Глава 2. Учения Гроция о государстве и праве

Гуго Гроций был выдающимся голландским юристом и политическим мыслителем, одним из основателей раннебуржуазного учения о государстве и праве, рационалистической доктрины естественного и международного права Нового времени. Гроций был энциклопедически образованным и плодовитым автором, создавшим более 90 произведений по истории и теории государства и права. Его основной труд - это фундаментальное произведение «О праве войны и мира». Для Гроция как одного из ранних представителей формировавшегося буржуазного «юридического мировоззрения» существенный интерес представляли как теоретическое обоснование того нового правопонимания, которое соответствовало бы социально-историческим реалиям эпохи перехода от феодализма к капитализму и утверждения буржуазного общества, так и систематическая научная разработка на базе такого правопо-нимания основных начал, принципов и форм внутригосударственной жизни и международного общения. По Гроцию, предмет юриспруденции - это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки - целесообразность и польза. Для того чтобы придать юриспруденции «научную форму», согласно Гроцию, необходимо тщательно отделить то, «что возникло путем установления, от того, что вытекает из самой природы», ибо в научную форму может быть приведено лишь то, что вытекает из природы вещи и всегда пребывает тождественным самому себе (т. е. естественное право). Поэтому, отмечал Гроций, в юриспруденции следует различать «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю». В соответствии с таким пониманием предмета юриспруденции существенное значение Гроций придавал предложенному еще Аристотелем делению права на естественное и волеустановленное. Естественное право при этом определяется им как «предписание здравого разума».

Согласно этому предписанию то или иное действие - в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека - признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право, таким образом, выступает в качестве основания и критерия для различения

 

ГЛАВА 3. Теория естественного права  Г.Гроция

В XVII в. обозначились многие принципиально значимые правовые и политические идеи, в том числе основы гражданского общества. Целесообразно выделить работы двух авторов - голландский юрист Гуго Гроций (1583 - 1645) и голландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 - 1677).

Наиболее известное произведение Г.Гроция «О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права». Гроций считал, что право коренится в стремлении индивида к спокойному, разумному общению с себе подобными. Именно в общении заключается и сущность государства. Под правом Гроций имел в виду естественное право - «право в собственном смысле слова», «предприятие здравого разума». Его источник - справедливость, разумная природа человека как социального существа, «которому присуще стремление к спокойному, руководимому собственным разумом общению человека с себе подобными». Волеустановленное (позитивное) право - источник воли человека или Бога и, соответственно, делится на право человеческое (внутригосударственное и международное право) и право божественное (закон Божий, выраженное в Писании). Оба они основаны на естественном праве. Но естественное право - справедливость между равными (право равенства), а волеустановленное позитивное право регламентирует отношения между господствующими и повинующимися (право господства). Гроций сформулировал естественнонаучное определение государства как «совершенного союза свободных людей ради соблюдения права и общей пользы».

Г.Гроций провел отличие между юриспруденцией как «наукой права» и «наукой политики». Предмет юриспруденции - право и справедливость, предмет науки о политике - целесообразность. в работе были выделены циклы государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин в юриспруденции. Наряду с догматическим, историческим и филологическим способами рассмотрения права, Гроций применил формальнологический метод изучения и толкования права. (Арифметическое и геометрическое равенство, формальный синтез и анализ, логическое конструирование, обоснование и толкование определений догмы в виде формализованнной системы постулатов). Закон выражает право, когда обязывает совершать нравственные поступки. Значит, закон не тождественен праву.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Голландия (Нидерланды, Республика Соединенных провинций), была Первой страной, успешно осуществившей революцию, выдержавшая многолетнюю (1565-1609 гг.) освободительную войну против феодальной Испании, пытавшейся мечом и огнем искоренить распространившийся в Нидерландах кальвинизм. Выдающийся вклад в разработку раннебуржуазной политико-правовой идеологии внес голландский мыслитель Гуго Гроций. Гроций являясь сторонником предложенного еще Аристотелем деления права на естественное и волеустановленное, считает, что в юриспруденции следует различать "естественную, неизменную часть" и "то, что имеет своим источником волю". Учение о государстве. Гроций является сторонником теории общественного договора. По его мнению, при переходе от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности). Сущность государства состоит в том, что это - власть, действия которой не подчинены никакой другой: власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти. Общим носителем верховной власти (т. е. суверенитета) является государство в целом (как "совершенный союз"), носителем же власти в собственном смысле может быть одно или несколько лиц. Война как таковая, согласно Гроцию, не противоречит естественному праву: "по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки". Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справедливы. Различая войны справедливые и несправедливые, Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчеркивал, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: