Вариант 1
Дополните предложение.
1. К банке с мокротой прикрепляют направление с указанием отделения и палаты, названия лаборатории, Ф.И.О. пациента, __________________, даты и подписи медсестры.
2. Забор мазка из зева проводится _________________ перед началом ______________________.
3. Нанесенные карандашом на пробирки символы «З» и «Н» обозначают ___________________.
4. У здорового человека мокрота _______ _ __________.
5. Стерильность посуды для сбора мокроты сохраняется в течение __ ___ суток.
Вариант №1 Зяброва, Лисенкова, Найко, Сергиенко, Наконечная
Вариант 2
Дополните предложение.
1. Патологический секрет, выделяющийся из дыхательных путей при кашле и отхаркивании, называется ________________________.
2. Для сбора мокроты на бактериологический анализ необходимо приготовить ____________________________________________________________________________________.
3. Непосредственно перед сбором мокроты необходимо ___________________________________.
|
|
4. Если у пациента отмечается повышенная ____________________________________________, то перед сбором мокроты на исследование зубы чистить не следует.
5. Мокроту в количестве _______________ собирают _______________, когда она наиболее богата микрофлорой.
Вариант №2 Попова, Пономаренко, Косякина, Клюева, Огурцова
Приложение № 3
Фронтальный опрос.
1. Какие вы знаете виды лабораторий? Наконечная
2. Какова цель лабораторных исследований? Клюева
3. Что такое «биоматериалы»? Сергиенко
4. Что такое «мокрота»? Найко
5. Анализ мокроты назначается при: Зяброва
6. Как правильно собрать мокроту на анализ? Попова
7. Какое количество мокроты необходимо для анализа? Пономаренко
8. Как хранить контейнер с мокротой до доставки в лабораторию? Косякина
9. Что такое мазок из горла и носа и в каких случаях необходим этот анализ? Наконечная
Приложение №5
Алгоритмы выполнения практических навыков.
МАЗОК ИЗ ЗЕВА
Цель: диагностическая.
Показания: назначение врача.
Оснащение: шпатель, стерильные пробирки с пробками и с влажными ватными тампонами на деревянных или металлических палочках, штатив, емкость с дезинфектантом.
Обязательное условие: медсестра производит взятие материала, одевшись по форме: в халате, колпаке.
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре 1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес | Установление контакта с пациентом. Психологическая и эмоциональная подготовка |
2. Объяснить пациенту суть и ход предстоящей процедуры. Примечание: перед забором материала в амбулаторных условиях или экстренно в стационаре выяснить, когда ел и пил пациент, так как материал берется натощак или не ранее чем через 2 ч после еды, питья, полоскания горла {прием пищи, питье, полоскание частично удаляют микрофлору) | Психологическая подготовка к мани-пуляции. Обеспечение эффективности дальнейших исследований |
3. Получить согласие пациента на проведение процедуры | Соблюдение прав пациента |
4. Подготовить оснащение | Обеспечение эффективного проведения процедуры |
5. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки, маску | Обеспечение инфекционной безопасности |
II. Выполнение процедуры 1. Забор материала: попросить пациента слегка запрокинуть голову и широко открыть рот; взять в левую руку пробирку и шпатель; придавить шпателем корень языка книзу и кпереди; правой рукой за пробку извлечь стерильный тампон из пробирки; осторожно, не касаясь слизистой оболочки полости рта и языка, провести стерильным тампоном по дужкам, нёбным миндалинам, задней стенке глотки (при подозрении на дифтерию снять налет на границе пораженного участка); извлечь тампон из полости рта, поместить полученный материал в стерильную пробирку, не касаясь стенок пробирки. | Выполнение условий, позволяющих правильно взять материал |
2. Взятие мазков производить под визуальным контролем при достаточном освещении; на границе пораженного участка больше возбудителей | Обеспечение эффективности процедуры |
III. Окончание процедуры 1. Провести дезинфекцию использованного инструментария. Провести утилизацию одноразового инструментария. Вымыть и осушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
2. Оформить направление в бактериологическую лабораторию; отправить материал в бактериологическую лабораторию не позднее чем через 2 ч от момента взятия пробы.: Примечание: в экстренных случаях (при невозможности поставки материала сразу же в лабораторию — вечернее время, выходные дни) пробы клинического материала хранят в холодильнике при температуре 8—10 °С, затем передают в лабораторию | Выполнение условий получения до-стоверного результата |
Сделать запись в медицинских документах о проведении процедуры и реакции пациента | Обеспечение преемственности ухода |
МАЗОК ИЗ НОСА
|
|
Цель: диагностическая.
Показания: назначения врача.
Оснащение: стерильные пробирки с пробками и с ватными тампонами на деревянных или металлических палочках, штатив, емкость с дезинфектантом.
Обязательное условие: медсестра производит взятие материала, одевшись по форме: в халате, колпаке, маске.
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес. Объяснить пациенту суть и ход предстоящей процедуры. Получить его согласие на проведение процедуры | Установление контакта с пациентом. Психологическая и эмоциональная подготовка. Соблюдения прав пациента |
2. Подготовить оснащение | Обеспечение эффективного проведения процедуры |
3. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки, маску | Обеспечение инфекционной безопасности |
II. Выполнение процедуры. 1. Забор материала: попросить пациента слегка запрокинуть голову; взять в левую руку пробирку; указательным пальцем левой руки приподнять кончик носа пациента; вращательными движениями, плотно прикасаясь к стенкам, ввести тампон сначала в один носовой ход, затем в другой, на глубину 1,5—2 см; извлечь тампон из полости носа; поместить полученный материал в стерильную пробирку, не касаясь ее стенок. Примечание: взятие мазков производится при достаточном освещении. | Выполнение условий, позволяющих правильно взять материал |
III. Окончание процедуры 1. Провести дезинфекцию использованного инструментария с последующей утилизацией одноразового. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
2. Подписать пробирки (правая/левая ноздря). Оформить направление в бактериологическую лабораторию; отправить материал в бактериологическую лабораторию не позднее чем через 2 ч от момента взятия пробы. Примечание: в экстренных случаях (при невозможности доставки материала сразу же в лабораторию — вечернее время, выходные дни) пробы клинического материала хранят в холодильнике при температуре 8—10 °С, затем передают в лабораторию | Выполнение условий получения до-стоверного результата |
3. Сделать запись в медицинских документах о проведении процедуры и реакции пациента | Обеспечение преемственности ухода |
СБОР МОКРОТЫ НА КЛИНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
|
|
Цель: диагностическая.
Показания: заболевания органов дыхания.
Оснащение: чистая сухая плевательница, бланки направлений.
_ Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре 1. Подготовку к процедуре осуществлять накануне вечером | Учет особенностей процедуры |
2. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес | Установление контакта с пациентом |
3. Объяснить пациенту цель и процесс проведения предстоящей процедуры, особенности подготовки к ней. Пациент должен сделать следующее: вечером, накануне исследования, перед сном тщательно почистить зубы; утром, после сна, натощак, тщательно прополоскать рот кипяченой водой; сделать несколько глубоких вдохов; открыть крышку плевательницы, откашляться и собрать мокроту в чистую сухую плевательницу (достаточно 5 мл); закрыть крышку плевательницы и поставить ее в специальный ящик в санитарной комнате | Психологическая подготовка к мани-пуляции. Обеспечение достоверности результата |
4. Попросить пациента повторить информацию, задать вопросы по алгоритму подготовки и сбора мокроты | Контроль сформированного уровня знаний и умений |
5. Указать, к каким последствиям может привести не соблюдение рекомендаций медсестры (нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что затрудняет диагностику и лечение) | Обеспечение информированности пациента |
6. Получить согласие пациента на проведение процедуры | Соблюдение прав пациента |
7. Обеспечить пациента емкостью для сбора мокроты. При необходимости дать ему письменную инструкцию. | Обеспечение условий для проведения исследования |
II. Выполнение процедуры 1. Проконтролировать действия пациента по сбору молоты на исследование | Обеспечение сбора материала |
2. Предоставить плевательницу с материалом в клиническую лабораторию на исследование | Обеспечение условий для проведения исследования |
III. Окончание процедуры Сделать запись в медицинских документах о проведении процедуры и реакции пациента. Подклеить результаты исследования в медицинскую документацию | Обеспечение преемственности се-стринского ухода |
|
|