Европейское образовательно-правовое пространство и «болонский процесс»

Среди источников международного права по вопросам образования, устанавливаемым региональными международными сообществами, наибольшее значение имеют акты, принятые Советом Европы, членом которого является Российская Федерация.

В 1994г. на Венском заседании Генеральной Ассамблее ООН была принята официальная прокламация Декады ООН по правам человека в образовании на 1995-2004гг. и разработан План действий на Десятилетие. В рамках указанного Плана был сделан акцент на гражданское воспитание в общеевропейском духе. Цель Десятилетия – возведение к его окончанию в ранг закона требованияуважения прав человека на образование ификсация соответствующей структуры направлений действий в национальном законодательстве. Данный документ предполагает и нацеливает страны Европы на выработку образовательной политики по введению всеобщеобязательного школьного образования во всем мире, на отстаивание основных прав человека и оправдывает необходимость систематического и мотивированного образования. В целях реализации Плана правительства государств должны играть активную роль во внедрении его программ, тем самым, развивая национальные планы действий по защите прав человека на образование.

Среди документов, принятых Советом Европы в последнее десятилетие по вопросам образования, немаловажное значение имеет программа «Ценности обучения в обществе. Элементарный закон в гражданском образовании. Среднее образование для Европы», акцентирующая на то, что личность европейца тесно связана с гражданственностью, на то, что образование для демократических граждан является условием усиления европейского национального единства. Именно в этом документе получила закрепление идея сплочения национальных общин европейского пространства. Государства, согласно данному документу, должны придерживаться курса демократизации образования как обязательного компонента образовательной политики, понимания свобод в образовании, баланса прав и ответственности на локальном, региональном, национальном и международном уровнях.

Таким образом, образовательная политика ведущих стран Западной Европы с конца 90-х гг. была сориентирована на предоставление социальных, экономических, по­литических гарантии, обеспечение равного дос­тупа к получению любого образования на протяжении всей жизни; максимально широкий охват населения образованием, повышение уровня и качества образова­ния населения; предоставление человеку максимальных возможностей в его выборе своего пути получения образования, улучшение условий образования и образовательной среды для всех субъектов образовательного процесса; стимулирование и развитие научных исследований, создание для этих целей специальных фондов и научных учреждений; выделение средств для развития образовательной среды, технологического и информационного обес­печения систем образования; расширение автономии образовательных уч­реждений; создание межгосударственного образова­тельного пространства в рамках Европейского Союза.

При этом в нормативных документах оговаривалось, что каждая страна вырабатывает свои пути достижения качественного изменения обра­зования и создания благоприятных условий для получения любого образования людьми с различными способностями, возможностями, интересами и склонностями.

Возрастающий процесс интеграции приводит к необходимости выработки соответствующих соглашений о взаим­ном признании документов об образо­вании и ученых степеней, что предполагает диверсификацию 38 высшего образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: