Сбор мокроты на бактериологическое исследование

 Цель: диагностическая,

 Показания: заболевания органов дыхания,

 Оснащение: стерильная сухая плевательница (чашка Петри), бланки направлений.

Этапы Обоснование
 I. Подготовка к процедуре 1. Подготовку к процедуре осуществлять накануне вечером Учет особенностей процедуры
2. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому по воду, как ее перенес Установление контакта с пациентом
3. Объяснить пациенту цель, последовательность предстоящей процедуры и особенность подготовки к ней, обратив особое внимание на правила использования стерильной лабораторной посуды. Пациент должен «делать следующее: вечером, накануне исследования, перед сном тщательно почистить зубы; утром, после сна. натощак, тщательно прополоскать рот кипяченой водой; вымыть руки; откашляться, открыть крышку плевательницы и сплюнуть мокроту в стерильную сухую плевательницу, не касаясь краев посуды ртом или руками, стараться не допускать попадания слюны. Сразу же закрыть крышку плевательницы и отдать ее медсестре Психологическая подготовка к мани-пуляции. Обеспечение достоверности результата
4. Попросить пациента повторить информацию, задать ему вопросы по алгоритму подготовки и сбора мокроты   Контроль сформированного уровня знаний и умений
5. Указать, к каким последствиям может привести несоблюдение рекомендаций медсестры (нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что затрудняет диагностику и лечение) Обеспечение информированности пациента
 6. Получить согласие пациента на проведение процедуры Соблюдение прав пациента
7. Обеспечить пациента емкостью для сбора мокроты. При необходимости дать ему письменную инструкцию Обеспечение условий для проведения исследования
П. Выполнение процедуры  1. Проконтролировать действия пациента по сбору мокроты на исследование Обеспечение сбора материала
2. Доставить плевательницу с материалом в бактериологическую лабораторию на исследование   Обеспечение условий для проведения исследования
III. Окончание процедуры  1. Сделать запись в медицинских документах о проведении процедуры и реакции пациента. Подклеить полученные результаты исследования в документацию Обеспечение преемственности сестринского ухода

         СБОР МОКРОТЫ НА МИКОБАКТЕРИИ ТУБЕРКУЛЕЗА

 

 Цель: диагностическая.

 Показания: заболевания органов дыхания.

 Оснащение: чистая сухая емкость, бланки направлений.

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре 1. Подготовку к процедуре осуществлять накануне вечером Учет особенностей процедуры
2. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес Установление контакта с пациентом
3. Объяснить пациенту цель и этапы проведения предстоящей процедуры и особенности подготовки Пациент должен сделать следующее: вечером, накануне исследования, и утром, в день исследования, тщательно почистить зубы и прополоскать рот кипяченой водой; сплюнуть носоглоточную слизь и слюну; сделать несколько глубоких вдохов; открыть крышку плевательницы, откашляться и собрать в емкость только содержимое дыхательных путей, закрыть крышку плевательницы и поставить ее в специальный ящик в санитарной комнате. Примечание: если количество мокроты недостаточно, ее собирают в течение суток, ночью хранят в прохладе и оправляют в лабораторию вместе с утренней порцией Психологическая подготовка к мани-пуляции. Обеспечение достоверности результата
4. Попросить пациента повторить информацию, задать ему вопросы по алгоритму подготовки и сбору мокроты Контроль сформированного уровня знаний и умений
5. Указать, к каким последствиям может привести несоблюдение рекомендаций медсестры (нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что затрудняет: диагностику и лечение Обеспечение информированности пациента
6. Получить согласие пациента на проведение процедуры Соблюдение прав пациента
7.Обеспечить пациента емкостью для сбора мокроты. |При необходимости дать ему письменную инструкцию   Обеспечение условий для проведения исследования
II. Выполнение процедуры 1. Проконтролировать действия пациента по сбору мокроты на исследование Обеспечение сбора материала
2. Поставить плевательницу с материалом в клиническую лабораторию на исследование Обеспечение условий для проведения исследования
III. Окончание процедуры |Сделать запись в медицинских документах о проведении процедуры и реакции пациента. Подклеить полученные результаты исследования в документацию Обеспечение преемственности сестринского ухода

 

СБОР МОКРОТЫ НА ОПУХОЛЕВЫЕ КЛЕТКИ (АТИПИЧНЫЕ)

  Цель: диагностическая.

Показания: подозрение на злокачественное заболевание легких.

Оснащение: чистая сухая емкость, бланки направлений.

Этапы Обоснование
I. Подготовка к процедуре  1. Подготовку к процедуре осуществлять накануне вечером Учет особенностей процедуры
2. Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться. Уточнить, как к нему обращаться. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как ее перенес Установление контакта с пациентом
3. Объяснить пациенту цель и суть проведения предстоящей процедуры (если он с нею не знаком), особенности подготовки к ней. Пациент должен сделать следующее: вечером, накануне исследования перед сном тщательно почистить зубы; утром после сна натощак тщательно прополоскать рот кипяченой водой; сделать несколько глубоких вдохов; открыть крышку плевательницы, откашляться и собрать мокроту в чистую сухую емкость; закрыть крышку и быстро отдать емкость медсестре Психологическая подготовка к ма-нипуляции (гигиена ротовой полости предохраняет от попадания микроор-ганизмов ротовой полости в мокроту)
4. Попросить пациента повторить информацию, задать ему вопросы по алгоритму подготовки и сбора мокроты Контроль сформированного уровня знаний и умений
5. Указать, к каким последствиям приведет нарушение рекомендаций медсестры (нарушение условий подготовки и сбора материала ведет к ошибочным результатам исследования, что затрудняет диагностику и лечение) Обеспечение информированности пациента
6. Получить согласие пациента на проведение процедуры Соблюдение прав пациента
7. Обеспечить пациента емкостью для сбора мокроты. При необходимости дать ему письменную инструкцию Обеспечение условий для проведения исследования
П. Выполнение процедуры  1. Проконтролировать действия пациента по сбору мокроты на исследование Обеспечение сбора материала
2. Доставить плевательницу с материалом в клиническую лабораторию на исследование как можно быстрее (атипичные клетки быстро разрушаются) Обеспечение условий для проведения исследования
III. Окончание процедуры  1. Сделать запись о проведении процедуры и реакции пациента. Подклеить полученные результаты исследования в документацию Обеспечение преемственности се-стринского ухода

Приложение №7

Задание для самостоятельной работы.

Проведите обучение пациента сбору мокроты на клинический анализ..

Студенты работают группами по 2 человека (пациент и медицинская сестра).

 

                        Сбор мокроты

1. Сбор мокроты осуществляется утром до приема пищи, примесь которой мешает исследованию

2. Перед сбором мокроты нужно почистить зубы, тщательно прополоскать рот и горло (лучше раствором 0,01% калия перманганата, 0,02% фурациллина)

3. Взять широкогорлый контейнер с крышкой.

4. Для исследования нужно собирать мокроту, а не слюну и слизь из носоглотки, т.е. собирается мокрота при кашле, а не отхаркивании.

Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на несколько секунд, медленно выдохните.

 5. Сделать ещё раз глубокий вдох, резко выдохните, чтобы диафрагма поддавила легкие. Это вызовет кашель.

 6. Открыть крышку контейнера. Поднести контейнер ко рту.

 7. После необходимо откашляться и собрать в контейнер 3-5 мл мокроты

 8. Закрыть крышку контейнера

Вымыть руки

Доставить мокроту в лабораторию в день сбора не позднее 9.00 с направлением

Хранение мокроты

Мокрота, собранная для анализа, может храниться не более 2-х часов (обязательно на холоде при температуре +4-+10°С). Длительное стояние приводит к размножению микрофлоры.

N. B!  В ряде случаев пациент не может собрать мокроту на исследование в связи с малым её количеством или трудностью отделения. Если мокрота никак не отходит, нужно размяться, пройтись, расслабиться и снова попробовать ее откашлять. Для улучшения откашливания иногда применяют ингаляции, массаж грудной клетки, лечебную физкультуру. Мокрота отходит лучше, если накануне сбора принять отхаркивающие препараты и выпить большое количество теплой воды.

Приложение №9

Ситуационные задачи .                                                Итоговый контроль.

Задача № 1

Собирая мокроту для общего анализа, пациент заметил примесь крови и сообщил об этом медсестре.

Задание: Тактика медсестры? Наконечная

Задача № 2

Медсестра проинструктировала пациента о порядке сбора мокроты на общий анализ следующим образом:

- утром до еды после чистки зубов собирается 30-50 мл мокроты, и банка оставляется в специальном ящике на полу в санитарной комнате.

Задание: Какая допущена ошибка? Пономаренко

Задача № 3 Косякина

Молодая женщина собрала мокроту для общего анализа. На следующий день из лаборатории был получен ответ, что собранный материал для исследования непригоден, так как в нем преобладают слюна и слизь из носоглотки.

Задание: Научите пациентку правильно собирать мокроту.

 

Задача №  4

Медсестра взяла у пациента мокроту на бактериологическое исследование в чистую сухую банку светлого стекла и доставила ее в бак. лабораторию на исследование.

Задание: Допущена ли ошибка медсестрой? Лисенкова

Задача №  5

Перед взятием мазка из зева медсестра предложила пациенту тщательно прополоскать рот.

Задание: Права ли медсестра? Попова

Задача № 6

Медсестра взяла у пациента по назначению врача мазок из зева в 5 часов утра. Так как бак. лаборатория начинала работу в 9.00, пробирка с тампоном сохранялась на средней полке дверцы холодильника.

Задание: Права ли медсестра? Зяброва

 

Задача №  7

 Медсестра взяла мазок из зева непосредственно после приема пищи.

Права ли медсестра?

Задание: Права ли медсестра? Найко

 

Задача №  8

 Перед взятием мазка из зева медсестра предложила пациенту тщательно прополоскать рот раствором фурацилина.

Задание: Права ли медсестра? Сергиенко

Задача №  9

 Врач назначил пациенту исследование мазка из зева. Старшая медсестра приемного покоя сделала замечание медсестре, что она берет мазок не пользуясь марлевой маской. Медсестра ответила, что в этом случае в маске нет необходимости.

Задание: Кто прав? Клюева

Задача № 10.

 Пациент, страдающий туберкулезом легких, собирал мокроту в чистую сухую плевательницу для определения суточного количества. В 8 часов утра он записал полученный результат на листке бумаги, а плевательницу опорожнил в канализацию.

 Задание:Прокомментируйте ситуацию. Наконечная

 

 

 

Приложение № 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: