Социальная принадлежность

Вам необходимы данные о том, принадлежат ли слушатели к одной социальной группе или студенческой организации.

Способы сбора информации

Теперь, когда мы знаем, какие сведения необходимо собрать о слушателях, рассмотрим три способа, при помощи которых можно получить эту информацию.

Вы можете собрать информацию в процессе наблюдения. Если вы в целом знакомы с аудиторией (так, вы, вероятно, знаете своих однокурсников), вы

можете получить много существенной информации о слушателях в процессе личного наблюдения. Например, если вы уже проучились пару семестров, у

вас успели сложиться точные представления о приблизительном возрасте ваших однокурсников, а также о половом и расовом составе группы. Слушая разговоры своих коллег, вы больше узнаете о том, чем они интересуются, что они знают и как относятся к тем или иным проблемам.

Вы можете получить данные об аудитории от человека, поручившего вам произнести речь. Когда вас просят произнести речь, попросите человека, отвечающего за организацию вашего выступления, предоставить как можно больше данных об аудитории.

Даже если информация не такая конкретная, как вам бы хотелось, она все же будет полезной. Особенно тщательно проверьте наиболее важные для вас темы.

Например, возможно, что для выбранной вами темы доклада уровень образования группы имеет особенно большое значение.

Вы можете догадаться о демографических данных аудитории. Если вы не можете получить информацию другим способом, вам придется строить догадки на основании такой косвенной информации, как общая характеристика людей, составляющих данное сообщество, или тип людей, которым, скорее всего, будет интересна речь на предложенную тему.

Интерес аудитории

Ваша первая цель — определить, насколько будет интересна ваша тема для данной категории слушателей. Предположим, вы планируете произнести речь о роли холестерина перед группой студентов. Вы можете предсказать, что вам будет непросто заинтересовать аудиторию. Почему? Большинство молодых людей не заботит связь между уровнем холестерина и сердечными приступами.

Понимание

Ваша вторая цель — определить, располагает ли аудитория необходимыми знаниями для полного усвоения вашей информации. Например, для речи о

музыке в стиле «биг бенд», взрослая аудитория, скорее всего, располагает более обширными знаниями, чем аудитория, состоящая из молодых людей. Если же речь идет о стиле «рэп», то более молодая аудитория будет располагать более обширными знаниями, чем аудитория, где преобладают люди старшего возраста.

Отношение аудитории к вам как к оратору

Ваша третья цель — предугадать, как воспримет вас аудитория. Насколько успешно вы сможете проинформировать и убедить аудиторию, вероятно, зависит от ее уверенности в надежности сообщаемой вами информации. Доверие базируется на том, кажется ли человек знающим (есть ли у него необходимая информация для произнесения этой речи), можно ли ему доверять (честный ли оратор, нравственный ли, можно ли на него положиться) и обаятелен ли он (проявляет ли он энтузиазм, сердечность,

дружелюбие и интерес к другим людям в группе).

Установки аудитории по отношению к вашей теме

Ваша окончательная цель — составить прогноз, как группа отнесется к вашей теме. Такая оценка особенно важна, если ваша цель — попытка изменить представление или подтолкнуть аудиторию к действию.

Установки аудитории обычно выражаются в мнениях.

Нельзя сказать совершенно точно, как отнесутся слушатели к вашей речи, если не спросить их об этом, однако вы можете сделать довольно точные оценки на основании демографических данных. Например, на встрече отделения организации «Право на жизнь» люди отнесутся к теме аборта иначе, чем на встрече членов Национальной организации за права женщин.

Чем больше у вас информации о вашей аудитории и чем больше опыта в анализе аудитории, тем выше ваши шансы на то, что вы точно оцените установки аудитории.

Доверие — показатель того, насколько аудитория воспринимает оратора как человека знающего, обаятельного и честного.


Практический материал:

Бланк для анализа аудитории

Данные

1. Образовательный уровень аудитории __ средняя школа ____ колледж ____ образование после колледжа.

2. Возраст от_ до _. Средний возраст, приблизительно____________

3. Среди слушателей приблизительно ____процентов мужчин и _____процентов женщин.

4. По моим оценкам, уровень дохода аудитории ____ ниже среднего ____ средний ____ выше среднего.

5. Аудитория в основном состоит из людей ______одной расы, _______разных рас.

6. Слушатели в основном ___ одной веры, ______разной веры.

7. Слушатели в основном _______одной национальности ____ разных национальностей.

8. Слушатели преимущественно из ___ одного штата ____ одного города ___ живут в одном районе ___в разных местах.

Прогнозы

1. Аудитория, скорее всего, отнесется к данной теме с большим интересом ___ с умеренным интересом___ не проявит интереса____, потому что______

2. Аудитория воспримет тему _____с большим пониманием, ________кое_что поймет, ________ничего не поймет, потому что____

3. Аудитория, скорее всего, отнесется ко мне как к оратору ____позитивно, ___нейтрально, ___ негативно, потому что_____

4. Отношение аудитории к моей теме будет ___позитивным, ____нейтральным, _____негативным, по_тому что ______

 

Как работать:

1. Рядом с заголовком «Прогнозы» запишите тему вашей первой речи.

2. Заполните бланк, включая данные об аудитории и прогнозы реакции на ваше выступление.

3. Сохраните этот бланк. Вы можете использовать эти данные для более эффективного выступления перед данной аудиторией.

 

 

Источник: Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. — СПб.: ПРАЙМ_ЕВРОЗНАК, 2003. — 320 с. (Серия «Главный учебник»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: