Политические учения в Голландии (Б.Спиноза)

 

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) — нидерландский философ, пантеист и политический мыслитель — родился в семье зажиточного купца еврейской общины. Образование получил в религиозном училище. Даровитый ум Спинозы впитал в себя семена демократии, вольнодумства, отвергнув веру и обычаи еврейской общины. 27 июля 1656 г. еретика Спинозу отлучают от религиозной общины, после чего он вынужден был уехать из Амстердама в деревню.

На формирование учения Спинозы в первую очередь оказали влияние идеи Декарта и Гоббса, в меньшей степени пантеизм Дж. Бруно, учебники схоластов (Суареса и др.), философия евреев-аверроистов, Маймонида и Авицеброна, каббала. Настоящее знакомство с философией Спинозы в Европе начинается со времени появления писем Якоби к Мендельсону (1785).

Формирующееся философско-политическое мировоззрение он излагает в «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье». Через год после написания «Краткого трактата» Спиноза написал «Трактат об усовершенствовании разума» (1661). Главные произведения философа: «Этика» (начата в 1661, издана в 1677 на латинском языке) и «Богословско-политический трактат» (опубликован анонимно в Амстердаме, 1670). Единственной книгой, изданной на латинском при жизни и под его именем, был труд «Начала философии Рене Декарта, части I и II, доказанные геометрическим способом» (1663).

Итак, политическая активность Спинозы усиливается в 1660-е гг., когда по заданию главы антиклерикального буржуазно-республиканского правительства Яна де Витта он пишет одно из самых критических произведений XVII столетия — «Богословско-политический трактат». В

19

 обстановке спада политической активности Спиноза в 1675 г. заканчивает «Этику» — главный труд своей жизни и работает над «Политическим трактатом» (продолжением «Этики»), который не успел закончить. После смерти друзья Спинозы опубликовали его произведения, но они вскоре были запрещены и лишь в XIX в. вновь опубликованы.

Политические идеи Спинозы тесно связаны с его этическим учением о свободе и необходимости, обосновывающем мотивы поведения людей в обществе и в системе политической власти их природным, естественным состоянием, движимым частными эгоистическими интересами граждан. Вместе с тем он не отрицал возможного гармоничного сочетания последних с общественными.

Главная исследовательская тема Спинозы – свобода и демократия (упорядоченная свобода). Основание свободы — разум как источник личной автономии и правоспособности, своеправия. Им обеспечивается универсальная способность естественного — из природы — познания вечных божественных законов и повиновение им как основа добродетели. Согласно Спинозе, общество выходит из естественного права в гражданское состояние в результате наличия любой верховной власти как организации публичного правления (respublico). Совокупное тело этой верховной власти — государство.

В целях обеспечения собственной безопасности, во имя гарантий общего блага и возможности сообща пользоваться естественными правами индивиды заключают общественный договор, т.е. создают государство. Б. Спиноза создал оригинальную теорию общественного договора. Ее содержание касается причин возникновения государства, его социального назначения и поиска наиболее эффективной формы правления.

Происхождение государства и права обусловлено двумя факторами:

20

1) природой человека, в основе которой лежит противоречие между разумом индивида и его влечениями и страстями;

2) общественным разделением труда.

Целью государственного устройства должна быть свобода — прежде всего свобода политическая и религиозная. У государства прав столько, сколько мощи. Своеправие отдельного гражданина «обратно пропорционально степени могущества государства: каждый гражданин, когда действует по праву, по праву и обладает чем-либо и защищает это с общего решения государства. В противном случае все вернется в естественное состояние».[10, с. 275-276]

Однако государство и право создаются не только для обуздания индивидуального своеволия и пассивных страстей, побуждающих человека к неразумным поступкам. Их главное назначение состоит в обеспечении безопасности и самосохранении индивида, гарантии его подлинной свободы и могущества. Свобода конкретного индивида невозможна в естественном состоянии, поскольку здесь каждый следует своим прихотям. Свобода становится реальностью только в государственно-организованном обществе. В отличие от естественной свободы, свобода гражданская есть подчинение каждого разумному закону, равному для всех.

Кроме того, соединению индивидов в целостное сообщество (государство) способствует потребность оказывать «взаимную помощь», которая проистекает из разделения труда между членами общества. Производя конкретные виды услуг, индивиды обмениваются ими друг с другом, что способствует упорядочению их взаимодействия, побуждает к совместной жизни.

Итак, поскольку «ни одно общество не может существовать без власти и силы, а следовательно, и без законов, умиряющих и сдерживающих страсти и

21

 необузданные порывы людей», общественная связь людей, конституируемая договором (который должен быть основан на идеях естественного права), предполагает, что каждый, перенеся на общество всю мощь, какую он имеет, обязан повиноваться или добровольно, или под страхом высшего наказания, что и составляет стержень государственного права. Такое право Спиноза называет демократией. Демократия объединяет два начала, образующих правопорядок: принцип повиновения верховной власти (государству) и свободу.

Гарантией того, что законы при демократии есть воплощение истинного разума, является процедура их принятия. Чтобы закон был разумен, он должен быть принят большим собранием людей. Аффекты строго индивидуальны, страсти у всех разные, частные интересы противоречивы — все это в достаточно многочисленном собрании взаимопоглощается, и в результате общим остается только разумное начало. Разумность законов и общая свобода обеспечены там, где законы принимает многочисленное собрание, воля которого «определяется не столько прихотью, сколько разумом, ибо дурные аффекты влекут людей врозь, и единодушие может установиться лишь постольку, поскольку люди стремятся к благородному или по крайней мере к тому, что кажется таковым».

Кроме того, отличие демократии состоит в том, что власть и законы не противостоят народу и не противоречат его свободе. Народ, будут ли в таком обществе законы умножаться или уменьшаться, останется одинаково свободным, потому что он действует не вследствие авторитета другого лица, по своему собственному согласию.

Демократию Б. Спиноза противопоставлял абсолютной монархии:

     • единоличное правление неразумно, поскольку прихоти монарха в силу слабости человеческой природы неизбежно берут верх над разумом. Задача

22

достижения общего блага в монархии приносится в жертву корыстным интересам правителя. Тем самым нарушается равновесие сил между правителем и подданными;

     • власть монарха недостаточна для удержания подданных в подчинении. По этой причине монаршая власть основана на страхе, на ненависти, принуждении. Для достижения собственного могущества монарх совершает действия, подрывающие его способность руководить подданными: ограничивает свободу суждений, совести, науки. Это дает повод для всеобщего возмущения, кладет конец «общественному договору»;

     • законы правителя не являются воплощением истинного разума, а являются выражением интересов знати, которой себя окружает монарх.

Спиноза считал необходимым ограничить абсолютную монархию представительным органом — парламентом. Философ делает вывод, «если дела верховной власти будут упорядочены таким образом, что ничто, имеющее отношение к общему благу, не представлялось бы, безусловно, чьей-либо совестливости», то такое государство не будет разумным, прочным и могущественным.[10, с.276]

Итак, какие же основные признаки демократического устройства выделял Спиноза?

Во-первых, это, прежде всего, наличие у граждан («всеобщего собрания людей») верховного права на все. Во-вторых, общество, где фактически каждый гражданин выступает попеременно как суверен (в рамках собрания) и как подданный (в качестве частного лица). В-третьих, общество, где сам институт демократии базируется на принципе равенства. И в-четверых, общество, предполагающее определенное соотношение принуждения и свободы.

23

Спиноза утверждает, что государственная власть делает необходимым подчинение общему для всех правопорядку. Это означает, что в основе правомочности действий каждого гражданина лежит санкция (общее решение) государства. Поэтому он конструирует зависимость человека от государства не как что-то чуждое природе самого человека, носящее характер тотального принуждения. Речь идет о правопорядке, исключающем произвол отдельного лица.

Стремясь освободить политику от схоластики, метафизики, морализаторства, субъективных оценок, Спиноза отождествляет государство и право с «частицами природы», которые развиваются по законам природы. Использование натуралистического подхода для объяснения государства и права было исторически оправданно и способствовало рациональному осмыслению сферы политики. Спиноза считал необходимым «рассматривать человеческие действия и влечения точно так же, как если бы вопрос шел о линиях, поверхностях и телах», чтобы исключить влияние случая или прихоти правителя на развитие государства. При этом философ, по его мнению, «постоянно старался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать».

В соответствии с этим подходом государство, право, политика представляют собой систему естественных сил, входящих в общий механизм мироздания. Верховным законом, в соответствии с которым развивается природа, является закон самосохранения. Этому закону подчиняются все элементы системы мироздания. В соответствии с ним каждая частица природы стремится утвердить себя в своем бытии посредством силы, мощи, т.е. способности к самосохранению. «Сила, могущество действия» самой природы составляет законы и правила природы.

 

24

В «Политическом трактате» Спиноза жестко увязывает суверенитет и мощь государства со свободой человека: общим условием, основанием и для первого и для второго является главенство разума. Спиноза понимает свободу как необходимое условие благочестия и спокойствия государственной и общественной жизни. В разуме свободного человека он видел средство истинного познания необходимости всеобщих законов (определяемых божеством), способное многое сделать для укрощения аффектов (страстей) людей и упрочения общественной жизни. Отсюда главный вывод относительно определения понятия свободы: «свобода есть осознанная необходимость».

В гражданском (правоподчиненном) состоянии, как уже можно было понять, нет ничего, что бы противоречило естественному разуму и его императивам. По мысли Спинозы, чем более человек руководится разумом, т. е. чем более он свободен и своеправен, «тем неуклоннее будет он блюсти право государства и исполнять приказы верховной власти». Однако он полагал, что естественные основы государства все же необходимо выводить не только из указаний разума, а «из общей природы и строя людей», ибо люди в массе своей «скорее следуют руководству слепого желания, чем разума». Поэтому человеческие аффекты: любовь, ненависть, гнев, зависть, честолюбие, сострадание и прочие движения души — он рассматривал не как пороки человеческой природы, а как природные свойства, присущие людям. В отличие от Гоббса, теория естественного права у Спинозы более натуралистична, как и теория общественного договора, естественно примиряющая всех людей в государстве с людьми, в чьих руках находится верховная власть, независимо от формы правления.

Политическое учение Спинозы враждебно всякому суеверию, всему тому, что лишено естественного, здравого смысла. Его антиклерикализм выражался в критике догматизма и суеверия церкви, хотя истинную религию философ

25

связывал с мудростью. «Между религией и суеверием, — писал философ в одном из своих писем, — я признаю, главным образом, то различие, что суеверие имеет своей основой невежество, а религия — мудрость».[10]

В системе отношений между светской и духовной властями, считал он, недопустимо наделение священнослужителей политической властью. Спиноза фактически выступает сторонником принципа отделения церкви от государства и формулирует требование предоставления одной только верховной власти права решать, что законно или незаконно.

Таким образом, политические идеи Спинозы оказали влияние на формирование свободомыслия в Западной Европе, особенно во Франции XVII—XVIII вв. и Германии XVIII—XIX вв. (Шеллинг, Гегель и др.). В сравнении с Г. Гроцием и Т. Гоббсом Б. Спиноза не внес в теорию естественного права чего-либо принципиально нового. Как и они, Б. Спиноза считал, что мир не чье-то творение, а результат его естественного саморазвития. Но эта теория только зарождалась, о существовании трудов Г. Гроция и Т. Гоббса знал лишь узкий круг интеллектуалов. Поэтому Б. Спиноза также по праву считается одним из создателей этой теории.

 

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в Новое время практически во всех сферах жизни общества возникают новые условия для изменений, для преобразований, для реформ, для ускорения развития общества, в том числе для нового государственного строительства, преобразования политических институтов, политической системы, всей политической сферы общества.

Эпоха быстрых революционных изменений рождала новые, более демократические политические институты и новые политические системы, новые, более демократические отношения между правящей элитой и большинством общества, новые политические партии, формировавшие новый политический стиль и более демократическую политическую культуру.

Политические учения в Новое время стали связываться с поиском нового порядка вещей, новых, прогрессивных начал человеческого развития, новых форм общественных и политических отношений. С развитием политики на базе светского характера законодательств и государственных устройств этот поиск находил свою реализацию уже не в умозрительных заключениях, а в наблюдениях над явлениями жизни и в опоре на опытное знание и исходил не из представлений об идеальной форме правления, а из требований рационального устройства базовых основ человеческого общежития. Такой рационализм в Новое время способствовал тому, что политическая мысль, политическая наука получили более глубокое и многостороннее содержание и оказались крепче связаны с политической практикой.

Таким образом, XVII в. стал громадным шагом вперед в развитии учений о праве и государстве.

 

27

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гоббс Томас Левиафан — Москва: Мысль, 2001. — 478 с.

2. Земцов, Б.Н. История политических и правовых учений: учебник и практикум для вузов / Б. Н. Земцов.— Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 440 с.

3. История политических учений: учебник для вузов / А. К. Голиков [и др.]; под редакцией А.К.Голикова, Б.А.Исаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 383 с.

4. Михалкин, Н. В. Философия для юристов: учебник и практикум для вузов / Н.В. Михалкин.— Москва: Издательство Юрайт, 2020.— 471 с.

5. Мухаев, Р. Т. История политических и правовых учений Нового и Новейшего времени: учебное пособие для вузов / Р. Т. Мухаев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 398 с.

6. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов / В.С.Нарсесянц. – Москва: Издательство Норма, 2005. – 656 с.

7. Пивоваров, Д. В. История западноевропейской философии религии XVII—XIX веков: учебное пособие для вузов / Д. В. Пивоваров. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 158 с.

8. Ретюнских, Л. Т. Философия: учебник для вузов / Л. Т. Ретюнских. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 357 с.

9. Рубаник, С. А. История политических и правовых учений. Академический курс: учебник для вузов / С. А. Рубаник; под редакцией В.Е. Рубаника.— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 396 с.

 

28

10. Спиноза Б. Политический трактат / Трактаты: [Пер. с латин.] // Бенедикт Спиноза. – Москва: Мысль, 1998. – 446 с.

11. Чичерин, Б. Н. Политические мыслители древнего и нового мира: учебное пособие для вузов / Б. Н. Чичерин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 272 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: