1. Укрепление позиций в Сирии с учетом перехода от военной операции к постконфликтному восстановлению страны.
2. Недопущение военного столкновения в регионе, продвижение идеи региональной системы безопасности, сохранение и укрепление дружественных
отношений со странами региона.
3. Борьба с превращением региона в плацдарм для международного терроризма, противодействие экспорта терроризма и радикального исламизма на Северный Кавказ, в Центральную Азию.
4. Диалог по общим вызовам и угрозам, недопущение сворачивания сотрудничества по взаимовыгодным направлениям
5. Борьба с угрозами распространения ОМУ в регионе.
Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Азии
Азиатско-Тихоокеанский регион сохраняет высокий динамизм развития. Баланс угроз и возможностей здесь наиболее благоприятен для России. В число основных итогов 2017 г. можно включить:
— Обострение ракетно-ядерного кризиса на Корейском полуострове, рост востребованности России в качестве посредника и партнера в решении проблемы.
|
|
— Вступление в ШОС Индии и Пакистана.
— Новый внешнеполитический курс КНР по результатам XIX съезда КПК, углубление отношений с Россией.
— Развитие российско-японских контактов, активизация торгово-экономического диалога.
— Инвентаризация российско-индийских отношений в контексте мероприятий, посвященных 70-летию установления дипломатических отношений.
— Диалог с АСЕАН и ключевыми странами региона в рамках международной деятельности ЕАЭС.
Вызовы и угрозы
1. Угроза военного решения северо-корейской проблемы с риском высоких потерь для стран Корейского полуострова и их соседей.
2. Угроза маргинализации роли России в решении северо-корейской проблемы.
3. Риски обострения споров вокруг Южно-Китайского моря, угроза возрастающего втягивания в эти споры России.
4. Нарастание асимметрии в российско-китайских политических и экономических отношениях.
5. Торможение российско-японского диалога, сохранение противоречий по территориальному вопросу.
6. Стагнация российско-индийских отношений, рост конкуренции в области ВТС.
7. Сохранение декларативного характера диалога с АСЕАН и другими объединениями, дефицит конкретных проектов.
Возможности
1. Посредническая роль в дипломатическом урегулировании северо-корейской ядерной проблемы.
2. Снижение остроты вопроса о системах ПРО (THAAD) в Южной Корее вследствие договоренностей КНР и Республики Корея.
3. Реализация совместных двусторонних проектов России и КНР в сферах энергетики, инфраструктуры, освоения космоса, арктического пространства.
4. Российско-китайские инициативы в области международных финансов и
безопасности в цифровой среде..
|
|
5. Перекрестный год культуры в России и Японии, реализация совместных проектов на Курильских островах.
6. Новые направления сотрудничества с Индией (продовольственная и цифровая безопасность, расширение энергетического партнерства, инфраструктурные проекты «Север-Юг» и др.)
Основные задачи внешней политики в АТР и Южной Азии
1. Повышение качества российско-китайского сотрудничества, прежде всего, в экономической, научно-технической, гуманитарной областях.
2. Диверсификация экономических и политических связей в АТР.
3. Преодоление наметившейся стагнации в отношениях с Индией.
4. Недопущение индийско-китайского противостояния в Азии и в акватории Индийского океана.
5. Недопущение военного конфликта на Корейском полуострове при одновременном сохранении долгосрочной цели превращения полуострова в безъядерную зону.
6. Активизация участия России в многосторонних механизмах и режимах обеспечения безопасности в АТР.
Россия и страны ближнего зарубежья
Ближнее зарубежье — наиболее важный для России регион с точки зрения
безопасности и реализации проектов экономической интеграции. Основными итогами 2017 г. стало следующее:
— Поступательное развитие ЕАЭС: подписание Таможенного кодекса ЕАЭС, рост внутренней и внешней торговли объединения.
— Достижения в международной деятельности ЕАЭС: соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с КНР, переговоры с Ираном, Сингапуром, Сербией, Индией, Израилем, Египтом, взаимодействие с АСЕАН
— Сотрудничество в области безопасности по линии ОДКБ: «Запад-2017» и другие учения.— Инициатива в миротворческой миссии на Донбассе, недопущение обострения обстановки в зоне конфликта.
— Недопущение ухудшения отношений с Арменией и Казахстаном в свете их соглашений о сотрудничестве с ЕС.
— Сохранение стабильности в конфликте вокруг Нагорного Карабаха, сбалансированное развитие отношений с Арменией и Азербайджаном.
Вызовы и угрозы
1. Провал или стагнация переговоров по миротворцам на Донбассе, обострение ситуации на линии соприкосновения ВСУ и сил ЛДНР, утрата внутренней стабильности в ЛДНР.
2. Обострение противоречий внутри ЕАЭС (Казахстан-Кыргызстан).
3. Угроза дестабилизации в одной или нескольких странах Центральной
Азии, рост террористической угрозы в центрально-азиатском регионе на
фоне возвращения боевиков ИГ, экспорт нестабильности из Афганистана вследствие укрепления ИГ в стране.
4. Обострение ситуации в Нагорном Карабахе, актуализация армяно-азербайджанских противоречий в публичном пространстве и СМИ, в т.ч. с учетом столетия образования демократических республик.
Возможности
1. Укрепление ЕАЭС: завершение работы над проектом правил торговли электроэнергией, формирование общего рынка воздушного транспорта, реализация плана по скоординированной транспортной политике и др.,
переговоры по ЗСТ с зарубежными партнерами и объединениями, накопление опыта разрешения конфликтов и споров внутри ЕАЭС, рост объемов внутренней торговли в результате экономического роста и совершенствования институтов интеграции.
2. Отработка моделей неконфликтного сочетания взаимодействия с ЕС и
ЕАЭС (Казахстан, Армения).
3. Реализация инициативы о миротворческой миссии на Донбассе, продвижение реализации Минских соглашений
4. Развитие российско-грузинского диалога, смягчение или отмена визового режима со стороны России.