Возникновение и осуществление смежных прав

Как и в случае авторских прав, для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей (ст. 1304 ГК). В соответствии со ст. 1305 ГК изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Указанный знак состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «Р» в окружности;

2) имени или наименования обладателя исключительного права;

3) года первого опубликования фонограммы.

При этом под экземпляром фонограммы понимается ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме. Под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств.

Как предусматривает ст. 1306 ГК, использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в случаях свободного использования произведений (ст. 1273, 1274, 1277, 1278 и 1279 ГК).

Права субъектов смежных прав

Исполнителю принадлежат (ст. 1315 ГК):

1. исключительное право на исполнение;

2. право авторства - право признаваться автором исполнения;

3. право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения

4. право на неприкосновенность исполнения - право на защиту исполнения от всякого искажения, то есть от внесения в запись, в сообщение в эфир или по кабелю изменений, приводящих к извращению смысла или к нарушению целостности восприятия исполнения. Право на неприкосновенность зачастую связано с вмешательством в деятельность звукорежиссеров, изготовителей фонограмм, которые могут исказить творческий замысел автора или исполнителя. Такие случаи имеют место на практике. Например, использование отрывка произведения в качестве «заставки» к передаче. В этом случае может быть искажен смысл произведения и задета личность исполнителя.

Согласно норме п. 2 ст. 1315 ГК исполнители осуществляют свои права с соблюдением прав авторов исполняемых произведений. В то же время права исполнителя признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на исполняемое произведение, что свидетельствует об их самостоятельном характере.

Статья 1316 ГК аналогично авторским правам предусматривает охрану авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя.

В соответствии со статьей 1317 ГК исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со ст. 1229 ГК любым не противоречащим закону способом. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение.

Способы осуществления исключительного права на исполнение:

1. сообщение в эфир, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением кабельного телевидения. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого исполнение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой;

2. сообщение по кабелю, то есть сообщение исполнения для всеобщего сведения посредством его передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

3. запись исполнения, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

4. воспроизведение записи исполнения, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы либо ее части;

5. распространение записи исполнения путем продажи или иного отчуждения ее оригинала или экземпляров, представляющих собой копии такой записи на любом материальном носителе;

6. доведение записи исполнения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к записи исполнения из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

7. публичное воспроизведение записи исполнения, то есть любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспроизводится запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

8. прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Ст. 1338 ГК РФ устанавливает права публикатора. Публикатору принадлежат:

1. исключительное право публикатора на обнародованное им произведение

2. право на указание своего имени на экземплярах обнародованного им произведения и в иных случаях его использования, в том числе при переводе или другой переработке произведения.

В публичных интересах закон допускает ограничение исключительного права на исполнение. Так, данное право не распространяется на воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю и публичное исполнение записи исполнения в случаях, когда такая запись была произведена с согласия исполнителя, а ее воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю либо публичное исполнение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи исполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: