Самодеятельное творчество

Классификация художественной самодеятельности

1. Категории самодеятельности: - самодеятельность в области потребления художественной культуры (Неорганизованная спонтанная деятельность людей, а также клубы любителей искусства, секциями общества книголюбов, объединениями собирателей и коллекционеров и тд.) - самодеятельность в области производства художественной культуры (неорганизованная любителями рисования, пения, сочинения стихов и коллективами самодеятельности).

Классы самодеятельных явлений:

o Самодеятельность, ориентированная на фольклор и этнографическую культуру прошлого (крестьянства, городской окраины) -представлен многочисленными народными хорами, национальными ансамблями.

o Самодеятельность, ориентированная на профессиональную культуру (основная масса традиционных самодеятельных коллективов: театральных, академических хоров.

o Оригинальная самодеятельность, не имеющая аналога ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре (агитбригады, клубы самодеятельной песни («барды»), литературно-музыкальные композиции).

2. Видами художественной самодеятельности являются музыкальная, изобразительная, театральная и др. Более частные подразделения, подвиды – музыкальная самодеятельность состоит из академического хора, вокальных ансамблей, оркестров эстрадных, духовых и т. д.

Изобразительная представлена живописью, скульптурой, керамикой и т. д. Есть свои жанры и в самодеятельности «потребления» художественной культуры. Здесь два больших вида: художественно-исследовательская и художественно-критическая сама деятельность, развивающиеся в двух наиболее заметных направлениях.

o Во-первых, это клубы любителей искусства (представляющие самодеятельный аналог объединений, групп профессиональной критики), в которых занимаются обсуждением, анализом, оценкой художественных произведений или творчества отдельных художников (художественных школ, направлений и т. п.).

o Во-вторых, по аналогии с музейным делом -индивидуальная работа по коллекционированию художественных ценностей или предметов, имеющих прямое отношение к художественной культуре прошлого.

Самодеятельность, ориентированная на фольклор и прикладные виды народного искусства.

Это гармонисты, а также исполнители на иных народных инструментах, которые играют «для себя», для соседей, на свадьбах, праздниках и т. д. Это и мастера художественно-прикладной деятельности - вышивки, резьбы, керамики, народной игрушки, создающие вещи «для себя» или для свободной продажи на рынке. Мастерству безымянных авторов никто не учит. Художественная традиция «впитывается» с детства, осваивается незаметно в процессе подражания детей взрослым. В современных условиях она бывает и деятельностью, и просто следованием традиции, и сознательным стремлением задержать уходящую старину, и эстетически мотивированной деятельностью.

В другом проявлении народное искусство мы видим в деятельности мастерских и художественно-промышленных комбинатов, основанных на базе старых народных промыслов, художественно-исполнительские профессиональные ансамбли, использующие народный, фольклорный репертуар.

Еще одна важная отличительная возможность самодеятельности заключается в том, что фольклорное и художественно-прикладное начала в любительской практике могут не отрываться от привычных форм бытования. Наоборот, культурно-просветительные учреждения могут и должны заботиться о создании таких новых форм быта, на почву которых можно было бы «пересаживать» традиционные художественные явления народной культуры.

Для восприятия народного искусства, а тем более для творческого освоения его традиции и форм необходима определенная грамотность, знание его специфического языка. Особенность народного художественного творчества заключается в том, что это деятельность всеобщая. Еще одна особенность народного искусства - строгая верность традиции. Основой творческого процесса в народных видах художественной деятельности является вариативность, импровизационность.

Авторская самодеятельность

Авторская самодеятельность в наше время представлена многими видами объединений, групп, в основе рабаты которых лежит возможность творческого проявления отдельной личности. Как отдельный, оригинальный вид самодеятельного авторства можно рассматривать сценарную работу клубных активистов по созданию литературно-музыкальных композиций, программ-сценариев ритуалов, обрядов, праздников, тематических вечеров, конферанса для ведущих на массовых мероприятиях. Субъективная ценность авторства как средства развития и совершенствования личности определяется тем, что оно требует от человека высокой духовной активности, самостоятельности, побуждает человека к поиску в себе самом и в окружающем мире истины, одухотворенности, ценности, которыми можно было бы поделиться с другими

Работа в авторских коллективах должна иметь познавательный аспект. Воспитательная работа в таких коллективах должна иметь и ценностно-ориентационный аспект. Один из характерных недостатков начинающих авторов заключается в обращении к материалу, который они плохо знают. Другая крайность - заземленность, пересказывание известного им материала без превращения его в материал художественный. Одной из основ педагогического процесса в авторском объединении должно быть постижение, идейность. Довольно частым недостатком деятельности авторских самодеятельных коллективов является их изолированность от массовой работы клубов и других культурно-просветительных учреждений.

Самодеятельное творчество

I. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВ-ВО – процесс по созданию духовных ценностей на основе предшествующего опыта. Цель – приобщение людей к различным видам искусства, развитие их творческих способностей, воспитание эстетического художественного вкуса.

Классификация худ.творчества:

●По ориентации на основные пласты художественной культуры;

o  Народная культура или самодеятельность, ориентированная на фольклор (движения «Играй гармонь», «Раздолье»)

o  Самодеятельность, ориентированная на виды, школу и стили профессионального академического искусства(хореография, самодеят.театр, народный хор, академический народный хор, оркестры, ИЗО, литературноее творчество, кино- и фотосамод-ть, цирк)

o  Оригинальная худ.самодеятельность, не имеющая аналогов ни в профессиональном, ни в народном творчестве (КВН, Бардовские песни, агитбригады – театры малых форм)

II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВ-ВО

Не только самодеятельное, но и профессиональное. Техническое творчество в профессиональной сфере – БРИЗ (бюро рационализаторов - изобретателей), ВОИР (Всероссийское общество рационализаторов - изобретателей). Техническое творчество не связанное с производственной сферой – СЮТ (станция юных техников), детские и юношеские организации. По содержанию деятельности бывает: конструирование, моделирование, создание и эксплуатация картингов, мотто и автокружки, радиолюбительство, компьютеры.

III. ПРИКЛАДНОЕ ТВ-ВО

По содержанию: вышивание, плетение, макраме, выжигание, чеканка, кройка и шитьё, вязание, работа с бисером, оригами и т.д.

IV. ЕСТЕСТВЕНО-НАУЧНОЕ ТВ-ВО

В КДД элементы творчества связаны с гуманитарными дисциплинами – краеведение, поисковые исследования, экол.кружки, археол-е кружки, астрономия, астрология, уфология, биология, геоника, сполиология (пещеры), зоология, ботаника, любители разных животных и т.д.

V. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ САМОД-ТЬ

Полит.объединения – они ставят перед собой полит.задачи - возрождение монархии, многопартийность, народные фронты, ассоциации. Раньше – клубы политинформаторов, соц.лагеря. сегодня – клубы соц.направленности – комитеты солдатских матерей, ветераны всех войн, союз многодетных семей, центры реабилитации.

VI. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ САМОД-ТЬ

Существует 2 направления:

●Пропаганда здорового образа жизни – клубы закаливания, клубы моржей, «озарения» (детка – Порфирий Иванов), борьба п/в вредных привычек – клубы трезвости, движение анонимных алкоголиков (АА), нудисты, вегетарианцы, народная медицина (дыхание по Бутенко).

●Пропаганда физ-ры – художественным творчеством и спортом – школа выживания, клуб любителей бега, клуб здоровья (Грация), йога, клуб аэробики, шейпинга, бодибилдинг, серфинг, роллеры, скейтбордисты, парашютисты, дельтапланы, туристические клубы, альпинизм.

С 1989 года по всей стране идёт активный процесс создания различных общественных структур – национально-культурных ассоциаций, объединений, обществ, фондов, центров, кот. одной из главных задач ставили перед собой – возрождение, сохранение и развитие национальной культуры, обычаев, традиций, языка, форм досуга, исторической памяти своего народа.

В 1989 г. впервые в Ивановской обл. был создан Центр возрождения и развития народных промыслов, и была создана и принята Программа «Возрождение, сохранение и развитие народных промыслов».

В 1990 г. принята Программа на 3 года «Возрождение культуры сибирской деревни».

В Салехарде – Окружной дом НК, объединяет все малочисленные народы тюменского севера (ханты, манси, селькупы, ненцы, коми, коми-зыряне).

В Тюмени уже 3 года сущность ОДНК Строитель (раньше этим занимался Нефтяник). Работает 15 отделов:

● Отдел русской культуры

● Татарской культуры

● Белорусской культуры

● Украинской культуры

● Польской культуры

● Чувашской культуры

● Кавказкой культуры

● Полиотдел (корейцы, евреи, немцы)

● Отдел малочисленных народов севера и др.

С отделами работает Комитет по делам национальностей в АТО (во главе Воробьев). Комитет решает проблемы культуры, быта, трудоустройства, образования.

Также работают объединения:

● Национальная культурная автономия украинцев

● Национальная культурная автономия татар и сибирских татар, проживающих на территории Тюм.области.

Ежегодно проходят фестивали:

● I международный фольклорный фестиваль «Сибирские родники» прошел в 1997 году (были участники из Мексики (!))

● II международный фольклорный фестиваль – 2003 год, лето, площадь ЦУМа. (приезжали гости из Кореи(!))

Мост Дружбы (песни, народное творчество, хореография, этнографическая кул-ра, обряды, кухня). Проводится на открытом воздухе. (в 2003 году прошел в Строителе)

Детский фольклорный фестиваль «Радуга»

Коллективы русской культуры: «Сударушка», «Отрада», «Сибирская забава», «Росстань»;

Коллективы белорусской культуры – «Лянок», «Палессе»;

Коллективы украинской культуры – «Троянда»;

Коллективы татарской культуры – «Ахтамушки», «Дуслык» (перевод -дружба)

Коллективы польской культуры – «Квят папроци», «Карузеля».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: