Современное состояние исторической реконструкции

Историческая реконструкция как инструмент сохранения национальной истории.

Николаев Валерий Павлович, студент группы ТМ2089 СПО ТТИ НИЯУ МИФИ;

Нагорнова Ольга Викторовна, преподаватель информатики отделения СПО ТТИ НИЯУ МИФИ

nikolaeva8791@mail.ru

Введение

Гипотеза: Движение исторической реконструкции – относительно молодой, но весьма интересный в исследовательском плане феномен. Реконструирование исторических событий и культурных процессов прошлого может помочь при решении многих культурных проблем современности.

Цель работы: анализ возможностей исторической реконструкции в контексте приобщения к культурному наследию, а также охраны исторических памяти.

Задачи:

Ø сохранение и популяризация культурно-исторического наследия через погружение современного человека в историческое прошлое;

Ø историкоемкое воспитание подрастающего поколения;

Ø расширение кругозора, организация познавательного досуга, развитие практических навыков у современного человека.

Продукт: макет сайта-справочника расположения клубов исторической реконструкции в России.

У исторической реконструкции, как у своеобразного метода исследований, есть как свои сторонники, считающие, что в ряде случаев обращение к тому или иному эксперименту просто необходимо, так и противники, обвиняющие исследователей-экспериментаторов в "искажении истории", "профанации" и т.д. В данном случае уместно отметить, что довольно часто, например, при явной нехватке письменных данных, выводы, сделанные в результате различных экспериментов, безусловно важны, но ни в коем случае не должны идеализироваться и могут быть использованы лишь в качестве необходимых дополнений к основной работе. Значение данного метода возрастает, когда исследователь обращается к дописьменной истории человечества и часто располагает лишь отдельными предметами материальной культуры или же в случае, если информация письменных источников противоречит здравому смыслу и нуждается в немедленной проверке. При этом возникает целый ряд объективных проблем, встающих перед экспериментатором. Например, никогда нельзя быть точно уверенным, что наши далекие предки поступали в точности так, как ведет себя участник эксперимента, или же различные реплики (копии) древних орудий труда, одежды, оружия абсолютно соответствуют своим прототипам. Эти, а также ряд других причин, значительно осложняют работу экспериментатора и ставят под вопрос результаты опытов. Тем не менее данный метод исследования не раз приходил на помощь исследователям, часто оказываясь единственным путем разрешения наиболее сложных и спорных вопросов, возникающих в процессе работы. Так, например, при экспериментальной транспортировке макета базальтовой стелы ольмекской культуры, произведенной в Ла-Венте (Мексика), было доказано, что крупные каменные монолиты невозможно было переносить вручную, хотя ранее считалось, что подобный способ вполне возможен.

Продолжение см. Приложение №1.

1. Значения термина "историческая реконструкция", его сущность

Что же такое историческая реконструкция? Вообще говоря, данное понятие весьма обширно и может рассматриваться в различных смыслах с нескольких точек зрения:

Историческая реконструкция -- деятельность по воссозданию, восстановлению объектов материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников с целью научного анализа и исследований.

Историческая реконструкция -- это движение, ставящее перед собой научные цели и использующее метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем и более глубокого изучения исследуемого вопроса.

Историческая реконструкция -- довольно молодой вид молодёжного досуга, получивший распространение в кругу людей, увлекающихся историей, романтическим духом средневековья и искусством, включающий в себя несколько направлений.

Смысл идеи исторической реконструкции как научной деятельности заключается в том, что, применяя различные методологические процедуры, историк нацелен на восстановление прошлого в его изначальном виде. Иными словами, построения историка в значительной мере должны соответствовать прошлому. Идею реконструкции мы можем понимать, как минимум, двояко:

Современное состояние исторической реконструкции

Со временем исторические эксперименты начинают привлекать к себе внимание не только археологов, историков и этнографов, но и специалистов в области социологии, психологии (в первую очередь исследователей психологии группового поведения), экологии и ряда других наук. Таким образом уже сам процесс исторической реконструкции и участники различных экспериментов становятся объектом исследования. Другой отличительной особенностью современных центров экспериментальной археологии является их полифункциональность. Помимо научных исследований, подобные организации занимаются музейной работой, популяризацией результатов своей деятельности через средства массовой информации, разработкой специальных обучающих программ для школ и вузов. Более того, весьма часто они выступают в роли своеобразных координационных центров (например, Культурный центр "Лайкакота" в Боливии (Ла-Пас) или же "Норск Фольке музеум" и "Лилленхаммер" в Норвегии) в системе разнообразных культурных обществ и клубов исторической реконструкции более низкого ранга. Одной из первых организаций, развивающих именно этот подход к методу исторической реконструкции, является Центр экспериментальной археологии в Лейре (Дания). В 1972г. примеру датских коллег последовали английские археологи и в 24 км к северу от Портсмута в графстве Гэмпшир на холме Батсер возникло кельтское поселение эпохи раннего железа, где уже на протяжении нескольких десятков лет проводятся уникальные исследования в области сельскохозяйственной деятельности древних кельтов. Кроме этого группа английских исследователей занимается выведением новых видов домашнего скота путем обратного скрещивания, а также сельскохозяйственных культур и ведет постоянные записи ежедневных погодных условий, производя их сравнение с доступными палеоклиматическими данными. Крупнейшим немецким центром исторической реконструкции является комплекс германских и славянских поселений XIII в. в Дюппеле, где усилиями десятков экспериментаторов под руководством Адриана фон Мюллера воссоздается крестьянская жизнь эпохи средневековья. Экспериментаторы разводят овец, выращивают хлеб, изготавливают керамические изделия и разнообразную деревянную утварь, живут на основе натурального хозяйства. Вместе с тем представители центра в Дюппеле проводят постоянную работу по популяризации экспериментальной археологии и этнографии в школах, вузах и через средства массовой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: