Серьезное внимание в своей теории права Л.И. Петражицкий уделил его видам. Так, мыслитель указывает, что важнейшими подклассами общего рода таких правовых явлений, как императивно-атрибутивные переживания, могут быть названы интуитивное и позитивное право, а также официальное и неофициальное. Интуитивное и позитивное право как подклассы одного рода явлений обладают общими свойствами права как такового, главным образом, императивно-атрибутивной эмоциональной природой соответствующих переживаний, отличием от нравственности как чисто императивных переживаний. Главное различие между интуитивным и позитивным правом заключается в интеллектуальном составе интуитивного права. Так, в интуитивном праве опора делается исключительно на индивида, в отличие от позитивного права, которое требует подобную ссылку, например, «потому что так поступали отцы», «потому что так написано в законе». Помимо этого, Л.И. Петражицкий указывает на индивидуальный характер интуитивного права, большее значение имеют условия и обстоятельства жизни каждого, его характер, воспитание, образование, социальное положение, профессиональные занятия, личные знакомства, тогда как позитивное право предлагает однообразный шаблон правил для более или менее значительных масс людей.
|
|
Л.И. Петражицкий также проводил различие между социально-служебным правом и правом, которое не обременено служебной обязанностью[7].
Л.И. Петражицкий различает множество самых разнообразных видов позитивного права. Так, в зависимости от того, на какой нормативный факт (составную часть интеллектуально-эмоциональных переживаний, которая указывает, почему обязательно поступать таким или иным образом) имеется ссылка в данных позитивно-правовых переживаниях, он выделяет законное право (законы) – представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, поскольку они вызывают соответствующие императивно-атрибутивные переживания в чьей-либо правовой психике. Другой вид позитивного права – обычаи (обычное право) – императивно-атрибутивные переживания, которые ссылаются на соответствующее представляемое массовое поведение других как на нормативный факт.
Среди других видов позитивного права Л.И. Петражицкий называет[8]:
- право судебной практики (императивно-атрибутивные переживания со ссылкой на практику тех или иных судов как на нормативный факт;
- книжное право (правовые переживания со ссылкой в качестве нормативных фактов на продукты коллективной работы, например, Талмуд, шариат, законы Ману, или книги, написанные отдельными лицами – бывшими народными судьями, духовными лицами;
|
|
- право принятых в науке мнений и право учений отдельных юристов или групп;
- право юридической экспертизы;
- право изречений религиозно-этических авторитетов (пророков, апостолов, святых, отцов церкви и т.д.);
- договорное право (правовые переживания со ссылкой на заключенный между сторонами договор) и право односторонних обещаний;
- программное право (например, публичные сообщения отдельных государств в международных отношений или партийные программы во внутренней политической жизни);
- право юридических пословиц и поговорок.
Другим делением права в теории Л.И. Петражицкого является деление на официальное и неофициальное право, где официальное право – право, подлежащее применению и поддержке со стороны представителей государственной власти, высший вид права по отношению к неофициальному праву – праву, лишенному подобной поддержки.
Таким образом, право, согласно психологической теории Л.И. Петражицкого многолико, т.к. выдвинутые ученым-юристом виды права имеют свои особенности и черты. Взгляды мыслителя, показывают, до какой степени разнообразным может представляться право.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, психологическая теория Л.И. Петражицкого представляет несомненный интерес и для современных исследователей. В условиях реформирования правовой системы российского общества особую значимость приобретает задача выстраивания грамотной и эффективной правовой политики. И здесь на первый план выдвигается, прежде всего, проблема определения понятия права, выявления того, что собой представляет это явление. Ведь, как известно, в любом деле начало всех начал – это определиться с понятиями.
Любая научная теория имеет право на односторонность, поэтому психологическая теория права была признана, несмотря на отдельные недостатки, ценным открытием в области исследования правосознания, которое тогда не было изучено. В общественной мысли России идеи выдающегося русского юриста нашли широкий отклик, так как отрицательное отношение к праву в российском обществе было традиционным.
Правовая доктрина Л.И. Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ