Направления современной реконструкции (см. Приложение №1.)

Виды исторических реконструкций (см. Приложение №2.)

Наиболее популярные эпохи исторических реконструкций

В плане периодизации исторические реконструкции охватывают практически все достоверно известные нам эпохи человеческой истории:

Ø Античность;

Ø Раннее Средневековье, (VII--XI век);

Ø Высокое Средневековье (XII--XIII века);

Ø Позднее Средневековье (XIV--XV века);

Ø Новое время (XVI--XVII века);

Ø Наполеоника;

Ø Первая мировая война;

Ø Вторая мировая война;

Ø Холодная война (военные конфликты 1946--1991).

В последнее время активно развиваются новые направления.

Для изучения актуальности и востребованности вышеизложенного материала был проведен опрос среди моих однокурсников и студентов – историков ЧелГПУ (с помощью одного из выпускников МБОУ «СОШ№108»). (См. Приложение №4.)

Заключение

Таким образом, хотя историческая реконструкция на современном этапе развития представляет собой весьма неоднородное интегрированное явление, и, кроме того, традиционное, устоявшееся понимание исторической реконструкции подвергается на современном этапе достаточно существенным изменениям, ещё и учитывая её особенности и сложности как научной деятельности, в ней можно выделить три принципиально различных направления (научное, музейно-образовательное и любительское), отличающихся по отношению к целям работы и подходу к самому процессу реконструкции. Историческая реконструкция всячески развивается, совершенствуется и является весьма актуальной на данный момент. Любое из её направлений имеет право на существование и заслуживает отдельного исследования. При этом в большей степени это относится именно к любительской форме исторической реконструкции, ставшей в последнее время достаточно популярной и интересной весьма широкой публике, как к своеобразному социокультурному явлению, в равной степени интересному для социологов, этнологов, психологов и ряда других ученых, занимающихся проблемами современного общества.

Литература:

1. Гуревич, А.Я. Территория историка. / А.Я. Гуревич. М., 2005.

2. Боярский, П.В. Введение в памятниковедение. / П.В. Боярский. М., 1990.

3. Гуляев, В.И. Доколумбовы плавания в Америку. / В.И. Гуляев. М., 1991.

4. Боярский, П.В. Исторический эксперимент: теория, методология, практика. /П.В. Боярский. М., 1990.

5. Малинова, Р.А. Прыжок в прошлое. Эксперимент раскрывает тайны древних эпох. / Р.А. Малинова, Я.К. Малина. М., 1988.

6. Семёнов, С.А. Изучение следов работ на каменных орудиях. / С.А. Семёнов. Л., 1940.

7. Семёнов, С.А. Изучение первобытной техники методом эксперимента / С.А. Семёнов. М.-Л., 1963.

8. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования. / И.Д. Ковальченко. М., 1987. - [Электронный ресурс] - http://orel721.rsl.ru/pdf/600000108.pdf - Дата обращения: 11.11.2019.

9. Сергеев, В.Н. К вопросу о статусе концепта "историческая реконструкция". / В.Н. Сергеев. М.. 2005. [Электронный ресурс] http://library.by/portalus/modules/belarus/readme.php?subaction=showfull&id=1314345057&archive=&start_from=&ucat=23& - Дата обращения: 11.11.2019.

10. Коробейников, А.В. Историческая реконструкция по данным археологии. / А.В. Коробейников. М., 1990. - [Электронный ресурс http://books.google.ru/books?printsec=frontcover&id=FGZi1OikZW8C#v=onepage&q&f=false - Дата обращения: 11.11.2019.



ПРИЛОЖЕНИЕ.

Приложение 1.

При написании данной работы использовались различные интернет-источники, а также современные научно-популярные и научные статьи, монографии и энциклопедии различных авторов: Гуревича [1], Боярского [2, 4], Гуляева [3], Сергеева [9], Семёнова [6,7], Коробейникова [10] и других. Цель работы - как можно более полно описать с разных сторон историческую реконструкцию как экспериментальный метод изучения истории. С моей точки зрения, мной использованные источники имеют множество положительных сторон: они в целом информативны, содержательны, в достаточно полном объёме и с разных сторон раскрывают проблему исторической реконструкции. Однако, на мой взгляд, работы отдельных авторов (например, В.Н. Сергеева) страдают от перегруженности научной терминологией, сложности, а также некой односторонности изложения материала, акцентирования внимания лишь на некоторых особенностях поставленной проблемы. Касательно интернет-источников, хотелось бы отметить, что весьма доступно и разнообразно тема реконструкции описана в свободной энциклопедия "Википедия" (http://ru.wikipedia.org), а книги по данной теме доступны на официальном сайте российской государственной библиотеки (http://elibrary.rsl.ru), а так же на интернет-сервисе "Google books" (http://books.google.ru)

   Определение исторической реконструкции раскрывает её суть как воссоздание совокупности материальной и духовной культуры прошлого, так как для сохранения «исторической памяти» мы должны исключительно комплексно подходить к вопросу сохранения и популяризации культурного наследия. Для реконструкции материальной части эпохи или конкретного исторического периода используются такие элементы как археологические, изобразительные и письменные (нарративные) источники. Но для демонстрации нематериальной (духовной) составляющей того или иного времени нам нельзя обойтись без добавления человека в реконструируемый образ. В связи с этим, мы можем говорить, что историческая реконструкция способна принимать различные формы: такие как музейная реконструкция (ансамблевая экспозиция), которая может помочь раскрыть материальную составляющую (предметы быта, одежда, вооружение) реконструируемого периода, или фестивали исторической реконструкции, включающие в себя, помимо материальной, ещё и духовную (обычаи, ритуалы), военную и социальную составляющие. В настоящее время, на фоне разнообразия отдельных проявлений этих форм, появилось множество различных движений, объединенных под термином «историческая реконструкция»: «Школа Исторического Средневекового Боя» (ИСБ), «Клуб Исторического Фехтования» (ИстФех), «Клуб Исторической реконструкции» (КИР) или «Клуб Исторической реконструкции и Фехтования» (КИРиФ) и «Военно-Исторический Клуб» (ВИК). Но, не смотря на определённое внешнее сходство, часто неотличимое для неопытного глаза, как таковой исторической реконструкцией является лишь определенная её часть ‒ только та, что основана на исторических источниках, участники которой строго придерживаются принципа достоверности (или аутентичности), пользуясь перекрёстными письменными и/или археологическими источниками.
Приступая к раскрытию частных вопросов, касающихся исторической реконструкции (ИР), для начала нужно раскрыть ряд терминов, объясняющих, что такое историческая реконструкция в общем, кто может к ней относиться и какую деятельность она ведёт (какие цели преследует). Итак, «историческая реконструкция ‒ это воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников» [1, C.16]. При этом реконструкторами называют участников движения исторической реконструкции, которые и занимаются воссозданием различных исторических аспектов точно определенной эпохи конкретного государства (его быта, ремесел, традиций и военного искусства). Они активно исследуют источники (исторические материалы), с целью точного повторения технологий изготовления предметов быта, обихода, военного искусства того времени, постигают практическое и идеологическое значения тех или иных традиций, обычаев, нравов, а также стремятся распространить добытую информацию в как можно более широких слоях общества. Также среди реконструкторов распространены занятия историческим фехтованием, результаты которого мы можем видеть в различных его формах — Исторический Средневековый Бой, HEMA и отдельные составные части конных турниров (меле) [2, С.20]. Реконструктор может увлекаться как воссозданием бытовой жизни предков («live in history»), так и военным искусством, а может совмещать в себе эти два аспекта. «Значение исторической реконструкции и деятельности реконструкторов обусловлена тем, что данные аспекты описывают и аргументируют значимость реконструкции прошлого для построения успешного будущего: объясняет, почему для нас важно использовать исторический опыт, и учит руководствоваться выводами, сделанными на основе этого опыта, для принятия решений в будущем. (…) Гражданское же значение реконструкции может быть описано, в первую очередь, как деятельность, способствующая более глубокому и личному познанию истории страны через простой инструмент передачи информации, активному привлечению интереса публики как к известным, так и малоизвестным аспектам мировой истории, и истории России в частности» [3, C.92–93]. В настоящее время, под словосочетанием «Историческая реконструкция» обыватель подразумевает практически любое мероприятие, в котором участвуют люди, одетые в старинные костюмы, рыцарские доспехи, да и вообще любое мероприятие, связанное с воссозданием или демонстрацией сражений прошлого. Это и является актуальной проблемой данной работы, так как внутри самого сообщества людей, занимающихся исторической реконструкцией, существует чёткое внутреннее разделение. В ходе работы мы постараемся разобраться, что может служить достоверным маркером исторической реконструкции, как мы можем определить, является ли то или иное мероприятие реконструкцией исторического события, турниром по историческому фехтованию, историческому боевому искусству или показательным выступлением и т. д. В этой работе затрагивается главным образом реконструкция материальной культуры, так как реконструкция нематериальной (духовной) сферы является темой, требующей отдельного рассмотрения в аспекте «исторической памяти» [4, C.13]. Подразумевается, что люди, занимающиеся созданием исторической реконструкции, воссоздают, в первую очередь, предметы материальной культуры прошлого. Очевидно, что в понятии «историческая реконструкция» ключевым является определение «историчности». Таким образом, важнейшим свойством исторической реконструкции является соответствие, достоверность воссоздаваемых предметов историческим оригиналам. Но, разумеется, для нас является невозможным напрямую обратиться к людям, жившим в далёком прошлом, и узнать, как именно были устроены те или иные предметы вооружения или быта, костюмы, доспехи или иные материальные ценности. Все эти знания приходится черпать из исторических источников, достоверность которых не абсолютна [1; 4, с.15–16]. Исторические источники, используемые при воссоздании предметов материальной культуры, можно разделить на несколько основных типов. Пожалуй, наиболее ценными являются материальные источники: очень часто таковыми являются памятники археологии, т. е. подлинные предметы старины, обнаруженные в ходе археологических раскопок, и дошедшие до нас в различных коллекциях, собраниях музеев. Зачастую последователи движения исторической реконструкции имеют возможность ознакомиться только с каким-то фрагментом изделия, сохранившимся до наших дней, поскольку целиковых археологических памятников может не быть. В этом случае важным подспорьем могут стать их изобразительные и нарративные источники. В сочетании с вещественными памятниками, эти источники позволяют сформировать более полное представление о воссоздаваемом предмете материальной культуры, будь это отдельный элемент (меч или шлем) или же целый комплекс (комплекс костюма или защитно-наступательное вооружение рыцаря). Следует отметить, что именно скрупулёзное исследование исторической достоверности, подтверждаемой перекрестным комплексом разнообразных источников, является отличительной чертой людей и объединений, занимающихся именно исторической реконструкцией. Выделяя именно те сообщества, которые в создании предметов материальный культуры придерживаются принципа обоснования своего инвентаря разнообразными историческими источниками, можно определить клубы, занимающиеся исторической реконструкцией. Такое утверждение вполне справедливо потому, что именно для клубов, занимающихся исторической реконструкцией, историческая достоверность является основной ценностью, в то время как для объединений, практикующих, например, историческое фехтование, доспехи, муляжи оружия являются в первую очередь инвентарем, обеспечивающим необходимую безопасность при проведении соревнований. Бесспорно, в настоящее время, и среди клубов исторического фехтования очень важной составляющей является аутентичность и эстетичность используемых комплектов наступательного и защитного вооружения. Таким образом, в своих высших проявлениях, эти сообщества (занимающихся исторической реконструкцией и практикующих историческое фехтование) зачастую пересекаются. Тем не менее, общаясь с представителями того или иного клуба, можно легко определить, к какому направлению относится данное сообщество, исходя из того, что является для упомянутого сообщества приоритетным. В том случае, если приоритетным является турнирная эффективность, безопасность или, например, экономическая целесообразность, то, скорее всего, мы видим перед собой школу исторического фехтования, клуб исторического средневекового боя или другое объединение, которое направленно в первую очередь на соревновательную деятельность, и для которого «рыцарская» эстетика является лишь внешней составляющей. Если же во главу угла ставится исследование целого комплекса исторических источников, сосредоточение на какой-то определённой исторической области или регионе, то, скорее всего, мы видим перед собой группу исторической реконструкции. В заключение можно сказать, что именно высокая степень приоритета исторических источников и скрупулёзное исследование информации из них является основным маркером в выделении среди всего разнообразия «рыцарских» клубов именно клубы исторической реконструкции.


Приложение № 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: