ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. …………………………………………………………………………………………………………………3
1.Психологическая концепция права Л.И.Петражицкого. …………………………………….4
2.Многоликое право Л.И.Петражицкого…………………………….…..............…8
Заключение. …………………………………………………………………………………………………………..11
Список использованных источников. …………………………………………………………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что творчество Л.И. Петражицкого выделяется своей несхожестью с другими правовыми системами, необычностью как по форме, так и по содержанию. Для того чтобы системно изложить психологическую теорию права во взаимосвязи с нравственностью требуется иной, чем уже устоявшийся понятийный аппарат, в связи с этим, правовая терминология Л.И. Петражицкого изобилует психологическими терминами.
Оригинальная теория правопонимания была сформулирована Л.И. Петражицким на рубеже XIX-XX вв. Сложность уяснения теории, которая получила наименование «психологической», заключается в несовпадении подходов к пониманию права по отношению к общему словоупотреблению. Так, Л.И. Петражицкий использует то слово «право», то слово «нравственность, или соединяет их[1].
|
|
Объектом исследования выступают общественные отношения, определяющие сущность психологической теории права Л.И. Петражицкого.
Предмет исследования – психологическая теория права Л.И. Петражиц-кого и виды права, выделяемые ученым-юристом.
Целью данной контрольной работы является раскрытие сущности психологической концепции права Л.И. Петражицкого и рассмотрение видов права, выделяемых Л.И. Петражицким.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность психологической теории права Л.И. Петражицкого;
- рассмотреть виды права, выделяемые Л.И. Петражицким.
Психологическая концепция права Л.И.Петражицкого
Начиная с конца ХIХ в. сторонники психологической теории права утверждают, что онтологическую природу права следует рассматривать не как волю институтов власти, обращенную в закон, а как основу подлинного, «бытийственного» права, формирующего коллективное сознание, социальные установки, межличностные взаимодействия и оценивающего происходящие события с социально-психологических позиций[2].
На имя Л.И. Петражицкого ссылаются во многих энциклопедиях, курсах по юриспруденции и социологии, психологических и философских трудах. На него ссылаются, его цитируют в разных странах: в России, Германии, Франции, Польше, Японии, США. Почти во всех случаях его обозначают как основоположника психологической теории права. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого возникла вследствие кризисного состояния юридической науки XIX–XX вв. Он критически относился к достижениям юридической науки его времени, в действиях ученого не было целей доработки данной науки. Лев Иосифович говорил о том, что его теория права не имеет отношения к доминирующему юридическому нормативизму, его определения обязанностей, норм права, прав не совпадают с теми, которые приняты в науке. В современной науке права психологическую теорию выделяют как одну из основных теорий происхождения и права, и государства. Например, данная теория описывается в признанном учебнике по теории государства и права Н.И. Матузова и А.В. Малько, суть данной теории в современном понимании состоит в том, что государство и право появились из-за особых свойств психики – потребности людей во власти над другими людьми, стремления подчиняться, подражать. Существуют и люди, несогласные с властью, проявляют агрессивные стремления, для удержания таких психических качеств личности и возникают государство и право. Психологическая природа права коренится в человеческом сознании. Также сторонниками психологической теории права являются З. Фрейд, Г. Тард[3].
|
|
По мнению Л.И. Петражицкого, переживания, осмысление права основываются на том, что мы осознаем свое поведение как должное по отношению к другому и поведение других людей как должное по отношению к себе. Право возникает не из конкретных экономических, исторических, социальных предпосылок, а вследствие переноса наших переживаний на других людей, которым предписываются конкретные права и обязанности. Человек закрепляет для себя, других людей, общества права и обязанности под влиянием эмоций, соотнося их со своими внутренними убеждениями о должном поведении человека в различных обстоятельствах. Поведение устанавливается не государством, а внутренним голосом человека. В данном подходе право начинают рассматривать через сферу внутренних переживаний человека. Сущность права соотносится с внутренним миром людей, а не с их внешними проявлениями. Однако к внутреннему миру человека относятся и нравственные переживания, Л.И. Петражицкий рассматривает нравственность и право как разные типы этических явлений.
Право и нравственность в человеческой жизни соприкасаются в психических переживаниях, которые служат общей почвой. И право, и нравственность рассматриваются как виды этических эмоций, осмысления данных явлений. В праве человек считает себя обязанным правовыми обязанностями и нормами, потому что должен другому человеку то, на что он может претендовать. В нравственности человек считает себя обязанным что-то сделать из-за побудительных мотивов, не дающих другим людям требовать данного поведения. К примеру, нищий не имеет возможности требовать милостыни, такое действие является добровольным для других людей.
Для обоснования эмоциональной природы права и нравственности Л.И. Петражицкий предложил свое видение психической жизни, которая опирается на следующие элементы[4]:
- импульсии (эмоции) – двусторонние, активнопассивные переживания, раздражения;
- односторонние переживания – односторонне-пассивные, познавательные, чувствительные и односторонне-активные, волевые.
Л.И. Петражицкий поставил в центр права человека, но сделал это столь оригинально и бескомпромиссно, что нажил себе гораздо больше противников, чем сторонников и учеников. Право, по Л.И.Петражицкому, это не государственные нормы (как полагали защитники правового этатизма), не фактические правовые отношения (позиция социологической школы), не нравственная идея (в естественно-правовом смысле), а явление индивидуальной психики – особые эмоции, обладающие специфическими признаками. Все эмоции Л.И. Петражицкий подразделял на две группы: этические и правовые. Правовым эмоциям, с его точки зрения, свойственно такое качество, как императивноатрибутивность. Оно проявляется в следующем: у лица, имеющего какие-либо права, в сознании присутствует уверенность в этом. Человек рассматривает свои права как нечто, принадлежащее только ему и никому другому. Это с одной стороны. С другой – у обязанного лица формируется этическое осознание долга по отношению к человеку, имеющему права, то есть управомоченному. Сознание обязанного лица диктует ему необходимость совершить какие-либо действия в пользу управомоченного. И вот когда право и обязанность взаимодействуют между собой, возникает право, которое следует интерпретировать как сумму психических переживаний индивидов, то есть субъектов права.
|
|
Л.И. Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. По мнению ученого-юриста, юрист поступит ошибочно, если станет отыскивать правовой феномен где-то в пространстве над или между людьми, в социальной среде, между тем как этот феномен происходит у него самого, в голове, в его же психике, и только там. Теория Л.И. Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Л.И. Петражицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета.
Приведенные высказывания вызвали резкую критику в отечественной литературе. Так, Б.Н. Чичерин опровергал вероятность рассматривать право через аморфные положения, а не при помощи терминов, которые соотносятся с нормой, представляющей собой обязательный для всех принцип,а не индивидуальный опыт[5]. Е.Н. Трубецкой главной ошибкой психологической теории права называл отождествление права и некоторых состояний души с аспектами индивидуальной психологии. Это Трубецкой объясняет тем, что Л.И. Петражицкий испытывал страх перед метафизикой, вследствие этого опирался на эмпирический материал, который не может быть основой правовой теории из-за неустойчивости, конкретности, индивидуализации[6].
|
|
Таким образом, впервые оригинальная и последовательная трактовка права с позиции психологии была дана Л.И. Петражицким. Исследуя природу права, ученый обосновывает вывод о том, что право – это явление внутреннего мира, особенность индивидуальной психики человека. Право представляет собой особые этические и правовые эмоции (переживания). Основной чертой правовых эмоций автор считал их императивно-атрибутивную направленность, этические эмоции характеризовались осознанием чувства долга, ответственностью.
.