Подходы к преодолению кризисных явлений на примере скандинавских стран

  Швеция Финляндия Норвегия
Социальная сфера Государство будет оплачивать больничные листы в течение двух месяцев, до мая 2020 года. Компании могут отложить оплату взносов соцстрахования. Правительство будет покрывать до 75% расходов бизнеса при риске сокращения рабочих часов или увольнении сотрудников. Работодатели смогут вдвое сократить расходы на оплату труда, а сотрудники — получать 90% первоначальной зарплаты. Общий объем антикризисного пакета — до 300 млрд крон, или примерно 31 млрд долларов,что соответствует 3% ВВП. Поддержка безработных Выплата пособий по безработице через систему социального страхования, фонд помощи в случае безработицы. Максимальный срок выплаты базового пособия может превышать один год Доплаты в рамках специальной программы поддержки доходов на оплату самых важных счетов и жизненно важных нужд Через профсоюзную кассу безработные получают не менее 50% предыдущего заработка. И это куда более существенные выплаты. Прогнозируемая, безработица в стране вырастет с 2 до 4%. На антикризисный план по борьбе с последствиями финансового кризиса правительство планирует потрать 20 млрд крон или 3 млрд евро. На инфраструктурное и региональное развитие Правительство планирует потратить 500 млн. долларов.
Поддержка бизнеса Предусмотрена отсрочка платежей по социальному налогу для бизнеса.  Отсрочка платежей по арендной плате без предъявления штрафных санкций. Общий объем антикризисного пакета на поддержку малого и среднего бизнеса от государства -31 млрд евро. Кредитование малого и среднего бизнеса под 6,5% годовых.   Для поддержки бизнеса страны, пострадавшего из-за пандемии, государственная финансовая компания выплачивает компаниям по 100 тысяч евро. Правительство подготовило дополнительный бюджет для поддержки социальной сферы и бизнеса – 4 млрд евро. Правительство Норвегии разработало меры на 100 миллиардов крон (примерно 9,7 миллиарда долларов) для поддержки норвежской экономики, промышленности и сохранения рабочих мест Меры поддержки предполагают государственные гарантии по банковским кредитам, в том числе для малого и среднего бизнеса, а также восстановление фонда государственных облигаций на сумму 100 миллиардов крон. Предоставление налоговых льгот бизнесу 0,5 млр. долларов

 


 

3.    Дайте оценку подходов к проведению государственной антикризисной политики отдельных стран мира.

 

3.1. Стратегия преодоления последствий кризиса в Швеции:

 

Борясь с кризисом, властям Швеции одновременно приходится принимать меры и по смягчению его неизбежных последствий, сглаживания экономического спада и обеспечению финансовой стабильности. Реализован комплекс мер поддержки национальной экономики:

1) активная политика на рынке труда;

2) поддержание ликвидности банковской системы и защита депозитов на внутреннем рынке (гарантии ликвидности Риксбанком для банковской системы, повышение порогового значения суммы депозитов, гарантируемых государством);

3) поддержка неплатежеспособных банков (стабилизационный фонд, поддержка государственных органов, законодательная база);

4) вливание капитала в платежеспособные банки;

5) поддержка кредитования предприятий (поддержка экспортных кредитных агентств, увеличение лимитов кредитования предприятий, поддержка автомобильной промышленности, отсрочка налоговых выплат).

 

 

3.2. Стратегия преодоления последствий кризиса в Финляндии:

Экономический рост в Финляндии во многом опирается на интернационализацию предприятий и рост экспорта. По мере ужесточения конкуренции на мировых рынках финские компании вынуждены повышать производительность и конкурентоспособность. Кроме того, Финляндия имеет развитую систему образования и научных исследований, которая уже на протяжении многих лет содействует развитию специализированных компетенций, особенно в научно-технической сфере, а также в традиционных отраслях промышленности, таких как судостроение, машиностроение и лесная промышленность.

В Финляндии существует система государственной и муниципальной поддержки бизнеса, включающая услуги по консультированию, обучению и финансированию. Предприятие могут обращаться к этим услугам на разных стадиях своего развития, например на этапе учреждения, роста или выхода на внешние рынки. Электронный портал «Enterprise Finland» («Предпринимательская Финляндия», www.yrityssuomi.fi) собирает информацию обо всех таких услугах. В текущем году также были открыты региональные центры обслуживания, предлагающие компаниям услуги, связанные с развитием предпринимательства, транспортом и защитой окружающей среды.

Государство стремится обеспечивать доступ растущих предприятий, находящихся в процессе интернационализации, к инвестициям и финансированию оборотного капитала. Наиболее ощутимую пользу из мероприятий по поддержке предпринимательства и инновационной политики извлекают предприятия среднего размера. К формам поддержки, которую государство оказывает малым и средним предприятиям в условиях экономического кризиса, относится и расширение мандата государственного кредитного агентства «Финнвера» по выдаче антициклических кредитов и гарантий. Государственная инвестиционная компания «Суомен Теоллисууссийойтус» также запустила трехлетнюю стабилизационную программу, призванную оказывать поддержку пострадавшим от конъюнктуры предприятиям путем капитальных вливаний и содействовать отраслевой реструктуризации.

Ситуация с занятостью населения сложная, по текущей оценке, нынешний спад экономики будет менее глубоким и продолжительным.

В 2019 году уровень безработицы в Финляндии составил 8,2 %а. Этот показатель оказался несколько лучше, чем ожидалось, но безработица будет увеличиваться и в этом году: по прогнозам ее уровень превысит 10 процентов. В количественном отношении это означает 265–280 тысяч безработных (численность трудоспособного населения Финляндии составляет примерно 2,5 миллиона человек). Если спрос на экспортных рынках возобновится и национальная экономика окрепнет, то и занятость будет постепенно восстанавливаться.

Для остановки роста безработицы предпринимаются массированные меры, с помощью стимулирующих мер поддерживается доступ предприятий к финансированию и инвестициям (например, предусмотрены дотации на реконструкцию зданий). Больше средств выделяется, в частности, на обучение, на услуги по трудоустройству, на меры активизации безработных и людей, находящихся под угрозой потери работы. При этом одной из приоритетных целевых групп является молодежь.

Потерявшие работу люди, как правило, обращаются в местные бюро занятости. В обязанности бюро входят постановка безработного на учет (необходимо для получения пособия), составление плана по трудоустройству, организация субсидированных рабочих мест, трудовой практики, обучения, программ по восстановлению трудоспособности и т. д. Существующая система работает в нормальном режиме, но в текущих условиях она, естественно, испытывает очень большую нагрузку.

По предварительным прогнозам Министерства финансов Финляндии, ведомство ожидает снижение финского ВВП на 5,5% в первом полугодии.

Рост финской экономики, по оценкам министерства, ожидается только в следующем году. Он будет небольшим – на уровне 1,1% ВВП.

Также Министерство финансов прогнозирует увеличение дефицита государственного бюджета до 16,6 млрд евро, что составит 7,2% ВВП.

Финляндия всячески стремится сохранить передовые позиции в выбранных отраслях. Для этого требуются постоянное развитие и инновационное мышление. Инновациями могут быть новые товары, услуги, технологии, процессы или методы работы, способствующие формированию конкурентных преимуществ. В своей инновационной политике Финляндия стремится к разработке многосторонних решений, ориентированных на потребности пользователей. Первоочередная задача инновационной политики — создание среды, стимулирующей тесное сотрудничество высших учебных заведений и компаний в инновационной деятельности. В этом отношении мы уже достаточно далеко продвинулись.

Правда, развиваться должен не только частный сектор, но и организации государственного и муниципального сектора для того, чтобы они и в будущем могли оказывать необходимые услуги или приобретать их со стороны эффективным образом. Предстоящие демографические изменения (старение населения) и экологические вопросы осложняют задачу развития структур экономики и обеспечения экономического роста и благосостояния.

 

 

3.3. Стратегия преодоления последствий кризиса в Норвегии:

Состояние норвежской экономики, ее государственных финансов, социальное благополучие, достижение экономической безопасности, одним из показателей которой можно считать отсутствие внешнего долга, политическая стабильность свидетельствуют о высокой эффективности системы управления природными ресурсами. Разные элементы ее направлены к одной цели – обеспечению экономической безопасности страны в основных ее аспектах. Главное место в системе принадлежит ТЭК, на который в отдельные годы приходится от 18 до 46% ВВП. За 30 лет эксплуатации месторождений нефти и газа государство получило более 4000 млрд. норвежских крон дохода, из которых 1184 млрд. было перечислено в Пенсионный фонд Норвегии, что соответствует 454,5 млрд. долл. по курсу 8,8 крон/ долларов, или 181,5 млрд. долларов.

В условиях кризиса Банк Норвегии обеспечивает ценовую стабильность в стране на основе инфляционного таргетирования, гибкой стратегии регулирования денежнокредитной сферы, разработанной с учетом международного опыта и специфики действующего в стране трансмиссионного механизма (что дает возможность проведения независимой фискальной и монетарной политики), которые в свою очередь являются основными инструментами макроэкономического регулирования как в Норвегии, так и на наднациональном уровне.

В сложившихся условиях правительство Норвегии основной акцент сделало на стимулирование экономической активности, используя для этого меры налогово-бюджетной политики, а также ряд структурных реформ (административную, пенсионную, корпоративного управления, регулирования финансовых рынков и пр.). Приоритетными направлениями стали снижение налогового бремени и наращивание государственных расходов и пакетов антикризисных мер в размере 6 % ВВП, выделение средств для пополнения капитала финансовых учреждений, а также гарантирования банковских вкладов и новых долговых обязательств корпоративного сектора.

Норвежская система управления финансовыми ресурсами используется для обеспечения стабильности валютной политики, государственного бюджета и поддержания сложившейся системы социальной защиты населения. Главной гарантией устойчивости государственных финансов и реального валютного курса норвежской кроны является Государственный пенсионный фонд (далее – Пенсионный фонд). Фонд выполняет роль финансового буфера, обеспечивающего свободу маневра при проведении экономической политики, например, в случаях падения мировых цен на нефть или обоснованного увеличения государственных расходов. Долгосрочной целью является превращение Норвегии в государство-рантье (как Швейцария или Лихтенштейн) путем приобретения постоянного рентного дохода, с тем, чтобы компенсировать последующим поколениям норвежских граждан сокращение доходов от нефти, которое может быть вызвано истощением нефтяных запасов.

Средства Пенсионного фонда образуются за счет отчисления в него части средств, которые получает норвежское государство вследствие всех применения им инструментов участия в доходах нефте- и газодобывающей промышленности и превышения реальных цен над прогнозируемыми. Фонд служит также финансовым буфером на случаи сокращения цен на топливо или снижения экономической активности на материковой части Норвегии, его средства также могут быть использованы для решения экономических проблем, возникновение которых возможно из-за старения населения.

 

Посмотрим, какое содержание вкладывалось в эти меры на примере скандинавских стран. На рынке труда шаги правительства этих стран подразумевали поддержание существующего уровня занятости при введении гибкого рабочего графика, а также сокращение трудовых издержек (сокращение бонусов) и упрощение администрирования. Удалось повысить мобильность рынков труда, что включало помощь в подборе работников соответствующей квалификации, меры социальной безопасности и прозрачность информации о вакансиях на рынке труда.

 

 

4.    Сформулируйте положения об идеальной антикризисной политике в современных условиях с учётом таких кризисных факторов, как низкие цены на нефть, экономическое противостояние Запада и Востока, кризис глобализма, спад спроса на фоне карантинных ограничений.

 

4.1. Падение котировок нефти - результат влияния коронавируса и ценовой войны стран - экспортёров нефти. Оба фактора невозможно прогнозировать.

При оптимистичном сценарии пик борьбы с пандемией в мире может быть пройден через два месяца. По пессимистичному сценарию сложная ситуация затянется до конца года, что коронавирус сильно бьёт по сфере услуг, которая сегодня даёт около 55% ВВП.

Ситуацию на нефтяном рынке прогнозировать ещё сложнее: страны ОПЕК и Россия могут вскоре вернуться за стол переговоров и с той же вероятностью сделают ставку на жёсткую конкуренцию по цене за рынки сбыта без каких-либо договорённостей, подчёркивает учёный

 

4.2. Сегодняшняя реальность состоит в том, что противостояние Запада и Востока, которое в последнее время все больше обостряется, носит системный, долгосрочный характер, а не является локальным, ситуативным явлением.

При этом причиной тому является не только традиционное соперничество между крупными геополитическими игроками, борьба национальных и наднациональных элит за своё господство, но возможно существует более глубокая причина, порождающая и подпитывающая все остальные.

Несомненно то, что глобальный конфликт Запада и Востока, влияет на другие локальные конфликты

Текущая конфронтация между Россией и Западом является движением назад к холодной войне (которая была в прошлом): с одной стороны, Россия как представитель “восточного мира”, с другой стороны Запад, в лице США и Западноевропейских стран.

В настоящее время это не просто конфронтация идеологий социалистической и капиталистической, это более глубокое противоречие, корни которого возможно заложены намного глубже.

Несомненно, отношения восток запад, продолжают иметь фундаментальное значение в мировой политике, и поэтому усилия стабилизировать эти отношения должны стать одной из главных задач мирового сообщества для сохранения безопасности в мире. Эти усилия должны быть настойчиво и систематически направлены на уменьшение тех факторов, которые усиливают трения и мешают продвинуть диалог и взаимопонимание.

Следует считать, наверное, парадоксом нашего времени то, что политики зная обо всех «дивидендах» сотрудничества как экономического, культурного, так и политического, все же больше идут на поводу каких-то временных амбициозных идей или настроений. Ведь ни для кого не секрет, что такое сотрудничество стран выгодно для всех сторон: в результате межгосударственного сотрудничества налаживаются экономические связи, растет импорт, увеличивается экспорт. Все это открывает новые рынки сбыта, и обеспечивает существенное увеличение прибыльности компаний, национального благосостояния.

Очевидно, что великим державам Востока и Запада не следует конфликтовать, а сотрудничать, адекватно решая все проблемы за столом переговоров, без какого-либо давления и шантажа. И это хотя и сложная, но вполне осуществимая, благородная цель, поскольку в эпоху глобализации каждое государство рано или поздно интегрируется в мировое сообщество, национальные компании выходят на зарубежные рынки. Главное это выгодно всем.

По факту, мировая экономика остаётся многоукладной, производственные факторы земли и труда национальных экономик включились в глобализацию лишь отчасти, а ряд стран фактически открыто объявили уход от глобализации сознательно выбранным политэкономическим курсом (создание новых региональных экономических и политических союзов, с дистанцированием от главного субъекта глобализации, США). Как бы то ни было, на практике глобализация не состоялась, несмотря на корпоратизацию мировой экономики и департаментализацию стран и регионов, что являлось сущностным содержанием и целью глобализации.

 

4.3. На практике национальные государства и региональные группы стран готовы включаться и включаются в глобализацию лишь в ограниченном масштабе и на ограниченных пространствах. Открытый глобальный свободный рынок в реальном земном воплощении бытует по большей части в виде свободных экономических зон – своего рода заповедниках глобализации. Во всех своих форматах и особенностях – от беспошлинных торгово-складских зон до инновационных внедренческих – свободные экономические зоны отделены от национальной экономики правовыми барьерами, отражающими и оберегающими принятую в соответствующем социуме систему ценностей и геокультурных установок.

По-настоящему глобальным и унифицированным стал мировой финансовый кризис. Основным вкладом в глобализацию со стороны её субъекта был, в итоге, третий производственный фактор, капитал. Нарастающий выпуск товаров на «мировой периферии» потребовал одновременного роста финансового фактора, что, в свою очередь, прямо или косвенно способствовало надуванию финансового пузыря, не имеющего товарного и сырьевого обеспечения ни в регионе субъекта глобализации, внутри мирового экономического авангарда, ни на мировой периферии.

 

4.4. Эпидемия коронавируса стала одной из главных угроз для мировой экономики и финансовых рынков.

Вирус, обнаруженный в декабре 2019 года в китайском городе Ухань, заразил уже свыше 110 тысяч человек по меньшей мере в 110 странах мира согласно данным Всемирной организации здравоохранения.

Из них более 4 тысяч человек умерли из-за вируса согласно данным ВОЗ.

Большинство подтвержденных случаев заражения вирусом — в Китае. Это свыше 80 тысяч человек.

Чтобы сдержать распространение вируса, получившего название COVID-19, власти Китая закрыли города, ограничив передвижение миллионов человек и затормозив бизнес-операции. Все это привело к замедлению роста экономики страны.

Что еще хуже, вирус быстро распространяется по всему миру, затрагивая такие страны, как Италия, Иран, Южная Корея, где уже более 7 тысяч случаев заражения. Среди других европейских стран, оказавшихся под угрозой распространения коронавируса, оказались Франция, Германия и Испания – там уже более тысячи случаев заражения вирусом.

Эксперты отмечают, что с экономической точки зрения негативную роль играет не столько количество зараженных, сколько экономические последствия, которые связаны с мерами, принятыми против распространения вируса.

Обеспокоенность по поводу распространения коронавируса также влияет на рынки по всему миру, что приводит к падению цен на акции и доходность облигаций.

7 главных последствиях коронавируса для мировой экономики:

1) Понижение экономических прогнозов.

Эпидемия коронавируса привела к тому, что крупные институты и банки понизили свои прогнозы роста мировой экономики. Одной из последних организаций, понизивших прогноз роста мировой экономики, стала ОЭСР.

В мартовской отчете эксперты ОЭСР понизили прогноз роста экономики в 2020 году почти для всех экономик мира.

Согласно отчету ВВП Китая будет переживать наибольшее снижение. Рост крупнейшей азиатской экономики, согласно прогнозу, составит 4,9% в текущем году. Это меньше предыдущего прогноза роста на 5,7%.

При этом прогноз роста мировой экономики — 2,4% в 2020 году, что ниже предыдущего прогноза роста на 2,9%.

Снижение производственной активности

Производственный сектор Китая серьезно пострадал из-за эпидемии вируса.

Индекс Caixin/Markit Manufacturing Purchasing Managers’ Index - показывает, что производственная активности Китая в феврале снизилась, достигнув рекордно низкого уровня 40,3. Показатель ниже 50 означает сокращение.

Такое сокращение производственной активности также оказало негативное влияние на экономики стран, которые тесно сотрудничают с Китаем, в частности Вьетнама, Сингапура и Южной Кореи.

2) Сокращение сектора услуг.

Эпидемия коронавируса в Китае негативно повлияла и на сектор услуг, так как снижение потребительских расходов оказало отрицательное влияние на розничную торговлю, рестораны и авиацию.

Индекс Caixin/Markit Services PMI Китaя в феврале составил всего 26,5, это первое снижение до менее 50, с тех пор как начали исследование почти 15 лет назад.

Китай – далеко не единственная страна, в которой наблюдается негативное влияние эпидемии на сектор услуг. Также подобное наблюдается в США, крупнейшем потребительском рынке в мире.

3) Снижение цен на нефть.

Сокращение производственной активность по всему миру привело к снижению спроса на нефть, что также послужило причиной снижения цен на нефть. Снижение цен началось еще до того, как страны ОПЕК+ не смогли договориться о новом соглашении по сокращению добычи нефти, отмечают аналитики.

Китай, главный центр распространения вируса, также является крупнейшим импортером нефти в мире.

4) Хаос на фондовых рынках.

Опасения и страхи, связанные с распространением вируса COVID-19 и его влиянием на мировую экономику, негативно повлияли на настроения инвесторов, что в свою очередь привело к резкому снижение цен на акции на крупнейших рынках.

Аналитики отмечают, что эпидемия вируса может повлиять на рынки по трем направлениям: снижение деловой активности в Китае, снижение активности на местных рынках и стресс на финансовых рынках.

8) Снижение доходности облигаций.

Обеспокоенность относительно распространения вируса по всему миру также привела к тому, что начала снижаться доходность облигаций.

Американские трежерис, поддерживаемые американским правительством, считаются надежными активами для инвестиций, которые инвесторы традиционно предпочитают во времена нестабильности, неопределенности и волатильности на рынках.

Доходность американских облигаций сократилась до менее 1% за последнюю неделю – такого раньше не наблюдалось. Доходность 10-летних облигаций достигла исторически низкого уровня 0,3%.

9) Сокращение мирового туризма.

Туризм – одна из крупнейших отраслей мировой экономики, ее доходы достигают $5,7 триллиона.

В сфере туризма работают почти 319 миллионов человек, или почти 10% всего работающего населения планеты. И именно этот сектор оказался наиболее уязвимым перед эпидемией вируса.

Уже сейчас наблюдается существенное сокращение в сфере туризма, что связано с введенными ограничениями на перемещения и отмену путешествий как в секторе делового туризма, так и развлекательного.

Причем негативные последствия ощущаются далеко за пределами Китая.

Были отменены крупные конференции и мероприятия, которые планировали посетить свыше 100 тысяч человек.

Но не только конференции и выставки пришлось отменить. Многочисленные деловые путешествия в другие города и страны также отменяются, так как люди боятся распространения вируса.

Но проблема не только с деловым туризмом, но и с отдыхом. Туристы отменяют бронирование путешествий, из-за чего страдают рестораны, отели, авиакомпании и прочие транспортные компании.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: