Согласуйте подлежащее и сказуемое

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет

 

 

Кафедра «Стилистика и риторика»

 

Контрольная работа

По дисциплине

«Культура речи»

 

Выполнил: студент гр. ПДз – 061

Долбишев В.О.

зачетная книжка №165069

Проверила:   Проскурина А.В.

 

 

Кемерово 2020 г.

I. Дайте, пожалуйста, ответы на следующие вопросы:

 

Что такое культура речи как учебная дисциплина? Что она изучает?

Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка, виды общения, его принципы и правила, этические нормы общения, функциональные стили речи, основы искусства речи, а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества.

· Важнейшими задачами дисциплины являются:

o Закрепление и совершенствование навыков владения нормами русского литературного языка;

o Формирование коммуникативной компетенции специалиста;

o Обучение профессиональному общению в области избранной специальности;

o Развитие навыков поиска и оценки информации.

 

Что такое языковые нормы и их кодификация?

Языковая норма-совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. Норма противопоставлена системе, понимаемой как присущие тому или иному языку возможности выражения смыслов. Далеко не все из того, что «может» языковая система, «разрешается» языковой нормой. Например, система русского языка предусматривает образование форм 1-го лица единственного числа от всех глаголов, способных иметь личные формы; однако норма «не разрешает» образовывать форму 1-го лица от глаголов победить, убедить (*победю, *побежду, *убедю, *убежду) и «предписывает» обходиться описательными оборотами: сумею (смогу) победить (убедить), одержу победу и т.п. Процесс фиксации нормы, т. е. внесение определенных правил употребления языковых средств в словари и справочники, называется кодификацией

 

Что такое орфоэпические и морфологические типы норм?

Орфоэпические нормы русского языка – это целый свод правил, которые регулируют произношение. Именно благодаря орфоэпическим нормам язык приобретает красоту, звучность и мелодичность. Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos – речь) – это не только раздел языка, который регулирует и классифицирует все орфоэпические нормы, это также сами нормы языка, которые сложились на протяжении множества веков.

Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи. Их нарушение приводит к ошибкам, которые затрудняют понимание высказывания и свидетельствуют о низкой речевой культуре говорящего: килограмм баклажан вместо килограмм баклажанов, белая тюль вместо белый тюль, перед шестистами зрителями вместо перед шестьюстами зрителями, в ихнем доме вместо в их доме, едь вместо поезжай.

II. Выполните следующие практические упражнения:

Вставьте пропущенные буквы.

Густые заросли, все замерли, перебирал рукописи, блестит солнце, постелите скатерть, напоминать о прошлом, соберется дождь, прилагать усилия.

 

Каким словарем можно воспользоваться, чтобы выяснить происхождение

Слов: «карболка», «караван»?

г) этимологическим словарем.

3)Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, НЕ

Выделяются или НЕ отделяются запятыми.

На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.

 

Расставьте ударение в словах. Если возможны варианты, то укажите это.

 

аф Е ра, диспанс Е р, доб Ы ча, голол Е дица, жалюз И, ж Е лчный, заброн И ровать (закрепить), брон Я (металлическая одежда), катал О г, к О мпас, зат Е кший, оп Е ка, св Е кла, ср Е дства, т О рты.

 

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог?

 

в) террор, феномен, жерло.

 

6) Укажите слова, в которых на месте чн произносится [шн].

 

булочная, горчичник, перечница, копеечный, Кузьминична, нарочно, пустячный, скучный, скворечник, шапочный, яичница.

 

7) Расставьте ударение в глагольных форма.

принять: пр и нял – принял а – пр и няло – пр и няли – принят а;

сорваться: сорв а лся – сорвал а сь – сорвал о сь – сорвал и сь.

Найдите в предложениях лексические ошибки и исправьте их.

 

1) Рисунки получились немного неудачными. 2) Я уважаю Базарова за то, что он умел отстаивать свою точку зрения. 3) В пьесе Горького человек предоставлен самому себе: если он споткнулся, никто не протянет ему руку помощи. 4) Ожидается грандиозная акция. 5) Товарные биржи были созданы в форме акционерных обществ. 6) Пшеница и рожь относятся к злачным культурам. 7) Для их ликвидации приняты соответствующие меры.

 

Укажите, в каких случаях паронимы одеть – надеть употреблены

 правильно:

в) Мария Трофимовна надела их, посмотрелась в маленькое зеркальце и

покраснела – сережки ей очень шли.

г) Хвойный замшистый лес одевает все горы и доходит вплотную до берега

моря.

Выберите подходящий по смыслу пароним.

Ужин дружеский     

Платье эффектное

Человек фанатичный    

 

11) Укажите фразеологизм-синоним к словосочетанию очень любить:

 

в) носить на руках;

 

Определите род имен существительных.

 

тюль - мужской род, фрау - женский род, иваси- женский род, тушь - женский род, бремя - средний род, авеню - женский род, мозоль - женский род, рояль - мужской род, вуаль - женский род, мадемуазель - женский род, бра - средний род, табель - мужской род, кенгуру - мужской желе, МГУ- мужской род, СНГ- мужской род, Тбилиси- мужской род.

Образуйте родительный падеж множественного числа данных существительных.

Носков, грузин, мандаринов, мест, яблок, валенок, шпрот, кочерги, чулок, туфель, шорт, погон, кухни, дел.

 

 

Образуйте именительный падеж множественного числа данных имен существительных. Если необходимо, укажите вариативное окончание.

 

Адреса, директора, купола, инспектора, образы, цвета, договора, лектора, округа, свитера

 

Исправьте ошибки в приведенных предложениях.

 

1) Это самый новый проект. 2) У обеих сестер удивительно красивая внешность. 3) Профессору Ивану Сенкевичу сдана незаконченная курсовая работа. 4) Студент сделал эту работу лучше. 5) Генрих и Томас Манн – известные немецкие писатели. 6) Ему не хватило ста тридцати километров, чтобы добраться до населенного пункта.

 

Согласуйте подлежащее и сказуемое.

 

1) Большинство учеников хорошо сдали выпускные экзамены. 2) Ряд новых домов стоят в конце деревни. 3) Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. 4) На концерте выступили 21 певица. 5) Сережа с Петей долго ждали возвращения матери.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: