Возникновение и развитие механизма разделения властей

ВВЕДЕНИЕ

Разделение властей один из старейших политических принципов, который возник в качестве политико-правовой мысли в глубокой древности. Его использовали еще древние греки и римляне, чтобы обезопасить государственный строй от чрезмерной концентрации власти в одних руках. Разделение властей получило закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и в настоящее время. Основоположником данной теории по праву считается французский писатель, правовед, философ и политолог Шарль Луи де Монтескье. Выдвинутая им теория «разделения властей» в значительной мере повлияла на конституционную мысль последующих столетий.

За прошедшие годы принцип разделения властей выдержал испытания временем, развивался и совершенствовался, и сейчас занимает ведущее место в конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними во всех странах с развитой демократией.

На современном этапе разделение властей - это политико-правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти любого демократического государства. Теория права предлагает разные варианты механизма действия принципа разделения властей. По общему правилу, вытекающему из принципа разделения властей, законодательная, исполнительная и судебная власть не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, закрепленных за каждой из них. Но очень многое зависит от конкретной ситуации, существующей в стране, и от сложившихся обстоятельств. Применение принципа разделения властей должно служить не ослаблению власти, а сотрудничеству и кооперации всех ее ветвей.

В связи с этим актуальным становится вопрос о том, что необходимо сделать для реализации принципа разделения властей в России на современном этапе. Связано это в первую очередь с тем, что в советское время, на протяжении длительного периода времени данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. Принцип разделения властей следует считать основой построения органов власти демократического правового государства. Также следует заметить, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису.

Целью данной работы является исследование содержания принципа разделения властей, как важнейшего и основополагающего принципа правового государства, а также его практическая реализация в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить и раскрыть возникновение и развитие теории и института разделения властей;

- рассмотреть содержание принципа разделения властей, его конституционное закрепление;

- выявить особенности взаимодействия различных ветвей власти в современной России;

- рассмотреть практическое применение принципа разделения властей;

- обозначить проблемы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации;

- предложить пути решения проблем, связанных с практической реализацией принципа разделения властей в России.

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в современном демократическом государстве принципа разделения властей, а также связанные с этим проблемы.

Предмет работы – принцип разделения власти, целью которого является обеспечение законности и устранения злоупотребления властью, его общеправовое наполнение, теоретическое содержание и практическое применение в современном российском праве.

Структура курсовой работы следующая: введение, две главы, поделенные на параграфы, заключение, содержащее выводы по работе, список использованных нормативных правовых актов и учебной литературы.

Степень разработанности темы работы.

Теоретическую основу исследования составили труды таких исследователей как С.А. Авакьян, К.В. Дюков, А.Т. Карасев, Я.О.Мамаева, Г.В. Кузовлева, А.Н. Рыков, О.В. Старков,И.В. Турицын, М.Б. Смоленский, И.В. Упоров, С.М. и другие

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации и федеральные законы, устанавливающие компетенцию и полномочия органов государственной власти.

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты принципа разделения властей

Возникновение и развитие механизма разделения властей

 

Принцип разделения властей как способ организации государственного устройства в современной России является уже настолько привычным, что воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Однако он действует лишь со дня вступления в силу Конституции России 1993 г. В Российской империи разделения властей не могло быть по определению, и лишь накануне ее распада, с началом функционирования первой Государственной думы в 1906 г. появились некоторые элементы этого принципа [1, с. 58].

В первоначальном виде теория разделения властей была сформулирована Д. Локком и Ш. Монтескье. Ее сущность сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны осуществляется различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающими друг друга[1]. Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Кроме того, нужно, чтобы они находились во взаимном равновесии, чтобы ни один из органов не мог получить преобладание над другими, чтобы каждый из них был гарантирован от посягательств на его самостоятельность другого органа. В результате различные власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной связи между собой и во взаимодействии. Ни одна из них ничего не может сделать без других, и при несогласии между ними вся государственная деятельность должна остановиться.

В Советском государстве в политико-правовой литературе и в текстах нормативных правовых актов, данная терминология («разделение властей») использовалась применительно только к западным буржуазным государствам, причем с критикой (как механизм, обеспечивающий господствующему классу, т.е. классу буржуазии, поддержание его привилегий).[2] В СССР идея разделения властей отвергалась не только теоретически, но и на конституционном уровне. Так, в Конституции СССР 1977 г. в ст. 108 указывалось, что «высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР правомочен решать все вопросы, отнесенные настоящей Конституцией к ведению Союза ССР».[3] Аналогичные нормы содержались в республиканских конституциях. Верховный Совет СССР не только осуществлял законодательную деятельность, но и мог давать, например, толкования судебно-процессуального характера, а также мог отменять постановления Совета Министров СССР. Поскольку, помимо Верховного Совета СССР, формировались и иные органы власти и управления, то применительно к Советскому государству можно говорить о техническом, а не об общепринятом, т.е. политико-правовом, разделении властей.[4] Что касается власти на местах, то, поскольку местные Советы народных депутатов представляли собой нижний уровень единой государственной власти, на этом уровне о принципе разделения властей не могло быть и речи. [5]

Первое крупное разделение власти разграничило политическую и религиозную власти. Теория разделения властей воспринята конституциями многих стран, хотя конкретные формы ее реализации весьма разнообразны В годы советской власти принцип разделения властей был отвергнут как чуждый и неприемлемый. В лучшем случае, он рассматривался, «как обыкновенное промышленное разделение труда, примененное к государственному механизму в видах упрощения и контроля». Создание государства нового типа, государства социалистического, неразрывно связывалось с уничтожением буржуазного парламентаризма и строительством новых, социалистических органов народного представительства, одним из важнейших принципов, организации которых являлась ликвидация разрыва между законодательной и исполнительной властями, соединение законодательства с управлением. Такими органами были признаны Советы, через которые народ должен был осуществлять принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы признавались подконтрольными и подотчетными Советам.

В РФ принцип разделения властей впервые был провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР (июнь 1990 г.), в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 года этот принцип был внесен в Конституцию в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России.

Разделение властей - принцип, согласно которому власть в государстве осуществляют три независимые ветви власти (исполнительная, законодательная и судебная), уравновешивающие друг друга[6]. Разделения власти - один из основополагающих принципов построения правового государства. Поскольку понятие «разделение власти» достаточно широко, неотделимо от понятия «власти» и принимает при этом самые различные формы выражения, представляется целесообразным проследить исторический путь развития данного понятия.

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой.

Разделение властей - один из основных принципов государства, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны [1, ст. 10]. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом. Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором, ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во всей иерархии государственных органов, предусматривается соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами.[7]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: