Многоликое право Л.И.Петражицкого

Серьезное внимание в своей теории права Л.И. Петражицкий уделил его видам. Так, мыслитель указывает, что важнейшими подклассами общего рода таких правовых явлений, как императивно-атрибутивные переживания, могут быть названы интуитивное и позитивное право, а также официальное и неофи­циальное. Интуитивное и позитивное право как подклассы одного рода явлений обладают общими свойствами права как такового, главным образом, импера­тивно-атрибутивной эмоциональной природой соответствующих переживаний, отличием от нравственности как чисто императивных переживаний. Главное различие между интуитивным и позитивным правом заключается в интеллекту­альном составе интуитивного права. Так, в интуитивном праве опора делается исключительно на индивида, в отличие от позитивного права, которое требует подобную ссылку, например, «потому что так поступали отцы», «потому что так написано в законе». Помимо этого, Л.И. Петражицкий указывает на инди­видуальный характер интуитивного права, большее значение имеют условия и обстоятельства жизни каждого, его характер, воспитание, образование, соци­альное положение, профессиональные занятия, личные знакомства, тогда как позитивное право предлагает однообразный шаблон правил для более или ме­нее значительных масс людей.

Л.И. Петражицкий также проводил различие между социально-служебным правом и правом, которое не обременено служебной обязанностью[7].

Л.И. Петражицкий различает множество самых разнообразных видов по­зитивного права. Так, в зависимости от того, на какой нормативный факт (со­ставную часть интеллектуально-эмоциональных переживаний, которая указы­вает, почему обязательно поступать таким или иным образом) имеется ссылка в данных позитивно-правовых переживаниях, он выделяет законное право (за­коны) – представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, по­скольку они вызывают соответствующие императивно-атрибутивные пережи­вания в чьей-либо правовой психике. Другой вид позитивного права – обычаи (обычное право) – императивно-атрибутивные переживания, которые ссыла­ются на соответствующее представляемое массовое поведение других как на нормативный факт.

Среди других видов позитивного права Л.И. Петражицкий называет[8]:

- право судебной практики (императивно-атрибутивные переживания со ссылкой на практику тех или иных судов как на нормативный факт;

- книжное право (правовые переживания со ссылкой в качестве норма­тивных фактов на продукты коллективной работы, например, Талмуд, шариат, законы Ману, или книги, написанные отдельными лицами – бывшими народными судьями, духовными лицами;

- право принятых в науке мнений и право учений отдельных юристов или групп;

- право юридической экспертизы;

- право изречений религиозно-этических авторитетов (пророков, апо­столов, святых, отцов церкви и т.д.);

- договорное право (правовые переживания со ссылкой на заключен­ный между сторонами договор) и право односторонних обещаний;

- программное право (например, публичные сообщения отдельных гос­ударств в международных отношений или партийные программы во внут­ренней политической жизни);

- право юридических пословиц и поговорок.

Другим делением права в теории Л.И. Петражицкого является деление на официальное и неофициальное право, где официальное право – право, подле­жащее применению и поддержке со стороны представителей государственной власти, высший вид права по отношению к неофициальному праву – праву, лишенному подобной поддержки.

Таким образом, право, согласно психологической теории Л.И. Петражиц­кого многолико, т.к. выдвинутые ученым-юристом виды права имеют свои осо­бенности и черты. Взгляды мыслителя, показывают, до какой степени разнооб­разным может представляться право.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, психологическая теория Л.И. Петражицкого представляет несомненный интерес и для современных исследователей. В условиях рефор­мирования правовой системы российского общества особую значимость приоб­ретает задача выстраивания грамотной и эффективной правовой политики. И здесь на первый план выдвигается, прежде всего, проблема определения поня­тия права, выявления того, что собой представляет это явление. Ведь, как из­вестно, в любом деле начало всех начал – это определиться с понятиями.

Любая научная теория имеет право на односторонность, поэтому психо­логическая теория права была признана, несмотря на отдельные недостатки, ценным открытием в области исследования правосознания, которое тогда не было изучено. В общественной мысли России идеи выдающегося русского юриста нашли широкий отклик, так как отрицательное отношение к праву в российском обществе было традиционным.

Правовая доктрина Л.И. Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: