Перспективы, проблемы и риски развития Болонского процесса для Республики Беларусь

 

 

Подготовили:

Рудковская Юдия

студентка 2 курса 41 группы

Сулим Дарья

студентка 2 курса 41 группы

 


 

Введение

 

 

В связи с современными тенденциями к глобализации и унификации высшего образования 19 июня 1999 года была подписана Болонская декларация, в которой 29 стран выразили свою готовность выразить поддержку общим принципам, указанным в Сорбонской декларации, взяли на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского высшего образования, обеспечить сравнимость и совместимость различных национальных систем высшего образования с установлением определённых единых международных стандартов.

Болонский процесс, без сомнения, войдёт в историю как один из самых амбициозных и широкомасштабных проектов по формированию Европейского пространства высшего образования в условиях современного глобализованного общества.

Республика Беларусь в последнее время проявила значительный интерес к преобразованиям и модернизациям, предлагаемым Болонским процессом. Более того, национальная система высшего образования уже проходит постепенные модернизации с учётом принципов Болонского процесса.


 

Принципы Болонского процесса

 

 

Принимая во внимание современные мировые тенденции, а также требования работодателей и участников образовательного процесса, были поставлены следующие цели: 

1. Принятие легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому. Это обеспечивает возможность трудоустройства европейских граждан, а также повышение конкурентоспособности европейского высшего образования на международной арене.

2. Переход образовательного процесса на двухступенчатую (двухцикловую) систему образования, включающую в себя предварительный (undergraduate) и выпускной (graduate) циклы. По окончанию первой ступени, длящейся от 3 до 4 лет, присуждается степень бакалавра. Вторая ступень, которая длиться 1,5–2 года, ведёт к получению степени магистра или степени доктора.

3. Внедрение европейской системы перевода и накопления баллов (ECTS, или European Credit Transfer and Accumulation System). Суть ECTS заключается в получении и накоплении кредитов студентом в процессе образовательного процесса. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим; таким образом система ECTS способна работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

4. Благодаря выполнению предыдущих пунктов возможно развитие существенной мобильности студентов. При этом необходимо обратить внимание на следующее: студентам должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.

5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

 


 

Достоинства и недостатки Болонского процесса

 

 

Практическая реализация болонского процесса сопровождается противоречивыми оценками. Мнения могут разниться как от безоговорочной поддержки процесса, так и до полного его отрицания. Тем не менее, на данный момент в научных и педагогических кругах преобладают мнения, которые в равной степени рассматривают как положительные стороны болонского процесса, так и отрицательные, строятся прогнозы и планы интегрирования процесса в современную белорусскую систему образования.

Главным достоинством Болонской системы является двухступенчатая система обучения. Подобное разделение позволяет увеличить уровень профессиональной подготовки обучающихся. После окончания бакалавриата студент может как продолжить обучение в магистратуре, получая более высокий профессиональный статус, так и при желании окончить образование на уровне бакалавриата. Кроме того, подобная система позволяет студентам окончить бакалавриат по одной специальности, а магистратуру – по другой.

Ещё одним важным плюсом Болонской системы является высокая мобильность студентов. Главным образом она позволяет студентам, уже начавшим обучение в университете одной страны, без особых потерь перевестись в университет другой и получить при этом диплом унифицированного образца. Это позволит им получить работу в задействованных в болонском процессе странах. Подобная студенческая мобильность также позволяет осуществлять разные межуниверситетские мероприятия вроде обмена студентов.

Несомненным достоинством является и ориентированность на рынок труда. Болонская система предполагает

Тем не менее, болонский процесс предполагает и множество недостатков. В первую очередь стоит отметить снижение качества образования. Это связано с переходом на двухступенчатую модель образования, при которой бакалавриат занимает всего 3 года вместо привычных для белорусского высшего образования 5 лет. Помимо этого, при переходе на болонскую систему, несомненно, будет происходить путаница с учебными программами и осуществлением учебных планов, которые нужно будет перестроить с пятилетнего обучения до трёхлетнего. Понижение общего уровня образования можно также объяснить и ориентацией на более узкие специализации в ущерб фундаментальной подготовке в связи с требованиями рынка труда.

Нужно заметить, что в связи с особенностями белорусского образования некоторые части процесса не просто сложно, но и невозможно осуществить. Это связано со многими экономическими и политическими факторами, несопоставимыми с привычной европейской образовательной системой.

Одной из наиболее важных проблем Болонской системы является ограничение доступности студентов к магистратуре. Так как образовательный процесс изначально планируется как двухступенчатый, то бакалавриат будет ощутимо ограничивать возможности новых специалистов как в поиске работы, так и в глубине полученных знаний. При этом в магистратуру может лишь малый сегмент студентов, т.е. возможность получить законченное высшее образование предоставляется лишь редкому числу студентов.

Стоит также отметить вполне реальный риск утечки молодых специалистов из республики. При получении унифицированного европейского диплома молодым специалистам предоставляется возможность на равных конкурировать на европейском рынке труда. Без сомнений при получении возможности многие молодые специалисты уедут из страны в европейские страны в поисках более высокой заработной платы и хорошими условиями труда. В результате это приведёт к тому, что наиболее перспективные кадры будут покидать территорию республики.

 


 

Заключение

 

 

Таким образом, Болонский процесс позволит расширить доступ к высшему образованию и создать единую европейскую зону высшего образования, повысить качество и уровень подготовки высокоспециализированных кадров, расширить мобильность преподавателей и студентов, а также повысить уровень трудоустройства молодых кадров в связи с высокой ориентированностью высшего образования на уровень труда.

Тем не менее, Болонский процесс на территории Беларуси может привести к существенному снижению уровня образования в связи ориентацией образования на узко направленных специалистов, путаницы и недостаточной информированности студентов, преподавателей, руководства университетов в о ситуации в европейском образовании и Болонском процессе в целом, ограничение доступности магистратуры лишь для малого сегмента студентов и пр.

 


 

Список использованной литературы

 

 

1. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой. – М.: «Оргсервис-2000», 2006. – 208 с.

2. Перспективы Болонского процесса в Беларуси: сборник эссе / ред кол.: С. Сергеева [и др.]. – Минск: Колорграл, 2016. – 114 с.

3. Макаров, А.В. Болонский процесс: европейское пространство высшего образования: учеб. пособие / А. В. Макаров. – Минск: РИВШ, 2015. – 260 с.

 

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: