Описание объекта исследования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ровеньская средняя общеобразовательная школа №2  Ровеньского района Белгородской области»

Исследовательская работа

По теме

«Мыть или не мыть?»

Выполнили: ученики 3 «А» класса

Иньякова Анна

Карпушина Ульяна

Сидоренко Полина

Руководитель: Литовченко А. И.,

учитель начальных классов

 

 

П. Ровеньки

2017

 

Содержание.

1. Введение                                                                                  4

2. Цели и задачи  исследования                                                 4

3. Методика исследования                                                         4 - 5

4. Описание объекта исследования                                           5 - 11

5. Выводы                                                                                    11 -12

6. Литература                                                                              12

Введение

Листая календарь, можно заметить, что каждый день - праздник. Праздники на любой взыскательный вкус: личные и государственные, профессиональные и православные, шуточные и вполне серьезные. Скажем,15 октября отмечается Всемирный день мытья рук. Мытьё рук – вполне обычное занятие, которым мы занимаемся много раз в день. С какой целью Детский фонд ООН решил обратить внимание на эту простую операцию? Это показалось нам интересным. Поэтому мы решили провести исследование и выяснить, в чем серьезность и значимость этой гигиенической процедуры, почему особое внимание в этом вопросе обращено на детей, чем опасны немытые руки, как их правильно мыть. А также найти ответ на вопрос: «Какое самое удобное и эффективное средство для мытья рук детей в школьных условиях?».

Актуальность работы заключается в том, что в нашей области широко реализуется масштабный проект «Управление здоровьем», который направлен на формирование у белгородцев нового подхода к собственному здоровью, потребности следить за ним не от случая к случаю, а системно. А наше здоровье напрямую зависит от качества чистоты рук, поэтому всем важно знать, как и чем правильно мыть руки.

Цель исследования: изучить влияние чистоты рук на здоровье человека, опытным путем проверить, действительно ли на руках скапливаются опасные для здоровья человека микробы. Узнать, какое средство наиболее эффективно и удобно для ухода за руками в школе.

Объект исследования:  ладони рук.

Предмет: посевы смывов с ладонной поверхности рук в чашки Петри.   

  Предмет и цели исследования позволяют сформулировать следующую гипотезу:

    Гипотеза.

         Немытые или некачественно вымытые руки - источник детских болезней. Не все моющие средства для рук одинаково эффективны и удобны в условиях школы.

Задачи исследования.

1. Изучая специальную литературу, понять, что такое бактерии и как бактерии влияют на здоровье человека.

2. Изучить разнообразие моющих средств для рук.

3. Провести опыты по посеву смывов рук с ладонных поверхностей в чашки Петри с немытых рук, рук мытых водой, твердым мылом, жидким мылом, протертых влажной салфеткой, обработанных антисептическим раствором.

4. Сделать выводы и сформулировать рекомендации по гигиене рук.

Дата и место проведения   исследования.

Исследование проводилось в МБОУ «Ровеньская средняя общеобразовательная  школа №2». В ноябре – декабре 2017 года.

Методика работы.

Исследование проводилось с использованием следующих методов:

· Сбор информации  о бактериях, скапливаемых на руках;

· Беседа с медицинскими работниками;

· Наблюдение за одноклассниками в условиях мытья рук перед обедом;

· Интервью с учителем биологии;

· Опыты по  посеву смывов рук с ладонных поверхностей в чашки Петри с немытых рук, рук мытых водой, твердым мылом, жидким мылом, протертых влажной салфеткой, обработанных антисептическим раствором;

· Сравнение, анализ и учет полученных в результате опытной работы данных.

Описание объекта исследования.

Для описания объекта исследования мы начали индивидуальную работу по сбору информации в учебнике по окружающему миру, детских энциклопедиях, сети Интернет. Из этих источников мы узнали определение следующих понятий:

Гигиена – это наука о здоровье. Само слово в переводе с греческого означает «здоровый».

Личная гигиена — правила, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Вирус – мельчайшие болезнетворные организмы, которые живут за счет здоровых клеток других организмов.

Инфекция – микробы, вызывающие болезни и порчу пищевых продуктов.

Бактерии – это одноклеточные организмы, не видимые простым глазом, образующие особое царство живой природы. Учёные открыли этот мир при помощи микроскопа, который сильно увеличивал рассматриваемый объект.  В отношении развития заболеваний у человека бактерии делятся на следующие группы:

Не патогенные - не вызывают заболевания у человека ни при каких условиях. Это полезные бактерии, такие как - лактобактерии, бифидумбактерии и др.

Условно патогенные - обитают на теле и в теле человека. Могут как вызывать, так и не вызывать заболевания это - кишечная палочка, стрептококки, стафилококки,  и др.

Патогенные - всегда вызывают заболевания такие, как: бактериальная дизентерия, дифтерия, сальмонеллез, тиф, столбняк, холера, брюшной тиф, сибирская язва.

Сами по себе патогенные и условно патогенные бактерии не вызывали бы тревогу. Опасность для человеческого организма представляют вырабатываемые ими продукты жизнедеятельности – токсины. В основном токсины образуются в результате разложения бактерий. Каждая бактерия вырабатывает свои токсины, которые вызывают определенные инфекции. По особенностям строения они могут иметь округлую форму - это бактерии кокки, который могут вызвать следующие болезни: стрептококк, менингококк, пневмококк. Бациллы – микробы удлиненной, цилиндрической формы, источники сибирской язвы, Спирохеты – удлиненные, спиралевидной формы, являющиеся источниками  тифа.

В течение дня мы «накапливаем» на руках бактерии - они могут находиться на перилах лестницы, дверных ручках, клавиатуре компьютера и других поверхностях. Именно через грязные руки передаются многие инфекционные и вирусные заболевания: ОРВИ, грипп, дизентерия, гепатит А и ряд других недугов.

Из беседы с медицинской сестрой нашей школы Кравцовой Юлией Владимировной мы узнали, что одними из самых распространенных заболеваний детей, являются кишечные инфекции. Инфекционную заразу можно подхватить через немытые руки. Особенно это касается детей, потому что организм взрослого человека лучше защищается от инфекций. Уже в полости рта болезнетворный микроорганизм, попавший с пищей или в результате контакта с грязными руками, встречает на своем пути первую преграду - слюну, которая имеет бактерицидные свойства. Но у детей слюна обладает недостаточным бактерицидным эффектом. Следующей преградой на пути проникшего микроба является кислая среда желудка. Но среда желудка у детей слабокислая, поэтому не на все микробы в желудке ребенка обезвреживаются. В результате сохранившие способность жить и размножаться болезнетворные микробы проникают в нижние отделы пищеварительного тракта и, в конечном счете, вызывают развитие инфекции. Вот поэтому дети так подвержены болезням «грязных рук».
По данным ООН, ежедневно от диареи, заболевания, которое еще называют «болезнью грязных рук», умирают пять тысяч детей. Половины этих смертей можно было избежать, если бы больные мыли руки перед едой и после посещения туалета.

    Юлия Александровна показала нам плакат «Мойте руки правильно»:


Фотография №1

 

  Понимая важность мытья рук перед едой, мы провели наблюдение за одноклассниками перед посещением столовой. В классе у нас созданы условия для гигиены рук. Есть теплая и холодная вода, вешалка для полотенец, мыло. Наблюдение показало, что все ребята моют руки, но при этом не все делают это правильно. Некоторые из них моют руки не достаточно тщательно,  одни дети моют руки просто проточной водой, другие – с твердым мылом, третьи – используя флакон жидкого мыла с дозатором, четвертые обрабатывают руки антисептическим раствором, пятые – протирают влажной салфеткой. Кроме этого, заметили, что твёрдое мыло не совсем удобно, оно часто выскальзывает из рук.

Имея научно обоснованные сведения о необходимости гигиены рук, изучив разнообразие моющих средств для рук, мы взяли интервью у учителя биологии Зубковой Антонины Васильевны.

Фотография №2

В ходе интервью мы получили информацию о том, как провести опыты, демонстрирующие эффективность мытья рук разными средствами, узнали, как пользоваться чашками Петри, как приготовить питательный раствор, каким образом заселить бактерии с рук в питательную среду.

Получив стерильные чашки Петри, с уже готовым стерильным питательным раствором мы провели следующие опыты. Пригласили 6 одноклассников использующих разные средства для мытья рук и попросили их коснуться питательной среды в чашках Петри:

· В чашку №1 заселили бактерии с немытых рук;

· В чашку №2 заселили бактерии с рук, мытых проточной водой;

· В чашку №3 заселили бактерии с рук, мытых твёрдым мылом;

· В чашку №4 заселили бактерии с рук, мытых жидким мылом;

· В чашку №5 заселили бактерии с рук, обработанных антисептическим средством;

· В чашку №6 заселили бактерии с рук, протертых влажной салфеткой.

 

Фотография №3

Чашки Петри закрыли, заклеили скотчем, подписали, где взяли материал для выращивания.

         Поместили чашки Петри в теплое темное место и каждый день наблюдали за изменениями в них.

Фотография №4

         По истечении 3 дней во всех чашках Петри стали появляться маленькие точки. После 6 дней мы наблюдали следующие результаты:

В чашечке №1 вся поверхность питательной среды хаотично заполнена колониями от маленьких точек 2 мм до 1см, так же явно видно два очага плесени и запах при открытии чашечки был характерный.

В чашке №2

В чашке №3

В чашке №4

В чашке №5

В чашке №6

После проведенных осмотров, мы рассмотрели «обитателей» чашечек под микроскопом. Мы  увидели там:  бактерии округлой формы - кокки, бациллы – микробы удлиненной, цилиндрической формы, и другие микроорганизмы, которые при определенных условиях бактерии начинают активно размножаться, становятся болезнетворными и могут оказать негативное воздействие на организм

Выводы

В результате проведенного исследования, мы сделали следующие выводы:

· Гигиена рук – необходимая процедура.

· Мыть руки нужно тщательно, обязательно используя моющие средства для рук.

· Самое эффективное и удобное средство для мытья рук в школе – жидкое мыло с дозатором.

· Для ознакомления учеников нашей школы с результатами исследования и с целью пропаганды гигиены рук выпущены буклеты, которые мы вручили ребятам после презентации нашего исследования в начальных классах.

Литература

1. Богаэр Клод. Энциклопедия для детей/ Богаэр Клод – М.: Махаон, 2011

2. Виктория Иген, Нейл Чемпион. 1001 вопрос и ответ/ Виктория Иген, Нейл Чемпион – М.: Оникс 21 век, 2004

3. Большая книга Почемучек/ Красновская Ольга, Фролова Татьяна, Шадрина Ирина -  М.: Махаон, 2011

4. Электронная детская энциклопедия — POZNAIKO.ru

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: