Теоретический материал

Группа №2

Тема: «Биологические процессы, происходящие на различных уровнях организации жизни. Повторение основных вопросов курса общей

биологии»

Цель:

- обобщить знания, полученные студентами в изученных курсах биологии;

- рассмотреть основные признаки живого;

- повторить и закрепить понятие «биосистема» и уровни организации жизни.

 

Литература:

Беляев,Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень[Текст]/ [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

https://drive.google.com/file/d/15qAxnHSdV8mIrT2XM0UCA9XlcJNrCNxi/view



ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

- Скажите, а что изучает наука биология?

(Ответ: Биология – наука о жизни во всех ее проявлениях и закономерностях, управляющих живой природой.

Понятие "биология" происходит от греческих слов «био» - жизнь, и "логос" – наука, знание, учение. Понятие наука – абстрактное, т.к. возникают вопросы: "

– Что такое жизнь?"

– Чем живая природа отличается от неживой?".

Биология – комплекс наук, изучающих живое. В органическом мире существует 5 царств:

1. Бактерии (дробянки),

2. Растения,

3. Животные,

4. Грибы;

5. Вирусы.

Эти живые организмы изучаются собственно науками:

1. Бактериология или микробиология,

2. Ботаника,

3. Зоология,

4. Микология,

5. Вирусология.

Зоология подразделена на науки, которые конкретно изучают отдельные группы животных. Например, насекомых изучает энтомология, зверей – териология и т. д. Вам в прошлом говорили, что биология выясняет и решает общие явления и процессы для всей живой материи. В прошлом учебном году говорили, что каждый организм, живущий на Земле, представляет систему, которая обладает признаками, отсутствующими у неживых систем. Но среди этих признаков нет ни одного такого, который бы относился к живым организмам. Вспомним эти системы. Вопросы классу:

– Что такое система?

(Ответ: система – это внутренне или внешне упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, определенная целостность, проявляющая себя как нечто единое по отношению к другим объектам и внешним условиям). Запомните, что во всех системах связь между элементами (структурами) более устойчива, упорядочена и внутренне необходима, чем связь каждого элемента системы с окружающей средой. Структурность и системность – это неотъемлемые свойства материи.

– Что же собой представляет биологическая система?

(Ответ: – это организмы, их структурные единицы, например, клетки и молекулы; виды и популяции, биогеоценозы и биосфера. В этих разнокачественных биосистемах и проявляется жизнь).


Все живые существа – одноклеточные и многоклеточные – обладают следующими отличительными свойствами:

1. обмен веществ;

2. рост;

3. развитие;

4. размножение;

5. раздражимость;

6. подвижность;

7. упорядоченность в структуре и функциях;

8. целостностью:

9. передачей свойств от поколения к поколению;

10. дискретностью.

Запомните! Совокупность свойств живого присуща только живым организмам.

При описании живого организма, нужно учитывать все свойства живого.

Рассмотрим их конкретно.

Живые организмы имеют определенный химический и элементарный состав:

а) белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты и С, Н, О, Р, N, и S б) клеточное строение (кроме вирусов);

в) адаптация – приспособленность в строении, функциях, поведении – отвечают образу жизни;

г)онтогенез и филогенез.

И еще дискретность – это любая биосистема состоит из обособленных, но тесно связанных элементов друг с другом.

Итак, из всего сказанного можно сделать вывод:

«Жизнь – это особая форма движения материи, выражающаяся в совокупном взаимодействии универсальных свойств организма».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: