Культурные особенности

Искусство речи и публичного выступления на примере доклада и презентации.

Речь и доклад

Риторика

Риторика (rhetos — сказанное) — учение, искусство, способ представления сказанного.

Литературная риторика — письменная форма коммуникации. Прикладная риторика анализирует особенности выступающего (ритора)и его поведение.

Искусство речи зависит от следующих факторов:

— личности докладчика, того как он держится;

— вербального и невербального способа передачи сообщения;

— содержания и структуры сообщения.

Личность и поведение выступающего связаны с его психологическими качествами:

— самовосприятием, выражающим уверенность в себе, довериек себе, соответствующим поведением;

— эмоциональной выразительностью, способностью управлятьэмоциями и при необходимости их демонстрировать;

— способностью к содержательной оценке слушателей и их точекзрения;

— способностью к идентификации с предметом и содержаниемвыступления.

Обращается внимание на следующее:

1. Визуальный образ — одежда, телодвижения, мимика, жесты, визуальный контакт с аудиторией.

Жестикуляция отражает эмоции, формирует связь со слушателями, является способом снятия стресса. Мимика передает внутренниечувства выступающего. В то же время гримасы воспринимаются каксамозащита и снижают убедительность выступления. Визуальныйконтакт с аудиторией — прямой взгляд подчеркивает значение сказанного, способствует установлению доверия.

2. Акустический образ — дыхание, артикуляция, произношение,интонация, модуляция, темп речи, паузы, грамотность речи.

Артикуляция — техническая способность выступающего к акустически и фонетически соответствующему выговариванию согласных,гласных и слогов.

Интонация — мелодизм речи, различное озвучивание важных и менее важных слов в одном предложении. Темп речи:высокий темп речи перенапрягает слушателей, низкий — недогружает.Паузы выступающему нужны для визуального контакта, оценки оптимальности темпа речи, чтобы перевести дыхание, а слушателям —для того, чтобы переработать сказанное, настроиться на дальнейшеевосприятие.

Техника доклада и презентации

Основное отличие доклада и презентации в том, что целью доклада является информирование, а целью презентации — убеждение.

Успешность доклада базируется на трех моментах:

— продуманное построение доклада;

— наглядное визуальное представление содержания;

— профессиональное поведение докладчика, зависящее от соблюдения основных правил риторики.

При подготовке доклада следует уделять внимание следующему:

— тема и цель доклада, целевая аудитория;

— структурирование и наглядность доклада;

— организация и проведение доклада.

При проведении выступления, доклада или презентации особоважное значение имеет первая минута выступления. Она может оказаться решающей для расположения аудитории и восприятия ею вашеговыступления.

Для того чтобы с самого начала выступления иметь возможностьрасположить к себе аудиторию, необходимо:

— иметь наготове материал выступления (текст, блокнот, слайды, диски и т. д.);

— динамично встать и пройти к месту доклада;

— при формальной обстановке провести церемонию приветствия(с дружеским выражением лица приветствие в сторону слушателей);

— разместить всё необходимое в нужном порядке (бумага, указка, часы и т. д.);

— проверить готовность оборудования, если раньше это былоневозможно сделать;

— включить оборудование, при этом первый кадр настроен,но на большой экран для аудитории не выведен;

— при первой встрече установить визуальный контакт с аудиторией (слегка ее осмотреть);

— приветствовать аудиторию;

— представиться;

— выступить (в неформальной обстановке — начать с оглашениявопроса повестки, в формальной обстановке — начать с введения, озвучивания темы);

— продемонстрировать иллюстрации.

Рекомендации выступающему:

— не сбивайтесь из-за опоздавших; реагируйте только на вопросы по теме доклада, остальные откладывайте на потом;

— указку используйте для работы, а не для игры;

— посторонние разговоры прерывайте через визуальный контакт,а затем путем направленных вопросов;

— в случае неполадки оборудования или от него отказаться, илисделать небольшой перерыв для его настройки;

— не находиться в поле изображения на экране;

— быть лицом к публике;

— подчеркивать наиболее важное указкой;

— не использовать слишком много плакатов (кадров), избегатьсуеты, хаоса;

— в заключение перечислить основные моменты выступления,дать прогноз развития ситуации; призыв.

Завершением выступления может быть:

— обобщение;

— призыв;

— переход к дискуссии;

— стимулирование аудитории к вопросам (меня часто спрашивают …);

— резюме (дискуссия выявила ряд интересных моментов …);

— финал (большое спасибо за …; на этом тема завершена и мы переходим к …).

 

Источник: Деловое общение: учебное пособие / Е. В. Деревянкин. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 48 с.

 

Дополнительные материалы:

ОЦЕНКА АУДИТОРИИ и сбор информации. Подготовка темы доклада.

Поскольку речи произносятся перед определенной аудиторией, при подготовке речи вам нужно собрать

сведения о тех, перед кем вы будете выступать. Оценка аудитории — это изучение конкретной аудитории, которая будет слушать вашу речь. Такая оценка включает:

1) сбор основных демографических показателей для выяснения характера аудитории;

2) определение уровня заинтересованности, знаний и установок по отношению к вам и выбранной вами теме. Результаты этой оценки помогут вам отобрать подходящие примеры, организовать и представить вашу речь в форме, наиболее удобной для слушателей.

Оценка аудитории — изучение конкретной аудитории для подготовки речи.

Что нужно знать о слушателях

Сначала нужно собрать основные демографические данные и определить, в чем сходство большинства членов данной группы слушателей. Вам нужны

точные данные о возрасте, образовании, поле, роде занятий, доходе, культурных особенностях, месте жительства и социальной принадлежности.

Возраст

Требуются данные о среднем возрасте и возрастных параметрах аудитории.

Образование

Нужно располагать информацией о том, закончили ли слушатели среднюю школу, колледж или учатся в университете, институте или обладают разным

образовательным уровнем.

Пол

Вам нужно знать, состоит ли ваша аудитория преимущественно из мужчин, женщин или в ней сбалансировано количество лиц разного пола.

Род занятий

Вам нужно знать, где работают ваши слушатели, занимаются ли они в большинстве одним и тем же работают в больнице медсестрами, в банке, на заводе, учат детей или работают в торговле.

Доход

Узнайте, какие доходы у слушателей — высокие, низкие или средние.

Культурные особенности

Выясните, принадлежит ли аудитория к одной расе, религии и национальности.

Место жительства

Вам требуются данные о том, живут ли слушатели в одном штате, городе или районе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: