pray, hope, label

 

IV. Поставьте предложения в вопросительную и отрицательную формы.

1. They are waiting for us at the corner now.

2. He was listening to music when someone called.

3. This time tomorrow I’ll by lying on the beach.

4. Nina is doing aerobics right now.

5. At that moment they were flying over the Atlantic Ocean.

6. He’ll be working all day tomorrow.

7. Tom’s getting tired.

8. If you come before six, I’ll be working in the garden.

9. Life is getting more and more expensive.

10. This week Jill’s working as an office manager.

 

V. Раскройте скобки, поставив глагол в Present, Past или Future Continuous. Обращайте внимание на вопросительные и отрицательные формы.

1. The bus (stop) for us now.

2. It probably (rain) when you get back.

3. It (not be) raining when I left home.

4. (Inflation rise)?

5. For the time being, Mr. Smith (act) as a department manager.

6. (He practice) the piano at six tomorrow?

7. (They eat) in the restaurant on the corner when you saw them?

8. If you come at noon, he (have) lunch.

9. He’s always (borrow) money.

10. The leaves (begin) to fall from the trees.

11. (He get) fitter?

12. The universe (expand).

 

VI. Раскройте скобки, выбрав Present Simple или Present Continuous.

1. Mr. Brown often (travel) to America on business.

2. Our group (meet) six days a week.

3. Mr. Grey (teach) us at the moment. He (substitute) for Ms. Rose, who is our regular teacher.

4. At six o’clock every morning my father’s alarm clock (ring). Listen! It (ring) right now.

5. My grandmother (watch) a TV series now. She always (watch) soap operas at this time of the day.

6. Listen! Someone (sing) in the next room.

7. Bob never (come) to class on time.

8. At this moment we (read) sentence number 8 in the exercise.

9. Nick seems to be very busy. I think he (study) for his English test.

10. The sun always (rise) in the east. Look! It (rise) now.

11. Mr. and Mrs. Bush (build) a new house in the country.

12. They usually (plan) their holidays. Now they (plan) their tour to Spain.

 

VII. Раскройте скобки, употребив глагол в Present Simple или Present Continuous.

1. I (have) a great time now.

2. He (have) plenty of money just now.

3. He (appear) at the Bolshoi Theatre next week.

4. She (appear) to have a problem.

5. Why (you look) at me like that?

6. It (look) as if it’s going to rain.

7. I (see) what you’re trying to say.

8. I (see) the manager this afternoon.

9. I (think) you’re right.

10. What (you think) about?

11. I (feel) very tired today.

12. I (feel) she’s making a mistake.

 

VIII. Соотнесите правила употребления Present, Past и Future Continuous и Present Simple (а-i) с примерами, их иллюстрирующими (1-9).

a Действие, совершаемое в момент речи

b Наблюдаемый тренд

c Временное, нетипичное действие

d Постоянное действие, вызывающее раздражение

e Запланированное действие в будущем

f Действие, протекающее в определенный момент в прошлом

g Параллельно протекающие действия

h Действия, находящиеся в развитии в определенный момент в будущем

i Состояние

1. Jamie is always complaining.

2. This book belongs to me.

3. He was sleeping soundly when I came to wake him.

4. The climate is getting warmer.

5. My sister is living with me just now.

6. Why is that lamp standing on the table?

7. Harry was trying to do something while others were just waiting.

8. We’re going to the theatre tomorrow.

9. This time next year she’ll be studying at Columbia University.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: