Психологическая концепция права Л.И.Петражицкого

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. …………………………………………………………………………………………………………………3

1.Психологическая концепция права Л.И.Петражицкого. …………………………………….4

2.Многоликое право Л.И.Петражицкого…………………………….…..............…8

Заключение. …………………………………………………………………………………………………………..11

Список использованных источников. …………………………………………………………………..12

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что творчество Л.И. Петражицкого выделяется своей несхожестью с другими правовыми систе­мами, необычностью как по форме, так и по содержанию. Для того чтобы си­стемно изложить психологическую теорию права во взаимосвязи с нравствен­ностью требуется иной, чем уже устоявшийся понятийный аппарат, в связи с этим, правовая терминология Л.И. Петражицкого изобилует психологическими терминами.

Оригинальная теория правопонимания была сформулирована Л.И. Пет­ражицким на рубеже XIX-XX вв. Сложность уяснения теории, которая полу­чила наименование «психологической», заключается в несовпадении подходов к пониманию права по отношению к общему словоупотреблению. Так, Л.И. Петражицкий использует то слово «право», то слово «нравственность, или со­единяет их[1].

Объектом исследования выступают общественные отношения, определяющие сущность психологической теории права Л.И. Петражицкого.

Предмет исследования – психологическая теория права Л.И. Петражиц-кого и виды права, выделяемые ученым-юристом.

Целью данной контрольной работы является раскрытие сущности психо­логической концепции права Л.И. Петражицкого и рассмотрение видов права, выделяемых Л.И. Петражицким.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть сущность психологической теории права Л.И. Петражиц­кого;

- рассмотреть виды права, выделяемые Л.И. Петражицким.

 

Психологическая концепция права Л.И.Петражицкого

 

Начиная с конца ХIХ в. сторонники психологической теории права утверждают, что онтологическую природу права следует рассматривать не как волю институтов власти, обращенную в закон, а как основу подлинного, «бы­тийственного» права, формирующего коллективное сознание, социальные установки, межличностные взаимодействия и оценивающего происходящие со­бытия с социально-психологических позиций[2].

На имя Л.И. Петражицкого ссылаются во многих энциклопедиях, курсах по юриспруденции и социологии, психологических и философских трудах. На него ссылаются, его цитируют в разных странах: в России, Германии, Франции, Польше, Японии, США. Почти во всех случаях его обозначают как основопо­ложника психологической теории права. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого возникла вследствие кризисного состояния юридической науки XIX–XX вв. Он критически относился к достижениям юридической науки его времени, в действиях ученого не было целей доработки данной науки. Лев Иосифович говорил о том, что его теория права не имеет отношения к домини­рующему юридическому нормативизму, его определения обязанностей, норм права, прав не совпадают с теми, которые приняты в науке. В современной науке права психологическую теорию выделяют как одну из основных теорий происхождения и права, и государства. Например, данная теория описывается в признанном учебнике по теории государства и права Н.И. Матузова и А.В. Малько, суть данной теории в современном понимании состоит в том, что госу­дарство и право появились из-за особых свойств психики – потребности людей во власти над другими людьми, стремления подчиняться, подражать. Суще­ствуют и люди, несогласные с властью, проявляют агрессивные стремления, для удержания таких психических качеств личности и возникают государство и право. Психологическая природа права коренится в человеческом сознании. Также сторонниками психологической теории права являются З. Фрейд, Г. Тард[3].

По мнению Л.И. Петражицкого, переживания, осмысление права основы­ваются на том, что мы осознаем свое поведение как должное по отношению к другому и поведение других людей как должное по отношению к себе. Право возникает не из конкретных экономических, исторических, социальных пред­посылок, а вследствие переноса наших переживаний на других людей, которым предписываются конкретные права и обязанности. Человек закрепляет для себя, других людей, общества права и обязанности под влиянием эмоций, соотнося их со своими внутренними убеждениями о должном поведении человека в раз­личных обстоятельствах. Поведение устанавливается не государством, а внут­ренним голосом человека. В данном подходе право начинают рассматривать через сферу внутренних переживаний человека. Сущность права соотносится с внутренним миром людей, а не с их внешними проявлениями. Однако к внут­реннему миру человека относятся и нравственные переживания, Л.И. Петра­жицкий рассматривает нравственность и право как разные типы этических яв­лений.

Право и нравственность в человеческой жизни соприкасаются в психиче­ских переживаниях, которые служат общей почвой. И право, и нравственность рассматриваются как виды этических эмоций, осмысления данных явлений. В праве человек считает себя обязанным правовыми обязанностями и нормами, потому что должен другому человеку то, на что он может претендовать. В нравственности человек считает себя обязанным что-то сделать из-за побуди­тельных мотивов, не дающих другим людям требовать данного поведения. К примеру, нищий не имеет возможности требовать милостыни, такое действие является добровольным для других людей.

Для обоснования эмоциональной природы права и нравственности Л.И. Петражицкий предложил свое видение психической жизни, которая опирается на следующие элементы[4]:

- импульсии (эмоции) – двусторонние, активнопассивные пережива­ния, раздражения;

- односторонние переживания – односторонне-пассивные, познаватель­ные, чувствительные и односторонне-активные, волевые.

Л.И. Петражицкий поставил в центр права человека, но сделал это столь оригинально и бескомпромиссно, что нажил себе гораздо больше противников, чем сторонников и учеников. Право, по Л.И.Петражицкому, это не государ­ственные нормы (как полагали защитники правового этатизма), не фактические правовые отношения (позиция социологической школы), не нравственная идея (в естественно-правовом смысле), а явление индивидуальной психики – особые эмоции, обладающие специфическими признаками. Все эмоции Л.И. Петра­жицкий подразделял на две группы: этические и правовые. Правовым эмоциям, с его точки зрения, свойственно такое качество, как императивноатрибутив­ность. Оно проявляется в следующем: у лица, имеющего какие-либо права, в сознании присутствует уверенность в этом. Человек рассматривает свои права как нечто, принадлежащее только ему и никому другому. Это с одной стороны. С другой – у обязанного лица формируется этическое осознание долга по от­ношению к человеку, имеющему права, то есть управомоченному. Сознание обязанного лица диктует ему необходимость совершить какие-либо действия в пользу управомоченного. И вот когда право и обязанность взаимодействуют между собой, возникает право, которое следует интерпретировать как сумму психических переживаний индивидов, то есть субъектов права.

Л.И. Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике инди­вида. По мнению ученого-юриста, юрист поступит ошибочно, если станет отыскивать правовой феномен где-то в пространстве над или между людьми, в социальной среде, между тем как этот феномен происходит у него самого, в го­лове, в его же психике, и только там. Теория Л.И. Петражицкого безгранично расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные пере­живания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Л.И. Петражицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета.

Приведенные высказывания вызвали резкую критику в отечественной ли­тературе. Так, Б.Н. Чичерин опровергал вероятность рассматривать право через аморфные положения, а не при помощи терминов, которые соотносятся с нор­мой, представляющей собой обязательный для всех принцип,а не индивидуаль­ный опыт[5]. Е.Н. Трубецкой главной ошибкой психологической теории права называл отождествление права и некоторых состояний души с аспектами инди­видуальной психологии. Это Трубецкой объясняет тем, что Л.И. Петражицкий испытывал страх перед метафизикой, вследствие этого опирался на эмпириче­ский материал, который не может быть основой правовой теории из-за не­устойчивости, конкретности, индивидуализации[6].

Таким образом, впервые оригинальная и последовательная трактовка права с позиции психологии была дана Л.И. Петражицким. Исследуя природу права, ученый обосновывает вывод о том, что право – это явление внутреннего мира, особенность индивидуальной психики человека. Право представляет со­бой особые этические и правовые эмоции (переживания). Основной чертой правовых эмоций автор считал их императивно-атрибутивную направленность, этические эмоции характеризовались осознанием чувства долга, ответственно­стью.

 

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: