Классификация детских игр

 

Детские игры чрезвычайно многообразии по содержанию, ха­рактеру, организации, поэтому точная классификация их затруд­нительна.

Возможны различные подходы к выбору основания для классификации детских игр: с точки зрения развития и воспитания выделяют игры, направленные на психическое и физическое развитие, умственное, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание;

при учете возрастного подхода - игры дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников; с социально-психологической точки зрения - массовые, групповые, индивидуальные; с точки зрения управления игрой - стихийные, педагогически управляемые; по происхождению - игры, придуманные самими детьми (самодеятельные, вольные), и созданные для детей народной или научной педагогикой (в том числе дидактические); по характеру отражения действительности - репродуктивные, творческие; по используемому материалу - словесные, предметные (с мячом, скакалкой, кубиками); по месту проведения.

Среди детских игр различают также музыкальные, настольно-печатные, фокусы, аттракционы.

Различают два основных типа игр:

со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяются сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде);

с открытыми (фиксированными) правилами. Здесь правила создаются специально и осознаются детьми как неотъемлемая часть игры. Это характерно для дидактических и подвижных игр, а также для большинства развивающих интеллектуальных, музыкальных, для игр-забав, аттракционов и пр.

В отечественной дошкольной педагогике сложилась классификация игр, базирующаяся на степени самостоятельности и творчества детей в игре и игры, созданные и вносимые в жизнь детей взрослыми. Первоначально к классификации детских игр по такому признаку подошел П.Ф. Лезгафт, позже его идея получила развитие в работах Н.К.Крупской.

П. Ф.Лесгафт положил в основу классификации возрастной принцип, хоть и разделяет игры на "семейные" или "имитационные" и школьные, которые имеют четко определенную форму, цели, прави­ла.

Наиболее часто в педагогике имеет место разделение игр на 2 большие группы: творческие игры и игры с правилами (Д.З. Менджерицкая, Т. Л.Маркова и др.)

Е.А. Аркин классифицирует игры в соответствии с их содержанием (военные, на бытовые темы, производственные).

А. П.Усова, предложила классифицировать по характеру объединения детей в играх. Исследователями Центра "Дошкольное детство" им. А. В.Запорожца предложена классификация, в которой в качестве основы выдвигают категорию "инициативы", исходящей от субъектов игры.

Общение с людьми, со специальными игрушками для эксперимен­тирования

 

Сюжетные са­модеятельные игры

Сюжетно-отобраэительные

Сюжетно-ролевые

Режиссерские

Театрализованные

Игры, связанные с исходной инициати­вой взрослого

Обучающие игры

Автодидактические предметные.

Сюжетно-дидактические.

Подвижные Музыкальные

Учебно-предметные ди­дактические.

 

Досуговые игры

Интеллектуальные

Забавы Развлечения Театральные Празднично-карнаваль­ные Компьютерные

Игры народные, идущие от истори­ческих традиций, относа

Обрядовые игры

Культовые

Семейные

Сезонные

 

Тренинговые игры

Интеллектуальные

Сенсомоторные

Адаптивные

 

Досуговые игры

Игрища Тихие

Забавляющие. Развлекавшие

 

Группа авторов во главе с С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова и др. изучала различные аспекты проблемы руководства, развития сюжетно-ролевой игры детей раннего возраста, ее использование в воспитании и развитии детей. С.Л. Новоселова выделила этапы в развитии игр детей: отобразительный - младенческий возраст; сюжетно-отобразительный - ранний; сюжетно-ролевой - дошкольный.

В плане руководства игровой детей раннего возраста отдельными авторами этой группы предполагается комплексный метод руководства игрой, включающий ознакомление с окружающим, обучающие игры, изменение игровой среды, проблемное общение взрослого и ребенка в игре. Содержание, соотношение структурных элементов комплексного подхода должно изменяться в зависимости от возраста, по мнению авторов.

Предложенная авторами классификация позволяет сделать вывод о характере игры в раннем дошкольном детстве. Очевидно, отобразительная и сюжетно-отобразительная игра становится возможной и полноценной при условии свободной организации этой сферы деятельности. Ведь коллективные формы руководства не в состоянии предугадать то содержание, которое для каждого конкретного ребенка является наиболее интересным, эмоционально значимым. Следовательно, это содержание ребенок будет стремиться отобразить в игре в первую очередь.

Поэтому, для формирования инициативы и самостоятельности в игре Е.В. Зворыгина считает, что при поиске методов формирования игры важно знать специфику игрового действия: оно всегда направленно на достижение определенной цели с учетом игровых условий. По ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых он учится ставить цель, учитывать и готовить условия ее достижения, усваивает новые, более сложные способы действия. Все это обеспечивает развитие игровой деятельности. Следовательно, само формирование игры можно рассматривать как предъявление детям усложняющихся игровых задач, подведение их к самостоятельной постановке и самостоятельному решению. Поэтому, Е.В. Зворыгина считает, что необходимо создать особую проблемную игровую ситуацию, то есть поставить детей перед такой игровой задачей, которая им интересна, которую они захотят решать сами.

Главное в игровой задаче - воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту. Для достижения выбранной цели ребенок на основе своего жизненного опыта использует в условном плане тот или иной способ действия и средства для его выполнения. Развитие способов решения игровых задач происходит следующем образом: сначала дети овладевают предметно - игровыми действиями с сюжетно - образными игрушками в ситуации подготовленной взрослым. Однако при целенаправленном формировании игровых действий уже в 1 год 4 месяца малыши используют предметы - заместители, с 1 года 7 месяцев - 1 года 9 месяцев - воображаемые предметы, а с 2 лет 7 месяцев активно заменяют хорошо усвоенные действия словом. При этом условия для игры они готовят сами.

Овладение средствами замещения оказывает огромное влияние на взаимодействие детей в игре. Дети, усваивающие более сложные способы решения игровых задач, нередко могут играть парами, а иногда и по 3 человека, так как содержание их общения связано с пониманием смысла игровой задачи.

 

В современной дошкольной педагогике принята следующая классификация игр (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):

творческие игры (В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные);

дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);

подвижные игры (по степени подвижности, по обучающей задаче).

Творческие игры отражают:

стремление детей к активности, самостоятельности; детское подражание; удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений; своеобразное взаимодействие в детском коллективе.

С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального. В творческих играх дети сами придумывают содержание, отражая свои впечатления и понимание окружающего мира и отношения к нему.

Дидактические игры созданы специально для детей народной или научной педагогикой. Они обладают наличием обучающей задачи и игровым действием обучающего характера. Дидактические игры подразделяются: по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками, настольно-печатные, словесные)

Подвижные игры требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели. Классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, перебежками и др.), по предметам, используемым в игре (игры с мячом, лентами, обручем и т.д.).

В творческих дидактических и подвижных играх содержится огромный воспитательный потенциал, реализация которого осуществляется через педагогическое руководство.

 

В последние годы проблема классификации детских игр снова стала привлекать пристальное внимание ученых. Новая классификация детских игр, разработанная С.Л.Новоселовой, представлена в программе «Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника» (М., 1997). В основе классификации лежит представление о том, по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяют три класса игр:

1.Игры, возникающие по инициативе ребенка (детей) – самостоятельные игры:

Игра-экспериментирование;

Самостоятельные сюжетные игры:

- сюжетно-отобразительные,

- сюжетно-ролевые;

- режиссерские,

- театрализованные.

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:

Игры обучающие:

- дидактические;

- сюжетно-дидактические;

- подвижные;

Досуговые игры:

- игры – забавы;

- игры-развлечения;

- интеллектуальные;

- празднично-карнавальные;

- театрально-постановочные.

 

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные), которые могут возникать по инициативе, как взрослого, так и более старших детей:

Традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящимся к обучающим и досуговым).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: