Компания «КосмоКурс», основанная российским инженером Павлом Пушкиным и миллиардером, не раскрывающим своё имя, разрабатывает многоразовый суборбитальный корабль, рассчитанный на космический туризм. Корабль примет на борт шесть туристов, которые проведут 15 минут в космосе, поднявшись на высоту примерно 180 километров — именно на такой орбите Юрий Гагарин впервые облетел Землю. Первый экспериментальный полёт запланирован на 2023 год, а полёт с пассажирами — на 2025-й.
В отличие от именитых американских частных компаний, «КосмоКурс» не собирается разрабатывать и производить детали ракеты самостоятельно, а работает как конструкторское бюро, объединяя около 30 российских аэрокосмических предприятий, способных произвести все необходимые элементы будущего корабля.
В 2016 году фирма впервые в отечественной истории прошла согласование тактико-технического задания с «Роскосмосом» и получила летом 2017 года лицензию на космическую деятельность.
Изначально в качестве стартовой площадки «КосмоКурс» рассматривал Байконур, но в начале 2018 года компания решила строить собственный космодром. В итоге «КосмоКурс» и власти Нижегородской области договорились построить частный космодром.
Несмотря на возможные трудности, а именно — компании всё ещё нужно получить одобрение проекта от «Роскосмоса» и найти около 2,5 млрд рублей на строительство у инвесторов, сам факт такого государственно-частного партнёрства и строительства первого частного космодрома в России — уже эпохальный. Работы планируется начать уже в 2020 году.
Компания «Лин Индастриал». Сверхлегкие космические ракеты и база на Луне
Разработкой семейства сверхлёгких ракет-носителей занимается российская компания «Лин индастриал». Ракету «Таймыр» проектируют для доставки на низкую орбиту грузов с полезной нагрузкой от 10 до 180 кг, главным образом микро- и наноспутников (до 10 кг), которые чрезвычайно популярны в мире. [6]
Общие затраты на проект оценивались в $8,5 млн. Фирме так и не удалось договориться с МАИ и другими организациями об использовании их стендов для испытания двигателей. Поэтому испытание первого в России ракетного двигателя, созданного частной фирмой, проводилось 14 декабря 2016 года в промышленной зоне Москвы на необорудованной для этих целей площадке. Испытание закончилось на четвёртой секунде разрушением двигателя.
Первый пуск «Таймыра» должен был состояться в 2021 году, но из-за отсутствия стратегических инвесторов, а также неудачного испытания двигателя в 2016 году компания была вынуждена пересмотреть сроки. Также стало известно, что бывший директор фирмы собирается иммигрировать в США и создавать свой ракетный стартап уже там.
S7 Space: ракеты-носители
S7 Space – первая в России коммерческая компания, предоставляющая полный цикл услуг по запускам космических аппаратов с использованием ракет-носителей "Зенит".
Цель компании – обеспечение растущих потребностей мирового рынка пусковых услуг за счет экономически эффективного использования ресурсов космодрома «Морской старт» и сокращения сроков реализации проектов.
В задачи компании также входит оказание поддержки в эксплуатации космического ракетного комплекса «Зенит-М» (проект «Наземный Старт») на космодроме Байконур. [9]
В 2017 году S7 Space провела успешный запуск ракеты с «Байконура», но спутник, выведенный на орбиту, был признан неисправным. По текущим на 2020 год намечено уже три пуска, а на 2021 и 2022 годы — ещё по четыре запуска.
Даурия Аэроспейс. Спутники
Dauria Aerospace — частная российская космическая компания. Офис и сборочная площадка расположена в Технопарке «Сколково» в Москве. До 2014 года имела подразделения в Германии и США. В начале 2015 года производственная деятельность была практически свёрнута везде кроме России.
До 2017 года компания была наиболее успешной частной космической компанией в России, производящая спутники для международных заказчиков на сумму более $300 млн. Однако из-за внешнеполитической и экономической ситуации ей пришлось закрыть заграничные представительства в 2015 году, а из-за ряда судебных разбирательств с «Роскосмосом» компании пришлось практически свернуть свою деятельность. [1]