Контрольная работа № 3.
Синтаксис. Пунктуация.
Цель: осуществить контроль знаний, умений, навыков обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация», развивать умение мыслить, анализировать языковые явления, проверить навык выполнения тестовых заданий, воспитывать аккуратность, сосредоточенность, внимательность.
Вариант 2.
Часть 1
Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел.
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.
(1)Из истории и логики развития науки следует, что переворот, который бы изменил все наши научные представления, невозможен. (2)… ошеломляющая идея теории относительности не была категорическим переворотом, а возникла как следствие развития науки и опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого. (3)Эта идея коснулась сравнительно узкого круга вопросов и практически не изменила установленных прежде законов механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями, т. е. наши знания, таким образом, распространились на не изученную до того область скоростей, сравнимых со скоростью света.
|
|
В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1)Хотя идея теории относительности коснулась сравнительно узкого круга вопросов, она изменила законы механики и электродинамики тел, движущихся с обычными скоростями.
2)Ни одно открытие не способно совершить революционный переворот в научных представлениях.
3)Научное открытие способно совершить революционный переворот в научных представлениях в случае, если оно распространяется на не изученную до того область знания.
4)Доказано, что теория относительности возникла как следствие развития науки и опиралась на прочный фундамент завоеваний прошлого.
5)Ошеломляющая идея теории относительности, возникшая как следствие развития науки и опиравшаяся на прочный фундамент завоеваний прошлого, была категорическим переворотом в науке.
Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово.
Даже, потому что, естественно, только, именно
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ИСТОРИЯ, -и; ж.
1. Действительность в процессе развития. Законы истории. Ход истории. Творить, делать историю (оказывать решающее влияние на ход событий в жизни какого-л. народа). Войти в историю (оставить след в истории, сохраниться в человеческой памяти как знаменательное событие).
|
|
2. Последовательный ход развития, изменения чего-л. И. земной коры. И. нашего города.
3. Отдалённое время с его событиями, происшествиями; прошлое. И. и современность. Документы истории. Отойти в историю (перестать существовать).
4. Наука, изучающая прошлое человеческого общества. И. средних веков. Предмет преподавания в средней и высшей школе. Учитель истории. Оценка по истории. Пособие, учебник по истории.
5. Наука, изучающая развитие какой-л. области природы, культуры, знания. И. естествознания. И. музыки, театра. Военная и. Изучать историю литературы.
6. Рассказ, повествование. Поучительная и. И. о любви. Рассказать смешную, страшную историю.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пять КИЛОГРАММОВ
ОБЕИХ девушек
ШЕСТИСТА страниц
ОБГРЫЗЕННАЯ груша
более ИНТЕРЕСНЫЙ рассказ
7. Установите соответствие между предложениями с допущенными в них грамматическими ошибками (в левом столбце) и соответствующими видами грамматических ошибок из правого столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
|
А) Нужно запомнить важное условие: составляя модель сборника «Тригонометрических функций», важно использовать математический язык. | 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
Б) В советском сериале Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» заняты талантливые актёры кино и театра, которых мы любим и гордимся. | 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым |
В) К.Г. Паустовский очень любил Мещёрский край, посвятивший природе своё творчество. | 3) ошибка в построении предложения с однородными членами |
Г) Желая отправиться на отдых в санаторий «Горный дуб», путёвки приобретались заранее. | 4) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
Д) С 1 июля началась выдача новых паспортов согласно установленного порядка. | 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
| 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
| 7) неправильное построение предложения с косвенной речью |
8.Укажите вариант (ы) ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная. Запишите номера ответов.
1) распл..влять (сыр), подр..сти, сл..дковатый;
2) л..жбина, г..реть, пл..вец;
3) зап..раться, пром..кать, приск..кать;
4) разр..внять, сч..тать, м..кать;
5) п..рина, зат..рать, пол..скать.
Укажите вариант (ы) ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) пр..бывать (на родину), пр..тендовать, пр..кращать;
2) пред..стория, вз..мать, пред..инфарктный;
3) пров..зглашать ть, р..ссыпать, под..йти;
4) об..езд, двух..ядерный, об..ятия;
5) ра..шифровать, чере..чур, не..добровать.
Укажите вариант(ы) ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) лидир..вать, развед..вать;
2)заносч..вый,подмиг..вать;
3) эмал..вый, продл..вать;
4)перепонч..тый, (сидеть) справ..);
5)недоум..вать, син..ватый.
Укажите вариант(ы) ответов, в которых в словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) понаде..вшись, стрел..ный (воробей);
2) (орехи) кол..тся, (травы) стел..тся;
3) скач..щий (всадник), кле..щий карандаш;
4) (коты) мурлыч..т, (пятки) щекоч..т;
|
|
5) бре..шься, невид..мый
12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)желая спугнуть своё радостное состояние, Иванов тихонько вылез из машины.
(Не) гражданский долг, а личный интерес волнует героя романа.
Николай Ильич, (не) любивший говорить о материальном, сообщил, что деньги заканчиваются.
Андрей дважды переспросил (не) расслышанные слова, а понятые по губам.
(Не) решённый вопрос снова включён в повестку дня.
13.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Я ТОТ(ЧАС), черпая вёслами прозрачную, как первые льдинки, озёрную воду, выплывал на лодке (НА)ВСТРЕЧУ едва зародившемуся дню.
Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.
И(ТАК) лирический герой Пастернака чувствует каждый прожитый миг, что любовь помогает ему преодолеть суету и пошлость мира, и (ПО)ТОМУ он вспоминает о погасшей когда-то искре любви с сожалением.
Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ)ТОМ пищей для её ума были (КАК)БУДТО все предметы.
(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппо Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккьо.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.